Внешняя политика государств Центральной Азии в отношении Китая: период 1992-1995 годов |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский | |||
05.10.2010 09:00 | |||
На протяжении многих столетий между народами Центральной Азии (ЦА) и Китая шел интенсивный процесс многостороннего взаимодействия (экономического, научного, культурного и т.д.). В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) страны, расположенные на территории центральноазиатского региона, служили транспортным мостом между Китаем и Европой. Они имели статус хорошо развитых торговых, финансовых и производственных центров. При этом Китай долгое время оставался для Центральной Азии важнейшим источником научных знаний и передовых технологий. Во второй половине XIX века, когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, ее связи с Китаем – начали ослабевать. В советские времена, когда центральноазиатский регион являлся составной частью СССР, его отношения с Китаем были фактически свернуты. С обретением в 1991 году республиками Центральной Азии национальной независимости, новые государства региона объективно были заинтересованы в скорейшем выходе на международную арену и развитии сотрудничества, в первую очередь с соседними странами. Выстраивание отношений государств ЦА с Китайской Народной Республикой (КНР) в начале 90-х годов началось практически с «чистого листа» и, по мере активизации в регионе самого Китая, шло по нарастающей, приобретая новые формы и содержание. Период 1992-1995 годов В начале 90-х годов новые государства Центральной Азии, безусловно, осознавали некую неизбежность взаимодействия с такой крупной региональной и ядерной державой как КНР. Тем более, Китай был одним из первых, кто признал суверенитет центральноазиатских республик и установил с ними дипломатические отношения. Однако у стран региона в целом отсутствовало четкое понимание места и роли Китая в своих внешнеполитических приоритетах, а также собственно – необходимости форсирования процесса сближения с Пекином. Во-первых, помимо пассивности политики самого Китая, это во многом определялось сложностью процесса становления государственности республик региона, в особенности трансформации их экономических систем. В частности, основные надежды стран ЦА по выходу из экономического кризиса тогда были связаны с Россией (скорее по инерции, чем из реально складывающейся на тот период времени ситуации в самой РФ), промышленно развитым Западом, наиболее успешными и близкими по культуре государствами Исламского мира. Очевидно, что в то время Китай просто не рассматривался в числе ключевых экономических партнеров, так как сама китайская экономика была еще слаба. Во-вторых, у стран ЦА сохранялась и определенная настороженность по отношению к КНР. Во многом это было обусловлено опасениями возможной китайской экспансии (демографической и территориальной), в целом исторической памятью о крайне непростых периодах отношений, в том числе во время существования Советского Союза. К тому же сказывались и последствия имевшей место в СССР антикитайской пропаганды, особенно 60-х – 70-х годов XX века, когда Китай рассматривался в качестве «вероятного противника». В-третьих, на волне суверенизации и «медового месяца» отношений с Западом и Исламским миром государства ЦА стремились поскорее избавиться от идеологических догм ушедшей социалистической эпохи, в то время как в КНР руководящая роль по-прежнему принадлежала коммунистической партии. В итоге, в начале 90-х годов китайское направление не было приоритетным для стран региона: они были заняты преимущественно решением сложного комплекса внутренних проблем, в основном появившихся с распадом СССР, и у них еще не сложилось концептуального восприятия внешнего мира, значения для себя тех или иных государств, в том числе и Китая. Похожие материалы:
|