Центральная Азия: проблемы и решения. Часть третья |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ | |||
20.02.2019 11:39 | |||
Обзор виртуальной экспертной дискуссии, подготовленный информационным партнером Проекта - Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газетой "Экспресс К". Автор обзора - Альтаир РАСУЛ.
Руководитель аналитической группы «Центральная Евразия» (Узбекистан) Владимир Парамонов организовал виртуальную экспертную дискуссию по вопросам развития и взаимодействия стран региона. На его приглашение откликнулись свыше 100 экспертов из Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана, прислав свои ответы на два заданных вопроса: «Какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними вы бы обозначили?» и «Как, на ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать данные проблемы?». В рамках информационного партнерства «ЭК» продолжает публикацию наиболее интересных, на взгляд редакции, мнений. Анна ГУСАРОВА (Казахстан), директор Центральноазиатского института стратегических исследований: Проблемы Центральноазиатский институт стратегических исследований подготовил два аналитических доклада: «Основные вызовы безопасности» (Central Asia Top Security Concerns, 2017) и «Проблемы развития Центральной Азии» (Central Asia Lifelong Development Challenges, 2018). В этих докладах представлено мое и моих коллег, Светланы Дзардановой и Фархода Аминжонова, видение проблем на пути развития стран ЦА. Хотя эти проблемы артикулируются в меньшей степени, тем не менее в долгосрочной перспективе они формируют наиболее серьезные вызовы. Так, среди этих проблем, на наш взгляд, необходимо особо выделить следующие: проблемы экологии и образования, радикализации, экстремизма и терроризма, а также проблемы энергетической безопасности. Постараюсь сказать о каждой из них очень и очень тезисно. Первое: проблемы, влияющие на экологию. Ухудшение инфраструктуры в целом и в частности инфраструктуры общественного транспорта является широко распространенной проблемой в регионе. Увеличение численности частных транспортных средств привело к перегрузкам дорог, росту выбросов и загрязнению воздуха. Вместо ограничения использования частного транспорта, развития инфраструктуры и продвижения «зеленых» альтернатив – таких как велосипеды, городские власти расширяют дороги, вырубая деревья и сокращая зеленые зоны. Вырубка лесов и зеленых насаждений в Кыргызстане и Узбекистане уже вызвала широкий общественный протест. Автобусный и троллейбусный виды транспорта не получают должного развития. Количество велосипедных дорожек минимальное, плохое состояние пешеходных тротуаров делает велосипедные поездки и ходьбу в городах практически невозможными из-за пыли, грязи и выхлопных газов. Более того, системы управления отходами в регионе не соответствуют международным стандартам, и в значительной степени здесь «полагаются» на наземное захоронение на открытом воздухе, открытое сжигание и использование устаревшего оборудования для сбора и хранения практически без переработки. При этом пищевые отходы и упаковка продуктов составляют большую часть городского мусора. Сортировка и обработка отходов невелика и фрагментированна. Центральноазиатские города не дают никаких средств и стимулов для сортировки мусора: для этого пока нет инфраструктуры в масштабах городов и стран. Отдельные активисты и граждане, дружественные к окружающей среде, могут сортировать свои отходы, но затем эти отходы попадают в один и тот же контейнер. Мусорные свалки становятся все более непригодными к захоронению увеличивающегося объема накопленных отходов. Это ведет к негативным последствиям в сфере общественного здравоохранения, вызывает загрязнение земли и воды. Для утилизации отходов не существует национальных стратегий. Отсутствуют исследования и надежные данные в открытом доступе, связанные с общественным здравоохранением, отраслями промышленности, а также загрязнением или управлением отходами. Второе: проблемы в секторе образования. Образование очень ценится в каждом центральноазиатском обществе, однако в основном из-за связанного с ним социального статуса, а вовсе не из-за приобретенных навыков и способностей. Дальнейшее пренебрежение существующими проблемами в секторе образования в ЦА неизбежно будет вести к политической дестабилизации. Малообразованные представители общин легко восприимчивы к пропаганде, могут участвовать в этнических столкновениях, в частности на приграничных территориях, или привлекаться к участию в радикальных террористических группах. Кроме того, слабо контролируемое религиозное образование, получаемое в регионе или за рубежом, также вызывает озабоченность у правительств. Если сектор не будет должным образом управляться, разрыв и враждебность между различными группами общества будут только расти. Третье: радикализация, экстремизм и терроризм. Эти вызовы безопасности отошли от чисто военных и сегодня в большей степени лежат в плоскости социальной безопасности. Статистика по этим вопросам достаточно противоречива: приводятся различные данные по численности иностранных боевиков – выходцев из ЦА, фактическому числу осужденных за терроризм. К тому же центральноазиатские общества радикализируются разными темпами, но имеют в основе достаточно унифицированные мотивы, которые выходят за пределы экономического благополучия. Ко всему прочему, термины «экстремизм» и «терроризм» в национальных законах очень расплывчаты. Это дает государственным органам достаточно широкие возможности по манипулированию и секьюритизации проблем. В частности, свобода самовыражения в тех же социальных медиа заметно сужается, в результате чего отдельные граждане Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана обвиняются в разжигании розни, экстремизме и терроризме за лайк, репост или шэйр в социальных сетях: «Фейсбук», «Твиттер», «ВКонтакте» и прочих. На данном этапе в регионе отсутствуют крупные экстремистские или террористические группы, за исключением т. н. ИДУ, которые присягнули на верность т. н. ИГИЛ в Афганистане. Однако некоторые центральноазиатские страны, включая Казахстан, сталкиваются как с отдельными радикалами, так и с целыми группами. Более того, проблемы экстремизма и радикализации в ЦА рассматриваются главным образом в плоскости безопасности режимов власти. В результате все усилия, предпринимаемые государством, имеют силовой характер, и наиболее активными органами в борьбе с религиозным экстремизмом являются службы национальной безопасности. И в этом отношении усилия властей по борьбе с терроризмом и экстремизмом не могут быть всеобъемлющими, поскольку работа ведется по принципу реакции на действия. В частности, в Казахстане и Кыргызстане как официальный дискурс, так и оппозиция, как правило, больше сосредотачиваются на необходимости проведения образовательных кампаний. Однако, как показывают государственные программы, учебным инструментам уделяется очень мало внимания. В странах проводятся исследования по радикализации молодежи, но предпринимаемые усилия пока в основном сфокусированы на обеспечении трудоустройства и организации досуга. Тем не менее вопрос о корнях, происхождении экстремизма и радикализма не получил должного исследования, освещения и понимания в регионе. Социально-экономические проблемы и отсутствие идентификации с национальным государством из-за низкого уровня жизни считаются основными причинами радикализации. В конечном счете эти проблемы, по сути, являются внутренними, доморощенными, и недостаточно связаны с международным ландшафтом распространения того же т. н. ИГИЛ. Последствия же радикализации в тюрьмах и процессы дерадикализации (реинтеграции) обретут особую актуальность в странах ЦА через некоторое время. Радикальный ислам набирает силу в регионе. Эта тенденция еще более опасна, когда наслаиваются такие проблемы, как растущее социальное неравенство, нищета среди значительной части населения, коррупция, недовольство нарушением принципов справедливости и рост протестных настроений. Например, в Казахстане наблюдается усиление религиозной напряженности в отдельных регионах страны. Существует также риск того, что перед страной встанет проблема нейтрализации потенциальной угрозы, порожденной его же собственным успехом в укреплении культурного и религиозного разнообразия казахстанской государственности. В этой связи наибольшую озабоченность вызывают слабость государственных институтов, социальная политика и возможность появления несостоявшихся государств в регионе. Социально-экономические проблемы, связанные с безработицей, и поиск себя в обществе, особенно в среде молодежи, будут способствовать увеличению масштабов маргинализации и появлению чувства отчуждения, что будет питать экстремизм и содействовать вербовке террористов. Лидеры стран ЦА недооценивают опасность распространения религиозного экстремизма, что приводит к неспособности принять своевременные меры для противодействия росту его влияния. Четвертое: проблемы обеспечения энергетической безопасности. Лидеры стран ЦА за последнее десятилетие стали уделять приоритетное внимание созданию независимых энергетических секторов и выходу на внешние энергетические рынки, игнорируя тем самым региональное энергетическое сотрудничество. В то время как правительства государств ЦА будут продолжать укреплять свои независимые энергетические секторы, энергетическая безопасность в краткосрочной и среднесрочной перспективе может быть обеспечена только в сочетании с региональной торговлей. Например, руководство Узбекистана уже создает новую энергетическую повестку дня, направленную на решение проблем эскалации энергетической безопасности. Эта повестка не исключает и возможности внутрирегиональной торговли энергией/энергоресурсами в ЦА. В свою очередь, вероятная эскалация проблем, связанных с водно-энергетическими ресурсами и отсутствием перспектив для развития крупных региональных проектов, также будет заставлять центральноазиатских лидеров серьезно рассмотреть возможность восстановления внутриотраслевой торговли в ЦА. Вероятнее всего, это должна быть полномасштабная интеграция энергетических секторов, но государства ЦА могут восстановить поставки энергии на договорной основе, подписав краткосрочные и ежегодно пролонгируемые контракты на использование энергетических ресурсов. Пути решения Во-первых, лидерам и правительствам стран Центральной Азии следует уделять приоритетное внимание всем этим проблемам в их новой и глубокой постановке, активизировать региональное и международное сотрудничество. Во-вторых, инвестиции в человеческий капитал имеют решающее значение как для экономического развития, так и для демократизации стран региона. Руководству государств ЦА следует уделять особое внимание неравенству в доступе к образованию и его качеству для различных социально-экономических групп, обеспечению универсального доступа к образованию, отмене детского труда и борьбе с коррупцией в системе образования. Одними из необходимых мер сегодня должны стать повышение заработной платы учителей, улучшение условий труда и обновление системы образования до современных международных стандартов. Это требует тесного сотрудничества со странами-партнерами и международными организациями, привлечения квалифицированных кадров. В-третьих, за относительно короткий период государства региона должны будут решить множество задач по предотвращению растущей угрозы терроризма, религиозного экстремизма, повышению религиозной грамотности и светского образования. Да, фактическое проявление вышеупомянутых угроз уже позволило государствам принять ряд законодательных, судебных, административных, следственных и оперативных мер для сведения к минимуму рисков и последствий, вызванных возникающими проблемами. Тем не менее важно понять и то, что вопрос о насильственном экстремизме и терроризме объединяет все страны ЦА. Борьба с этими угрозами требует от государственных органов тесного сотрудничества во многих областях, включая либерализацию торговой и визовой политики, обмен информацией. В-четвертых, для стран ЦА необходима диверсификация экономики, расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций и использование возобновляемых источников энергии. Важно также углублять реформы в области исследований и образования, особенно в области высшего образования. Следует укреплять автономию высших образовательных учреждений и интегрировать сообщества стран ЦА в области науки, исследований. Укрепление региональных и трансрегиональных связей, а также активизация регионального и международного туризма помогут достичь целей развития в ЦА и упростить решение многих двусторонних и многосторонних вопросов. В целом важно понимать, что, помимо ежедневных проблем и вызовов, решение данных вопросов в долгосрочной перспективе позволит обеспечить устойчивое развитие государств и обществ стран ЦА. Вместе с тем важно консолидировать усилия международных организаций и доноров, которые точечно пытаются решать более мелкие проблемы. В итоге, на наш взгляд, настал момент, когда крайне важно формировать стратегическое видение контуров развития стран и всего региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе! Арсланбек ОМУРЗАКОВ (Кыргызстан), независимый эксперт: Проблемы Считаю, что основные проблемы стран ЦА – это отсутствие взаимопонимания, амбиции лидеров и элит, разные подходы к решению проблем (по воде, энергетике, торговле, границам). На все это накладывается постоянное вмешательство в дела региона крупных держав и их политика в отношении стран ЦА по принципу «разделяй и властвуй». Это, в свою очередь, только подогревает ревность государств ЦА по отношению друг к другу и их конкуренцию между собой. За 27 лет независимости мы сильно отдалились друг от друга, и каждая страна идет своим путем. Было время тесного сотрудничества, когда идеи интеграции появлялись, но, думаю, это время упущено... За этот период, особенно с 2000-х годов, разделяющих нас факторов стало только больше. Пути решения Радует, что за последние годы появилась возможность вновь вести диалог. Это, думаю, самый важный момент. Важно и то, что в прошлом году в честь праздника Навруз лидеры стран ЦА впервые за долгие годы встречались без посредников, в своем кругу. Это очень хорошая тенденция, которая могла бы укрепить доверие друг к другу. С приходом к власти Шавката Мирзиеёва эти процессы получили новый импульс. Узбекистан продемонстрировал желание вновь поднять тему более тесного сотрудничества в ЦА. Но ввиду определенных причин я считаю эту инициативу запоздалой: как я уже отметил, время возможностей упущено. Сейчас Казахстан и Кыргызстан являются членами ЕАЭС, немного ограничены в своих инициативах, но, тем не менее, намечаются и положительные тенденции к развитию сотрудничества. Кроме того, все страны ЦА заняты своими внутренними проблемами: это и противостояние элит, и передача власти, особенно в случае с Казахстаном. В Кыргызстане внутренние разбирательства, наверное, не закончатся никогда. Вопрос транзита власти актуален и для Таджикистана. В целом же, с учетом всего сказанного, думаю, что страны ЦА еще не до конца созрели для взаимопонимания. Это взаимопонимание должно быть достигнуто диалогом и регулярными встречами (чем чаще, тем лучше). Следует стараться сближать позиции по многим вопросам, стремиться занимать единую позицию. Необходимо найти точки соприкосновения и, отталкиваясь от них, шаг за шагом идти дальше. К примеру, можно начать с взаимодействия в сфере культуры. Марат РАХМАТУЛЛАЕВ (Узбекистан), доктор технических наук, профессор Ташкентского университета информационных технологий: Проблемы С точки зрения моей специализации в области информационных технологий и средств обеспечения доступа к информации могу со всей ответственностью заявить, что наиболее существенная проблема стран ЦА – это углубляющийся разрыв культурных, научных, образовательных и информационных связей. Все политические и иные разногласия – это лишь производные от нашей растущей разобщенности. Информационная изоляция, отсутствие обмена между издательствами, библиотеками, учебными заведениями и научными центрами, наличие амбиций и искажений исторических фактов в пользу своих наций и народов, воспитание подрастающего поколения на соответствующих лозунгах и учебных материалах – все это существенно снижает роль созидательных факторов. Информационная изоляция является благоприятной средой для замедления темпов развития культуры и проникновения радикальных идеологий. На мой взгляд, вот где первопричины основных проблем на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними! Пути решения Для наиболее эффективного решения проблем на пути развития ЦА необходимо, во-первых, активизировать совместную деятельность в культурной, научной, образовательной сферах через реализацию проектов, имеющих важное значение для наших стран. Во-вторых, принципиальна межгосударственная кооперация в целях обмена передовым опытом, а это возможно через развитие тесного и глубокого взаимодействия информационно-библиотечных учреждений. Необходимо создать условия для внедрения новых информационных технологий, организации книгообмена, обмена периодикой и электронными информационными ресурсами, совместного использования электронных источников информации. Это позволило бы существенно и зримо повысить эффективность и массовость доступа к знаниям, своевременную информированность населения и взаимное обогащение культур. Стержнем объединения профессионального библиотечного сообщества ЦА должны стать идеи корпоративного и сетевого взаимодействия. В-третьих, необходимо уделять на порядок больше внимания совместным научным и образовательным проектам, международным конференциям, семинарам, «круглым столам». Заслуживают поддержки даже такие, казалось бы, специфические мероприятия, как ежегодные библиотечные конференции «Центральная Азия» (в Узбекистане) и «Иссык-Куль» (в Кыргызстане). Подобные проекты и мероприятия углубляют кооперацию не только специалистов конкретных научных направлений, но и укрепляют дружбу между народами, способствуют решению политических проблем. В целом же, на мой взгляд, прежде всего необходимо развивать культурные связи, предоставить больше свободы для установления тесных отношений в области науки и образования. Очень важно найти механизмы для стимулирования инициатив в этих направлениях! Мы живем в век информационных технологий, которые позволяют многократно повысить возможности для оперативного обмена данными. Все страны ЦА в той или иной мере включены в процесс глобализации через киберпространство. Использование возможностей современных технических средств – один из путей развития кооперации. Шерали РИЗОЁН (Таджикистан), политолог: Проблемы Для развития ЦА как региона сегодня формируются в целом благоприятные условия. Прежде всего это связано с новым этапом отношений между всеми нашими государствами. Тем не менее данное обстоятельство требует повышения внимания к профессиональному, аналитическому подходу в целях выявления новых возможностей для дальнейшего укрепления сотрудничества. В связи с этим постараюсь обозначить проблемы, решение которых может содействовать более тесной кооперации стран региона. Во-первых, сегодня крайне слаб научный подход к конструированию, выработке и продвижению общерегиональных интересов, которые не противоречат национальным интересам стран ЦА. Важность такого подхода заключается и в том, что кардинальное улучшение взаимоотношений между государствами ЦА может содействовать формированию нового центра глобальной политики. В частности, регион достаточно богат как человеческими, так и природными ресурсами. Противоборство же стран ЦА с целью реализации краткосрочных интересов в конечном итоге только лишь вредит их целостному и комплексному развитию. Поэтому необходимо проводить совместные, причем глубокие, исследования по выявлению общих особенностей и общей структуры регионального интереса. При этом необходимо отметить, что понятие «региональный интерес» не имеет ничего общего с понятием «интернациональный интерес», актуальным во времена социализма. Во-вторых, существует проблема мифотворчества в историографии стран региона. Читая материалы из различных источников, в том числе печатного и электронного характера, можно прийти к выводу, что народы ЦА развивались обособленно. В историографии региона наблюдается преувеличение роли отдельных народностей по отношению к другим коренным нациям. За последние 20 лет в некоторых странах ЦА трудно проследить концептуальное формирование их историографии. Например, от древности ученые-историки сразу переходят к средневековью. Такая интерпретация предлагается массовому потребителю, который в силу своих возможностей не имеет доступа к произведениям, признанным мировой исторической наукой. В итоге все это неблагоприятно влияет на формирование общерегиональных ценностей, создает почву для безрезультатных, бесполезных историографических и политических баталий, формирует негативный фон для интеграции в ЦА. В-третьих, важно отметить фактическое отсутствие региональных исследований, которые инициируются именно самими странами ЦА. Сегодня к нашему региону проявляют больше интереса зарубежные исследователи, а местных инициатив по проведению исследований практически не наблюдается. Даже дискуссионные площадки экспертного и аналитического характера, функционирующие в ЦА, в большей степени инициированы внешними игроками. Пути решения Во-первых, через проведение серии серьезных исследований следует определить внутреннее и внешнее содержание регионального интереса и то, как он соотносится с национальными интересами каждой из стран ЦА. В качестве важной части исследования следует подготовить матрицу долгосрочных интересов ЦА путем сближения и объединения национальных интересов всех государств региона. В связи с этим в первую очередь необходима готовность экспертов и аналитиков к взаимным уступкам, кооперативному пониманию частных и общих интересов. Во-вторых, следует активно, масштабно и целенаправленно бороться с мифотворчеством и конфликтами в историографии стран региона. Основными инструментами этой борьбы должны быть: совместные и междисциплинарные научные исследования, публичные обсуждения их результатов с экспертным сообществом, представителями культуры, искусства и общественности, освещение всего этого процесса в СМИ и как итог – публикация книг и других материалов. В-третьих важно проводить совместные полевые исследования в странах региона в целях изучения настроений и ожиданий населения, определения приоритетов для развития, а также поиска путей решения существующих локальных проблем. В целом, исследования призваны играть ключевую роль в решении любой проблемы. Тем более что без совместных исследований практически невозможно обеспечить кооперацию и интеграцию интеллектуальной элиты региона. Таким образом, необходимо развивать внутрирегиональную сеть экспертов, ученых и исследователей из самых различных областей знаний. Причем уверен, что гуманитарным и социальным наукам должна быть отведена особая роль, делающая устойчивой тенденцию на интеллектуальное сотрудничество в регионе. Булат СУЛТАНОВ (Казахстан), доктор исторических наук, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-немецкого университета: Проблемы Главная субъективная проблема связана с недоверием между политическими элитами и руководителями государств ЦА, а также постоянно вбрасываемыми извне тезисами о том, кто является лидером, а кто ведомым. В свою очередь главная объективная проблема заключается в том, что страны ЦА экономически не взаимозависимы, в том числе не связаны внешней торговлей. Примерно 5% всей нашей внешней торговли приходится на внутрирегиональную. К тому же не удается наладить взаимозависимость и тесное сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном – ключевыми экономиками региона. Безусловно, существует блок важных проблем, связанных с недостаточным сотрудничеством в сфере культуры и искусства, разорванными социальными связями между народами наших стран, низким вниманием к культурно-гуманитарному измерению. Пути решения Так как в силу отмеченных выше причин интеграции пока быть не может по определению, то надо развивать кооперацию. В первую очередь следует прислушаться к мнению президента Узбекистана о налаживании диалога между лидерами и элитами стран ЦА. Следует перевести данный диалог на постоянную основу, охватить представителей экспертного сообщества и СМИ. Так как политики и дипломаты стараются не давать критических оценок, то следует чаще проводить встречи экспертов, причем именно авторитетных, которые не будут играть в популизм и заниматься дипломатией, а будут говорить горькую правду, обозначать проблемы и пути их решения. Безусловно, необходимо развивать кооперацию и переходить к глубоким формам сотрудничества по всему спектру водно-энергетических, транспортно-коммуникационных, аграрно-продовольственных и иных вопросов. Следует активнее задействовать народную дипломатию и культурно-гуманитарные связи, в том числе путем проведения дней культуры стран ЦА, книжных выставок, обмена студентами и многого другого. Уверен, что все эти меры будут способствовать росту взаимозависимости и доверия. Дмитрий ОРЛОВ (Кыргызстан), генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад»: Проблемы Основная проблема заключается в том, что страны Центральной Азии застряли в 90-х годах. Я говорю здесь об уровне мышления правящих элит. Простой народ более восприимчив к переменам. Сейчас недостаточно провозглашать себя самыми «продвинутыми» в регионе по части демократии, нефти и газа или размеров государственного флага на главной площади. Эта проблема определяет все остальные. Понятно, что в тех условиях, которые сейчас сложились, потребность объединяться обозначилась еще более жестко, чем 20 лет назад. Но до сих пор никто в регионе не смог внятно сформулировать некую общую для всех идею для объединения, которая привела бы к положительному результату. Поэтому возникает вполне естественный вопрос: на основе чего объединяться? К сожалению, такими объединяющими началами не стали ни общность языков одной группы (кроме Таджикистана), ни религиозная составляющая для всех – ислам. Если нет единства народов внутри самих государств ЦА, то и с межгосударственным сотрудничеством происходит то же самое. Давно всем известно: внешняя политика – зеркальное отражение политики внутренней. Что же касается торгово-экономического сотрудничества, то никакое объединение и в этой составляющей невозможно: как минимум до тех пор, пока страны региона будут смотреть друг на друга как конкуренты, а не партнеры. Подобная проблема, кстати, сейчас наблюдается и в ЕАЭС. В свое время конечной целью его создания определяли единое экономическое пространство, но пока все происходит так, как происходит: то есть плохо. То, что в научной среде называют «естественной комплиментарностью», в отношениях стран ЦА отсутствует напрочь. С политической составляющей все тем более очевидно. Во-первых, в регионе есть государства, которые считают себя лидерами, а остальных – аутсайдерами. Во-вторых, все государства решают свои собственные задачи – даже те, кого считают этими самыми аутсайдерами, не думая об общих интересах. Это то, что называется геополитическим эгоизмом. А он, в свою очередь, – основа всех конфликтов, которые до сих пор были в регионе. Судя по тому, что ничего не делается для устранения их причин, эти конфликты будут еще. Ну и разумеется, не будем забывать о тех проектах, которые реализуют в регионе всевозможные игроки: США, Китай, Россия, Турция, Иран, монархии Ближнего Востока. Там, где сходятся интересы разных «центров силы», разногласий не избежать. А жертвы этих разногласий – обычные жители региона: от Астаны до Ашхабада. К сожалению, политические элиты в странах региона под многовекторностью во имя интересов нации понимают свои личные интересы и выгоды. Очень жаль, что приходится в который уже раз говорить об этом. Прав был классик: «В этом мире все давно уже сказано. Но поскольку никто ничего не помнит, сказанное приходится повторять вновь и вновь». Пути решения Наиболее эффективно любая проблема решается, когда ее превращают в задачу. Если президенты государств региона действительно хотят объединения ЦА, им нужно поставить перед собой задачу устранить не только все вышеперечисленные безобразия, но и причины их возникновения. Конечно, это труднее, чем меряться местами в международных рейтингах либо молиться на углеводородные ресурсы или демократию, но результат того стоит. В первую очередь нам надлежит избавиться от мифов, которые сопровождают регион все эти 27 лет. Надо не только узнать о себе правду, но и признать ее. А после – не сводить счеты, а вместе искать выход из создавшегося положения. Но для этого, кроме всего прочего, нужно не болтать о политической воле, а проявлять ее на деле. Безусловно, все это кажется утопичным, но перед Центральной Азией стоит вопрос выживания. Может, для кого-то это и новость, но слабых всегда грабят и бьют: хоть при наличии так называемого международного права, хоть без него. А мы сейчас слабые. Со всеми вытекающими последствиями... Комрони ХИДОЯТЗОДА (Таджикистан), исполнительный директор Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие»: Проблемы Смена власти в Узбекистане вселяет надежду на начало новой эры во взаимоотношениях государств ЦА. Однако процесс самостоятельного развития региона сталкивается с жестким давлением извне. Ведущие мировые и региональные державы, реализующие свои проекты и преследующие свои военно-политические цели в ЦА, воспринимают неоднозначно попытки стран Центральной Азии решать внутрирегиональные противоречия без внешнего посредничества. Государства ЦА испытывают на себе все более жесткое воздействие резкого ухудшения международного военно-политического климата. В этом противостоянии региону отводится своя роль. В силу своего стратегического положения значение Центральной Азии в системе международных отношений растет. В частности, положение региона позволяет США контролировать своих геополитических соперников, а России и Китаю – обеспечивать безопасность рубежей и реализовать крупные экономические проекты. За последние пять лет конфронтация между Россией и Западом существенно возросла. Это усиливает шаткость регионального баланса и сказывается на социально-экономическом развитии государств ЦА. В итоге это порождает новые, более серьезные вызовы безопасности, в том числе ведет к активизации международных террористических сетей. На мой взгляд, именно разобщенность является одной из главных проблем на пути развития государств Центральной Азии, ставя под угрозу будущее региона. Не только растущие социально-экономические проблемы, но и отсутствие региональной стратегии экономического сотрудничества способствует росту активности террористических организаций и вступлению молодежи в их ряды. Тем более что у государств ЦА довольно молодое население. Наравне с преимуществами это создает также некие угрозы. Молодежь региона остается уязвимой перед лицом усиливающейся информационной войны в мировом масштабе: террористические группы, особенно т. н. ИГИЛ, активно используют самые последние достижения информационно-коммуникационных технологий. Пути решения Для более эффективного решения региональных проблем особое значение имеет международный политический климат. При этом для Центральной Азии особое значение играют вопросы установления мира, стабильности и социально-экономического развития Афганистана. Узбекистан уже активно подключается к урегулированию афганского конфликта, предоставляя площадку для международных переговоров. Такая политика Ташкента должна приветствоваться странами региона и мировыми центрами силы. Тем не менее понятно, что не только внешние вызовы формируют проблемы на пути развития региона. На мой взгляд, странам ЦА необходимо разработать программу устойчивого социально-экономического развития Ферганской долины, являющейся наиболее конфликтогенной зоной региона. Также государствам ЦА следует уделять большее внимание целенаправленности и последовательности своих усилий в устранении многообразных препятствий и трудностей, сдерживающих взаимную торговлю, сотрудничество и урегулирование возможных конфликтов. При этом необходимо учитывать то, что уровень развития экономик и их масштабы существенно выше у Казахстана и Узбекистана. А это может грозить полным уничтожением малого и среднего бизнеса в других странах ЦА в случае интенсификации свободного перемещения товаров, капитала и услуг. К примеру, недавнее открытие границ между Таджикистаном и Узбекистаном и активизация взаимной торговли привели к тому, что Таджикистан ради спасения отрасли птицеводства был вынужден ввести запрет на ввоз куриных яиц. Все это свидетельствует о том, что страны региона на данном этапе пока не готовы к более тесной экономической интеграции. В связи с этим, на мой взгляд, следовало бы разработать систему поэтапной интеграции, в том числе распределения производственных мощностей. Возможно, следует что-то позаимствовать и у советской модели экономического развития. Кроме того, одним из ключевых направлений обеспечения национальной безопасности для наших стран должна стать информационно-психологическая борьба против террористических и экстремистских групп на региональном уровне. Особенна нужна такая работа в молодежной среде. Важно и то, что фактором, объединяющим молодежь государств региона, наряду с общим историко-культурным прошлым остается русский язык, и мы должны воспользоваться этим преимуществом. В связи с этим создание Центрально-азиатского молодежного союза могло бы более эффективно препятствовать вступлению представителей наших будущих поколений в деструктивные группы и организации, ставящие своей целью дестабилизацию нашего региона. Назокат КАСЫМОВА (Узбекистан), доктор политических наук, профессор Ташкентского государственного института востоковедения: Проблемы Современный курс на всестороннее сотрудничество стран ЦА открывает широкие возможности для решения комплекса экономических, социальных и экологических проблем. В связи с этим фактор устойчивых региональных контактов становится залогом успешного продвижения интересов национальных государств на глобальном уровне. Поэтому регион стоит перед необходимостью определения дальнейшего направления развития, учитывая новые условия геополитического и экономического порядка. Отсутствие координации в законодательных системах, различные уровни стабильности национальных валют, ограничения в движении капитала, различный уровень транспортной инфраструктуры – вот основные барьеры на пути сотрудничества в ЦА. Кроме того, другую проблему формируют как отсутствие региональной экологической политики, так и слабые, не соответствующие международным требованиям (вследствие использования устаревших технологий) экологические политики отдельных государств. Необходимо четкое понимание того факта, что региональная экологическая деградация является дополнительной причиной экологической, социально-экономической и геополитической дестабилизации. Пути решения Во-первых, важно разработать оптимальную модель сотрудничества, обеспечивающую наиболее выгодное в экономическом, безопасное в политическом и гармоничное в социальном плане развитие в рамках региона. Современное экономическое положение государств ЦА настолько разное, что, видимо, нужно сосредоточиться, прежде всего, на микроуровне: путем прямого взаимодействия промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий, банков и других субъектов хозяйственной жизни. При этом основной фокус нужно делать на создании совместных предприятий, развитии именно малого и среднего бизнеса, свободных экономических зон. Также важно налаживание новых форм внутрирегиональной экономической специализации. Опять же принципиальное значение имеют задачи по сближению законодательной и нормативно-правовой базы в области внешнеэкономической деятельности, урегулированию проблем, связанных с транзитным режимом. Еще один важный компонент – это экологическое сотрудничество и создание системы экологической безопасности. Причем данная система должна учитывать и острый дефицит водных ресурсов в регионе. Наконец, особо бы хотелось отметить область образования, в том числе высшего. Это именно та сфера, которая позволит не только развивать экономику, но и будет способствовать развитию культурных связей, росту доверия и формированию так называемой региональной идентичности. Совместные образовательные программы, мобильность студентов и преподавателей, научно-исследовательские проекты – все это хорошие возможности для выработки общего видения региональных проблем и путей их решения. Максим КАЗНАЧЕЕВ (Казахстан), политолог: Проблемы Мне сложно комментировать ситуацию во всех странах региона, поскольку я специализируюсь строго на казахстанской внутриполитической и социально-экономической проблематике. Но полагаю, что многие наблюдения могут быть соотнесены и с другими государствами ЦА. Из обширного списка проблем я бы выделил четыре. Первая проблема: авторитарный стиль принятия политических решений и ликвидация конкурентного политического процесса резко сокращают количество возможных альтернативных вариантов экономического, социального, политического развития. Постепенно это приводит к ухудшению качества принимаемых управленческих решений. Вторая проблема: затянувшийся транзит верховной власти и неопределенность с преемником Нурсултана Назарбаева вводит бюрократию в состояние неопределенности – в состояние, когда чиновники стремятся избежать ответственности за самостоятельные действия. В результате до завершения транзита власти страна не выходит за рамки инерционного сценария. Реальные изменения могут быть инициированы только первым лицом, но Нурсултан Назарбаев искренне считает, что в стране все хорошо и нет необходимости в кардинальной смене вектора развития. Третья проблема: отсутствие системного видения перспектив развития государства. Имеющиеся программы и стратегии развития (в частности, «Стратегия-2050», Программа форсированного индустриально-инновационного развития и др.) во многом декларативны и не опираются на необходимое ресурсное и организационное подкрепление. Более того, данные программные документы создавались в период с иной внешнеэкономической конъюнктурой (высокие цены на углеводороды и металлы) и не соответствуют текущим экономическим реалиям Казахстана. Четвертая проблема: разрыв между продекларированными целями/приоритетами развития и текущей социально-экономической ситуацией заставляет Акорду переходить в формат работы «пожарной команды», реагировать на все возрастающий объем внутренних сбоев в системе, в первую очередь экономических (крах банковской системы и т. п.), социальных и внутриполитических. Пути решения Акорде необходимо принять ряд фундаментальных внутриполитических решений, связанных с транзитом власти и расширением политического участия. Ключевая проблема заключается в поиске субъекта назревших реформ. Политической элите и гражданскому обществу очевидно, что действующий президент не будет выступать инициатором системных преобразований в политической и социально-экономической сферах. А соответственно, вся проблематика смены текущего курса увязывается с фигурой преемника Нурсултана Назарбаева. Однако потенциальные кандидаты на статус преемника ранее никак не проявляли себя в качестве генераторов демократических инициатив, играли роль технических исполнителей поручений действующего президента и, скорее всего, предпочтут сохранить текущий курс на уменьшение политического участия. В таком случае перспективы развития Казахстана становятся все более туманными и неопределенными. Айгерим ТУРГУНБАЕВА (Кыргызстан), аспирант Кыргызско-российского славянского университета, публицист, гражданский активист: Проблемы Сложная ситуация 1990-х годов вынудила государства ЦА сосредоточиться на своих внутренних проблемах и предпочесть национальные, зачастую краткосрочные интересы региональным и долгосрочным. Тем не менее в качестве благоприятного фактора в выстраивании более долгосрочных взаимоотношений следует отметить то, что за период независимости страны региона стали членами многих международных организаций. Однако в рамках этих организаций низким остается уровень выполнения принятых решений, а ряд договоренностей носит только общий, рекомендательный характер. В этих условиях проблемы внутри ЦА остаются нерешенными даже несмотря на регулярные обсуждения и встречи на различных площадках. Среди этих проблем я бы особо выделила ряд связанных с распределением водных и энергетических ресурсов, незаконной миграцией, а также демаркацией границ и территориальными спорами. На мой взгляд, наш регион во многом и существует как относительно единое пространство именно благодаря взаимозависимости наших стран друг от друга в решении вышеперечисленных проблем. Эти проблемы по определению невозможно урегулировать в одностороннем порядке. Безусловно, нас также объединяет общность угроз терроризма, радикального ислама и наркотрафика. Пути решения Состоявшаяся весной 2018 года консультативная встреча лидеров пяти стран Центральной Азии еще раз подтверждает тот факт, что только тесное сотрудничество позволит более эффективно решать проблемы региона. Поэтому абсолютно уверена, что государствам ЦА необходимо стимулировать региональное сотрудничество, координировать подходы и сближать позиции. Это должно позволить перейти к более активному регулированию обозначенных проблем и вопросов, прийти к долгосрочным компромиссам, выступать на переговорах с третьими сторонами с общих позиций. На мой взгляд, на мировой геополитической карте Центральная Азия должна быть представлена единым регионом! Источник: "Экспресс К" (Казахстан), https://express-k.kz/news/politekonomiya/tsentralnaya_aziya_problemy_i_resheniya_chast_tretya-135178
|