НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Мухит-Ардагер Сыдыкназаров (Казахстан): важно создать Институт изучения Центральной Азии - общий для стран региона экспертный, научно-исследовательский центр
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: Владимир Парамонов   
25.01.2019 10:24

Виртуальную дискуссию на проекте "Центральная Евразия" продолжает авторитетный эксперт из дружественного Казахстана Мухит-Ардагер Сыдыкназаров.  

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы "Центральная Евразия", www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Мухит-Ардагер Сыдыкназаров (Казахстан), доктор политических наук, директор Института современных исследований Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева: если исходить из интересов Казахстана, то многие проблемные моменты носят в основном трансграничный характер и соответственно их решения связаны с сотрудничеством всех стран ЦА. Если же вспомнить, что министры иностранных дел государств Центральной Азии впервые встретились вместе лишь 2 сентября 2017 года на площадке Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, то понятно, что нужно наверстывать упущенное.

Другой пример: за 25 лет независимости между соседними Казахстаном и Узбекистаном не было прямого автобусного сообщения. И лишь в позапрошлом году автобусное сообщение между Шымкентом и Ташкентом наконец стартовало. Это на фоне того, что в Европе, в той же бывшей социалистической, уже десятилетиями существуют прямые внутренние межстрановые туристические автобусные туры "Вышеградский тур", "Сияющие Карпаты", "5 столиц".

В целом необходимо признать, что атмосфера для сотрудничеств в ЦА благоприятна, что подтверждают многие политико-экономические события фундаментального характера. Они уже сейчас осторожно закладывают основу будущей региональной если не интеграции, то, по крайней мере, позитивной трансформации.

Так с приходом к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева существенно и в позитивную сторону изменилась динамика двух- и многостороннего сотрудничества в ЦА. Ш.Мирзиёев сразу обозначил приоритет на нормализацию отношений с соседями по региону. Его визиты в Ашхабад, Душанбе, Бишкек и ответные визиты лидеров других государств ЦА дали мощный импульс позитивному диалогу. Считаю, что благодаря наблюдаемой внешнеполитической активности, неуместный для соседних, культурно-исторически близких Таджикистана и Узбекистана, визовый режим остался в прошлом.

Более того наметившийся конструктивный диалог в тандеме Астана-Ташкент является принципиально важным и отвечает национальным интересам всех стран региона: без исключения и без преувеличения. Так, только за 2017 год между Казахстаном и Узбекистаном подписано 27 новых двусторонних документов различного уровня, новых соглашений на сумму на 1,2 млрд. долларов США. 400 компаний получили выход на взаимные рынки благодаря активным бизнес-форумам. Задана "планка" довести казахско-узбекский товарооборот до 5 млрд. долларов США к 2020 году, а уже по результатам 2018 года планировалось достичь 2 млрд. долларов. Как известно, 2018 год являлся "зеркальным" для Узбекистана и Казахстана: в Узбекистане 2018 год был объявлен годом Казахстана, соответственно в Казахстане 15 марта 2018 года торжественно стартовал год Узбекистана.

Важно и то, что новый кыргызский лидер Сооронбай Жээнбеков также начал свою президентскую деятельность с четких сигналов Астане и всему региону о готовности к налаживанию и развитию конструктивных отношений. Кыргызстан подписал Договор о демаркации госграниц и Соглашение о режиме госграниц. Образцовыми уже можно назвать отношения официального Бишкека и Душанбе, Бишкека и Ташкента.

В свою очередь, государственный визит таджикского президента в Астану 14 марта 2018 года также открыл новые горизонты. Даже Туркменистан, последовательно идущий по пути государственного нейтралитета, тем не менее, все более активно открывает свой рынок для товаров и услуг как из Казахстана, так и из других государств ЦА.

То есть в регионе Центральной Азии время и экономический контекст уже привели к здоровому прагматизму. Здесь нужно четко понимать, что пока все можно решить в формате традиционной "центральноазиатской пятерки", выработать четкие солидарные позиции, отбросив примат жесткого государственного эгоизма.

Надо признать и то, что в регионе на эти процессы "потепления" существовал социально-политический, культурно-экономический "заказ", которому уже кстати сказать свыше 20 лет. Этот заказ определяется тем, что страны Центральной Азии роднят культурно-языковые, этно-конфессиональные и исторические связи.

Тем не менее следует помнить, что есть еще один важный игрок, пока молчащий, решающий свои внутренние неотложные проблемы войны и мира. Он рано или поздно тоже заявит о своем геополитическом видении в решении целого ряда вопросов. Речь естественным образом идет об Афганистане.

Афганистану как государству географически, исторически принадлежащему нашему региону пока не до решения указанных внутрирегиональных вопросов из-за кровопролитной войны. Но в случае наступления военно-политической стабильности (а она наступит когда-нибудь) Афганистан заявит о своих правах и интересах: например, по вопросу водозабора трансграничных рек, гидроэнергетической повестке и многим другим вопросам.

Внутри ЦА сложилась интересная ситуация в экономической и военно-технической сферах. Три государства ЦА не являются членами ЕАЭС: Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. Но вместе с тем три государства Центральной Азии являются членами ОДКБ: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Узбекистан вышел из ОДКБ еще при И.Каримове в 2013 году. Три государства ЦА являются членами ВТО (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан), а остальные два - нет. Но как видим, при наличии политической воли и эти вопросы не могут, не должны стать "водоразделами" в двух- и многосторонних отношениях.

Особо хочу подчеркнуть, что Центральная Азия как регион на политико-экономической карте мира не эксклюзивен. И те проблемы, с которыми он сталкивается также не эксклюзивны. Сходные повестки стояли перед странами Восточной Европы: Польшей, Чехией, Словакией и Венгрией. Они создали действенный многосторонний формат "Вышеградской группы", которую еще неофициально называют "Вышеградской четверкой", "Вышеградским квартетом". Напомню официальный девиз "Вышеградской группы": "The European quartet - one melody" или "Европейский квартет - одна мелодия". Красивый девиз! Такие же отношения. И это отражает геополитическую нацеленность на совместное решение внешне- и внутриполитических вопросов.

В.Парамонов: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать основные трансграничные проблемы?

М.Сыдыкназаров: решение трансграничных проблем по определению лежит в плоскости совместных усилий - последовательно солидарных и без ненужных демаршей. То есть поиск решений, а также усилия по минимизации внешних и внутренних рисков находятся внутри ЦА. Но для этого нужно активно работать на всех уровнях: не только на самом высоком уровне, что руководители стран ЦА и демонстрируют, задавая тон всем. Так министерствам и ведомствам экономического блока государств региона следует активно работать над увеличением товарооборота, взаимных инвестиций, созданием подлинно свободного пространства для движения капиталов, услуг и рабочей силы.

Более того нужно стараться лучше узнавать друг друга. При этом следует повышать "интересность" друг друга как партнеров в собственных глазах. Также важно взаимно запускать действенные инструменты мягкой силы, которые позволят превентивно решать многие вопросы, создавать пояс добрососедства, дружбы и лояльности к взвешенной внешней и внутренней политике.

Безусловно, принципиально общение на позициях исключительно здорового прагматизма, который сам расставит все на свои места. Как известно, весной 2018 года прошел саммит глав государств Центральной Азии. Он стал своего рода ключевым как в "проговаривании" проблем, так и в поисках их решений.

Конечно, страны ЦА должны солидарно прорабатывать вопросы комплексной помощи Афганистану. Мир и спокойствие в этой стране  - основа всей региональной безопасности и стабильности. В этом вопросе, равно как и в других, странам ЦА нужно проявлять четкую и недвусмысленную региональную субъектность.

В целом солидарная позиция важна как по общим внешним проблемам (близость к нестабильному Афганистану, рост экстремизма, риски терроризма), так и сугубо внутренним (водная повестка и водно-энергетические проблемы, трансграничные реки и водохозяйственные споры, Арал, экологические вопросы, вопросы транспорта и логистики, незавершенная демаркация и делимитация границ). Этого же требуют отношения с ключевыми соседними державами - Россией и Китаем, а также с Ираном, Индией и Пакистаном, так как основные векторы и треки взаимодействия с ними почти аналогичны у всех центральноазиатских стран.

Также считаю, что экспертно-аналитическому  сообществу ЦА и министерствам иностранных дел нужно системно изучать опыт "Вышеградской группы". При этом, на мой взгляд, важно создать Институт изучения Центральной Азии -  общий для стран ЦА экспертный, научно-исследовательский центр.

Подытоживаю. Формат консультативной встречи, которая была предложена президентом Узбекистана Ш.Мирзиеёвым и поддержана руководителями других государств ЦА, и результатом которой стала прошлогодняя встреча в Астане накануне праздника Наурыз - эффективен. Наурыз сам по себе символичен, выступив смысловым триггером на встрече, которую даже некоторые назвали Саммитом глав государств ЦА.

Также хотел бы особо отметить, что вокруг ЦА много стереотипов, от которых нужно избавляться. В регионе складывается новая реальность. Центральная Азия сама должна спокойно сконструировать свою новую региональную идентичность. Пока ее конструировали извне. Встреча президентов стран ЦА 15 марта 2018 года в Астане тому лишнее подтверждение. Процесс пошел.

На мой взгляд, регион, который в советское время называли "Средняя Азия и Казахстан" объединяет не только история, в том числе советское прошлое, но и надеюсь - единое будущее. Единое будущее не только с позиций красивых и пафосных слов о братстве, единстве, но и с позиций того, что прагматизм современной международной политики обосновывает взаимные, прагматичные, взаимовыгодные двух- и многосторонние экономические отношения. Образно говоря, все пять государств ЦА спят под одним пестрым "шай-атлас" корпе, и хотя видят разные сны, но должны просыпаться в одно время и браться за одни дела.

В.Парамонов: думаю, что на этой оптимистичной ноте и можно завершить данную часть дискуссии: лучше не скажешь! Спасибо за Ваши оценки и Ваше время! Также предлагаю вынести на отдельное обсуждение Ваше предложение о создании Института изучения Центральной Азии. Данная идея, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. Приглашаю всех заинтересованных экспертов из ЦА высказать свои мнения.

Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих региональных и международных СМИ. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства - граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . К информационному сопровождению дискуссии - популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. При цитировании или другом публичном использовании материалов дискуссии ссылка на проект "Центральная Евразия", www.ceasia.org обязательна.
Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ