Полный текст комментария В.Парамонова для корреспондента газеты «Le Temps» (Швейцария) Регис Женте (Régis Genté) от 9 марта 2012 года.
Вопрос: как Ташкент смотрит на возвращение господина Путина? Думаете ли Вы, что он намерен изменить российскую политику? Не может ли быть это неким возвращением к политике нео-империализма в «ближнем зарубежье»? Или, по крайней мере, может ли это стать возвращением к жесткой политике по отношению к «ближнему зарубежью»?
Ответ: я не могу говорить за весь Узбекистан и тем более за все постсоветское пространство, и поэтому выскажу лишь мое личное мнение как эксперта и аналитика.
В Узбекистане, безусловно, были готовы к «возвращению» и ожидали «возвращения» Владимира Путина. С именем В.Путина, именно в периоды его президентства, связаны этапы кардинального улучшения узбекско-российских отношений. Это факт.
Даже несмотря на то, что в России всегда было много сторонников жесткой и нео-имперской линии, да и в целом людей явно непонимающих специфику самой России и постсоветского пространства, да и той же Центральной Азии, Президенту Путину всегда удавалось следовать не жесткой и конфронтационной линии, а линии разума – на доверительные, стратегические и партнерские отношения с Узбекистаном. Это тоже факт.
На Западе, в том числе в Европе, почему-то привыкли демонизировать Россию и того же Владимира Путина, видимо справедливо усматривая в нем очень сильного политика, который в отличие от многих других российских «деятелей», не «продаст» а, наоборот, будет отстаивать долгосрочные интересы России и, надеюсь, всего постсоветского пространства.
В свою очередь, в Азии, в том числе в Узбекистане, в России при Владимире Путине всегда видели в основном надежного партнера, которому можно доверять и который не будет проводить политику «двойных стандартов». Более того, за эти годы Владимир Путин заметно вырос профессионально, морально и духовно как государственный деятель и лидер России, авторитетный политик мирового масштаба.
Поэтому особых опасений в Узбекистане по поводу ухудшения двусторонних отношений при Владимире Путине не испытывали и, скорее всего, не испытывают. Узбекистан поддерживает двусторонние отношения стратегического характера с Россией. И это факт.
Более того, мне представляется, что Узбекистану, да и всей Центральной Азии стоит ожидать в основном позитивных изменений в российской внешней политике, в том числе рост прагматизма и интенсификацию экономических связей. С этим связаны основные надежды. Одним из таких позитивных изменений может и должен стать процесс экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве и усиления экономического взаимодействия с Китаем, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Будет ли это или нет – как раз так и есть индикатор готовности всей России следовать или нео-имперской линии – дороги в никуда, или стратегической линии на совместное развитие, освоение и оборону того же постсоветского пространства.
Именно региональную и межрегиональную интеграцию в реальном секторе экономике, российские технологии и инвестиции – вот чего ожидают многие в Узбекистане, да и во всей Центральной Азии. Тем более, что экономическая ре-интеграция на том же постсоветском пространстве – это вопрос выживания самой России и большей части постсоветского пространства. Ре-интеграция может позволить решить многие ключевые проблемы на пути развития России, Узбекистана и всей Центральной Азии, на порядок более эффективно противостоять вызовам и угрозам безопасности.
Поэтому любые опасения Запада напрасны, если подобная линия будет выбрана Москвой. Если же Запад поймет необходимость экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве, не будет видеть в этом восстановления СССР, не будет обижать и унижать Россию, будет ценить в ней партнера и друга, то Россия Путина не причинит зла и самому Западу. По крайней мере, первой она уж точно ни на кого не нападет ...
Все эти аргументы основаны на многолетнем изучении внешней политики России, в том числе в Центральной Азии, сотнях статей и серии книг по этой тематике. Я не доверяю заявлениям неких «экспертов», в том числе западных, которые никогда глубоко не исследовали российскую внешнюю политику, никогда не понимали глубинных причин современных проблем на постсоветском пространстве, никогда не заботились о будущем народов, населяющих это пространство. Я также считаю, что в условиях меняющейся архитектуры мира, все более нео-имперская политика того же Запада и его транснациональных корпораций становится гораздо опасней для всего мира, чем оборонительная политика России, которую на Западе привыкли критиковать и обвинять, разучившись видеть ее великой исторической роли в Евразии.
И это при всем при том, что политика России в постсоветский период, в том числе при Владимире Путине, всегда была в целом прозападной или, по крайней мере, – западно-центричной. Именно в таком свете ее видно из Азии. И именно с этим, а вовсе не с некими нео-имперскими амбициями Москвы, была и остается связанной основная критика России со стороны ее многих азиатских партнеров и союзников, например, того же Китая.
Похожие материалы:
|