НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Парвиз Муллоджанов (Таджикистан): нельзя считать региональную интеграцию априори положительным явлением
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: Владимир Парамонов   
03.06.2019 11:52

Готовность к участию в виртуальной экспертной дискуссии на проекте "Центральная Евразия" выразил независимый политолог из дружественного Таджикистана Парвиз Муллоджанов.

Даниал Саари (Казахстан), редактор Экспертной сети "Центральная Евразия": какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Парвиз Муллоджанов (Таджикистан), доктор наук / Ph.D.: есть несколько основных проблем, которые так или иначе стоят перед всеми странами региона.

Во-первых, отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с реформой политической и экономической систем. Все страны регионы нуждаются в проведении масштабных реформ с целью повышения эффективности экономики и уровня жизни населения, обеспечения хотя бы минимально равного доступа к образованию, ресурсам и экономическим возможностям.

В то же время, "степень" проведения реформ в тех или иных странах региона существенно различается. Некоторые государства продвинулись дальше по построению рыночной экономики, а в других же экономическая система все еще отличается наличием советских элементов.  Также общей проблемой для всех стран ЦА является коррупция, где существенных различий между государствами не наблюдается. Например, в тех же международных рейтингах по уровню коррупции все страны региона находятся недалеко друг от друга.

Во-вторых, одним из основных препятствий на пути интеграции  является тот факт, что страны ЦА существенно отличаются по уровню своего экономического развития. Соответственно, это обстоятельство создает целый ряд дополнительных трудностей. В частности, вопрос о свободном перемещении финансовых средств и трудовых ресурсов может успешно решаться только в том случае, если все страны-участники находятся приблизительно на одинаковом уровне развития по своим экономическим показателям.

В-третьих, есть также "проблема равноправия" внутри общих интеграционных моделей. Для того, чтобы какая-либо интеграционная модель оказалась состоятельной и устойчивой, необходимо чтобы все страны имели равный голос при принятии основных решений. Даже если формально это и будет так, то на практике осуществить такое равноправие будет гораздо труднее. Более богатые государства будут доминировать при принятии общих решений, что будет подрывать такую интеграционную модель изнутри, как это сейчас происходит с государствами Евросоюза.

Д.Саари: как, на Ваш взгляд, можно приблизиться к решению данных проблем?

П.Муллоджанов: самое главное, нельзя считать региональную интеграцию априори положительным явлением. Все будет зависеть от того, как и по каким правилам интеграция будет осуществляться. Если какое-либо государство посчитает свои интересы ущемленными, то интеграция не будет устойчивой. В нашем регионе Узбекистан и Казахстан позиционируют себя лидерами интеграции и действительно большинство предложений и инициатив исходят именно от них. Однако, если их претензии на лидерство будут ущемлять интересы других стран-участников, то любые интеграционные инициативы останутся лишь на бумаге.

Кроме того, многие сторонники региональной интеграции в качестве аргумента (чаще высказывается в неформальной обстановке) приводят необходимость противостояния региона глобальным игрокам, в частности таким как Россия или Китай. Такая позиция также изначально подрывает любую возможность интеграции внутри региона, так как сама по себе идея противостояния звучит по меньшей мере нелогично.

Так, странам региона гораздо легче договариваться с Россией или Китаем напрямую, путем заключения двухсторонних договоров. Это намного проще и эффективнее, потому что не существует необходимости проведения долгих предварительных переговоров, "утряски" каких-то разногласий или выработки единой позиции. Тем более, что страны с большим экономическим потенциалам будут и здесь доминировать. Поэтому, залогом успеха любой местной интеграционной модели является ее гибкость, где каждая страна-участник должна иметь право самостоятельно определять свою внешнюю политику, возможность участия в других интеграционных союзах в зависимости от собственных интересов.

Д.Саари: спасибо за ответы! Буду надеяться, что Ваши рекомендации будут приняты во внимание!

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы "Центральная Евразия", www.ceasia.org: если позволите, коллеги, то и я сделаю некоторые комментарии. Практически полностью согласен с первой частью ответов на вопросы. Однако, касательно рекомендаций, на мой взгляд, можно с чем-то не согласиться и поспорить.

Во-первых, мне представляется, что любая модель интеграции должна основываться на научном и аналитическом подходах, что и позволит избежать волюнтаризма и доминирования неких узконациональных интересов.

Во-вторых, интеграционная модель ЦА, безусловна, должна учитывать как фактор России, так и фактор Китая. Ведь именно эти две державы являются де-факто и де-юре ключевыми партнерами и союзниками региона. Тем не менее, это вовсе не значит, что государствам ЦА не следует вырабатывать общие подходы и общую позицию в отношении этих держав. Понятно, и Парвиз здесь абсолютно прав, что проще согласовывать интересы в двустороннем формате, нежели в многостороннем. Однако, на мой взгляд, доминирование двусторонних  форматов у стран ЦА во многом объясняется именно отсутствием (крайней слабостью) научной / исследовательской составляющей в определении общерегиональных интересов и механизмов их реализации.

В-третьих, пока всего этого не было и нет, государствам ЦА крайне важно выстраивать и продвигать многосторонние форматы взаимодействия с Россией и Китаем хотя бы в рамках существующих структур (ЕАЭС, ШОС, ОДКБ), а также в гуманитарном, научном, аналитическом, экспертом и исследовательском контекстах.

Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих национальных, региональных и международных СМИ, экспертных площадок, в том числе Делового издания "Курсив", https://kursiv.kz(Казахстан), Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газеты "Экспресс К", https://express-k.kz(Казахстан), Информационного агентства K-News, www.knews.kg(Кыргызстан), Информационного медиа-портала "Новости Узбекистана", www.nuz.uz(Узбекистан), Региональной аналитической сети Центральной Азии (CentralAsianAnalyticalNetwork, CAAN), www.caa-network.org  (США), Аналитического ресурса "Регион", www.region.kg(Кыргызстан),  Французского института исследований Центральной Азии (IFEAC) https://ifeac.hypotheses.org(Франция), Аналитического портала "Деловая Евразия", https://www.dea.kg(Кыргызстан) и др. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства - граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . К информационному сопровождению дискуссии - популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. Информация о ходе дискуссии также доступна на телеграм-канале @ceasiaru и странице проекта на Facebook, www.facebook.com/ceasia.org. При цитировании или другом публичном использовании материалов дискуссии ссылка на проект "Центральная Евразия", www.ceasia.org обязательна.

Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ