Евразийская интеграция и Китай: виртуальный экспертный форум. Часть 10. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ | |||
Автор: Владимир Парамонов | |||
21.12.2011 19:50 | |||
Продолжая виртуальный экспертный форум по тематике «Евразийская интеграция и Китай» проект «Центральная Евразия» организовал отдельную «панель» для представителей экспертного сообщества из Казахстана. Принципиально важно то, что в Казахстане традиционно очень внимательно наблюдают за политикой Китая, а многие казахстанские эксперты высказываются в пользу необходимости развития экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве в том числе с целью придания фактору усиления китайского экономического влияния в регионе некоего балансирующего эффекта. В этой связи, было бы крайне интересно услышать мнения самих экспертов из Казахстана, каждый из которых к тому же имеет свое собственное концептуальное видение Китая. Участниками данной части дискуссии стали Мурат Лаумулин, Олег Сидоров и Алмат Тоекин. Владимир Парамонов, руководитель проекта «Центральная Евразия»: уважаемые коллеги, основные вопросы дискуссии Вам хорошо известны, а поэтому, пожалуйста, расставьте акценты на тех моментах, которые Вы считаете наиболее важными.
Мурат Лаумулин, доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований: нельзя не признать, что в настоящее время отношения Китая с государствами Центральной Азии находятся на подъеме. Главные и наиболее болезненные для двусторонних межгосударственных отношений вопросы либо де-юре закрыты, либо близки к этому. Объемы экспортно-импортных операций из года в год растут. На смену доминанте сотрудничества в сырьевом секторе идет сотрудничество в области транспорта и коммуникаций, логистических проектах, несырьевых отраслях экономики. Китай постепенно превращается в ведущего партнера центральноазиатских государств. Причем, не только в сфере экономики, но и в области геополитики и обеспечения региональной безопасности.
Олег Сидоров, независимый эксперт: в настоящее время Пекин заинтересован «войти» в любое интеграционное и успешно действующее образование на постсоветском пространстве. И для КНР, по большому счету, неважно, какая основа формирования (например, политическая или экономическая), так как руководство страны ясно осознает, что данные составляющие с учетом глобализации достаточно тесно и плотно переплетены между собой. Вместе с тем страны, желающие интегрироваться с Поднебесной, должны довольно четко понимать все плюсы и минусы в результате подобного сближения. Очевидно, что интеграция с Китаем на двух-, трехсторонней основе будет способствовать постепенному занятию Пекином лидирующей позиции со всеми вытекающими…
Алмат Тоекин, исполнительный директор общественного фонда «Центральная Азия - Мир и Согласие»: на постсоветском пространстве интеграционные проекты совместимые с политикой Китая имеют перспективу лишь в обеспечении этой страны сырьевыми (особенно, энергетическими) ресурсами, а больше ей ничего не нужно, за исключением еще и продукции ВПК России. Если интеграция с республиками Центральной Азии и возможна, то в ней Китай всегда будет ведущим, даже в случае гипотетического объединения этих республик. Кроме того, страны Центральной Азии, имеющие полезные ископаемые, в которых нуждается экономика КНР, всегда будут представлять для Пекина приоритетный интерес в качестве «сырьевого придатка». Владимир Парамонов: много лет работая по китайской тематике, я отчетливо вижу, что в Китае очень внимательно прислушиваются к мнению экспертов из той же Центральной Азии, в том числе и к их критике. Где-то еще в начале 2005 года – тогда, когда разговоры об экономической экспансии Китая были особо неслышны, мы с моим коллегой Алексеем Строковым выдвинули тезис о превращении Центральной Азии в сырьевой придаток экономики Китая. Помню, что этот тезис стал неким шоком и откровением для целого ряда самих китайских экспертов, которые были не готовы к столько нелицеприятной оценке результатов экономической политики их страны. Тем не менее, в последующие годы стало заметным стремление КНР доказать тем же странам региона то, что китайская экономическая политика ориентирована не только на сырьевые сектора. И в этом плане я полностью согласен с Муратом Лаумулиным, отметившим факт существенной диверсификации в последние годы китайской активности по отраслям и секторам экономики. Это, кстати, в очень хорошем свете выделяет КНР по сравнению со многими другими странами: в Пекине гораздо более внимательнее относятся к опасениям и озабоченностям своих партнеров, стремятся снять эти опасения и озабоченности не только словами, но и делами. Тем не менее, надо откровенно признать, что опасения и озабоченности сохраняются. Поэтому рассматривая Китай в качестве важного партнера и союзника постсоветского пространства проект «Центральная Евразия» будет продолжать откровенно говорить и о существующих проблемах. В этой связи хотелось бы надеяться на то, что в Пекине будут, по-прежнему, внимательно относиться к позиции экспертного сообщества дружественных Китаю стран, к числу которых, безусловно, относятся Россия и государства Центральной Азии.
Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-изданием «Новое Восточное Обозрение» (Россия), при информационной поддержке ИА «Регнум» (Россия), Информационно-аналитического центра МГУ (Россия), аналитического сайта «Region.kg» (Кыргызстан), информационно-аналитического портала APRA (Кыргызстан). Похожие материалы:
|