Важен ли России энергетический потенциал Центральной Азии? |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Автор: Владимир Парамонов | |||
05.01.2011 00:00 | |||
В декабре 2010 года вышел в свет информационно-аналитический доклад «Российское присутствие в энергетике Центральной Азии: состояние, проблемы и перспективы», подготовленный в период 2006-2010 годов и призванный дать ответ на вопрос о характере современной политики Российской Федерации (РФ) и российского бизнеса в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) стран Центральной Азии (ЦА). В докладе приводятся основные количественные и качественные показатели состояния энергетических отношений России с каждой из центральноазиатских стран (в том числе с точки зрения проектов и финансовых ресурсов по состоянию на начало 2010 года), делается их анализ и прогноз. Представляется, что столь подробная и обширная информация ранее ни кем не публиковалась и тем более не анализировалась. В период существования СССР топливно-энергетический комплекс России и республик Центральной Азии был единым организмом, жизнеспособность которого обеспечивалась за счет тесных структурно-технологических связей между всеми ключевыми отраслями ТЭК указанных республик, отлаженных десятилетиями схем и алгоритмов взаимодействия. Функционирование самих отраслей ТЭК, в свою очередь, тесно подчинялось целям развития реального сектора экономики в рамках объединенной единым и долгосрочным государственным планом общей для России и Центральной Азии стратегии в сферах политики, экономики и безопасности. Распад СССР привел не только к исчезновению единого экономического, политического, оборонного и энергетического пространства, но и к двум другим принципиально важным последствиям: - эрозии основной функции самого ТЭК – обеспечивать устойчивость общей сферы материального производства, что представляется естественным в условиях «стратегического» курса России и ряда стран Центральной Азии на реализацию либеральных реформ и глобализацию; - волне центробежных – дезинтеграционных тенденций, поддерживаемых курсом России и стран Центральной Азии на многовекторность. В результате, многие отрасли ТЭК (в первую очередь, нефтегазовая) Российской Федерации и ряда государств Центральной Азии, с одной стороны, перестали подчиняться стратегическим целям развития реального сектора своих же экономики, а, с другой стороны, ориентироваться на цели эффективной реализации в общих государственных и долгосрочных интересах совокупного энергетического потенциала. Наоборот, сегодня ТЭК РФ и ряда стран ЦА в основном ориентируются в лучшем случае на краткосрочные национальные интересы, а в худшем – на узко-корпоративные и чисто коммерческие бизнес-задачи (например, той же купли-продажи). Как представляется, предпринимаемых сегодня в России и ряде стран Центральной Азии усилий по изменению данной ситуации и решению связанных с ней основных проблем крайне недостаточно для того, чтобы в корне переломить ход уже запущенных с распадом СССР негативных тенденций и вывести энергетическое сотрудничество на качественно новый уровень. Требуется кардинальный пересмотр не только схем и алгоритмов современного взаимодействия между РФ и ЦА в ТЭК, но и самой парадигмы экономического развития России и государств Центральной Азии, что реально достижимо только в случае, если все эти прогрессивные изменения будут инициированы именно российской стороной. Однако, подобный сценарий исторически оправданного и долгосрочного поведения России является крайне маловероятным. Наиболее же вероятным является сценарий дальнейшей дезинтеграции России и ряда стран Центральной Азии, их вхождения в орбиту влияния мощных глобальных политических, экономических и оборонных блоков и центров силы. Так или иначе, но именно этот сценарий просматривается исходя из анализа характера современного состояния энергетического взаимодействия РФ и стран ЦА, а также того глобального и регионального фона (процессов и тенденций), в которое это взаимодействие вписано.
Похожие материалы:
|