НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Европейское присутствие в карачаганакском проекте Казахстана. Часть 1. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
15.07.2011 11:04

Нефтяное и газоконденсатное месторождение «Карачаганак» (Западно-Казахстанская область, северо-западная часть Казахстана) было открыто еще в 1979 году в рамках советской государственной программы по поиску перспективных углеводородных месторождений. Данное месторождение считается одним из крупнейших в мире. Его доказанные извлекаемые запасы составляют 1,2 млрд. тонн нефти около и 1,35 трлн. кубических метров природного газа. «Карачаганак» обеспечивает до 49% общей добычи газа и около 18% общего объема добычи жидких углеводородов в Казахстане.

Хронология проекта

Разработка «Карачаганака» началась в 1984 году. В это время работы на данном месторождении проводились «Оренбурггазпромом» - структурным подразделением Министерства газовой промышленности СССР. В 1989 году данное министерство было преобразовано в Российское акционерное общество «Газпром». После распада СССР в обстановке хаоса и экономического коллапса «Газпром» уже не мог осуществлять эффективное управление разработкой «Карачаганака», и в 1992 году месторождение перешло в собственность Республики Казахстан (РК). В том же году Казахстан приступил к активным поискам инвесторов для дальнейшей разработки данного месторождения. Причем европейские компании раньше всех других проявили к нему интерес.

В 1992 году по проекту «Карачаганак»  правительством Казахстана был объявлен тендер, который выиграли британская BG Group Plc. и итальянская Eni SpA. В 1995 году было подписано соглашение о принципах раздела продукции (СПРП), что позволило  указанным компаниям приостановить быстрый спад добычи и улучшить техническую безопасность объектов на месторождении. В этом же году к проекту присоединился «Газпром»: точнее сказать, Казахстан и европейские инвесторы сами предложили российской компании долю в «Карачаганаке», учитывая тот факт, что газопроводы, соединяющие месторождение с Оренбургским газоперерабатывающим заводом были собственностью РФ. Однако, в 1997 году «Газпром» переуступил право своего участия компании «ЛУКОЙЛ». Тогда же участником проекта стала американская Chevron Texaco.

В ноябре 1997 года во время визита президента РК  Н.Назарбаева в г.Вашингтон между участниками консорциума было подписано окончательное соглашение о разделе продукции (ОСРП), которое вступило в силу в январе 1998 года. Причем в состав участников проекта не вошла казахстанская государственная компания «КазМунайГаз», а параметры соглашения никогда официально не разглашались: очевидно по взаимной договоренности инвесторов и казахстанской стороны. Срок действия ОСРП – 40 лет (период 1998-2038 годов).

Вышеупомянутые компании выступили учредителями международного консорциума Karachaganak Petroleum Operating B.V. (КРО), который и стал оператором проекта. Европейские компании заняли лидирующие позиции в карачаганакском проекте. На начало 2011 года европейская доля (BG Group Plc. – 32,5% и Eni SpA – 32,5%) в консорциуме составляет 65%. Причем, по условиям ОСРП обе европейские компании являются единым оператором проекта. Остальные 35% принадлежат другим зарубежным компаниям: Chevron Texaco (США) – 20% и «ЛУКОЙЛ Оверсиз» (Россия) – 15%.

По условиям заключенного ОСРП новые налоги и сборы на участников КРО не должны распространяться. Однако, ввиду того, что данное ОСРП заключалось правительством Казахстана в атмосфере спешки и секретности, оно оказалось не вполне проработанным и по этой причине оставляло иностранным компаниям целый ряд «юридических лазеек», позволявших им не выполнять условия контракта, что нанесло Казахстану значительный экономический ущерб. Поэтому казахстанское правительство по истечении 12 лет после заключения ОСРП стало предпринимать попытки корректировки соглашений с иностранными партнерами, чтобы иметь возможность влиять на принятие решений по проекту.

Для этого Казахстану нужен статус крупного участника и оператора, чего можно достичь путем выкупа долей у иностранных, в том числе и европейских компаний. В этой связи казахстанские власти выразили намерение на основании вступившего в силу 1 января 2010 года нового налогового кодекса РК пересмотреть ряд СРП: до вышеуказанного времени иностранные компании платили налоги по законодательству, которое действовало на момент подписания контракта. Пересмотр СРП коснется, в первую очередь, проектов по разработке крупных месторождений, в том числе «Карачаганака».

Как представляется, руководство РК хочет законодательным путем добиться приоритетного права для национальной компании «КазМунайГаз» выкупать доли в проектах и в целом больших возможностей для государства влиять  на процесс недропользования. Пока объектами особого внимания казахстанских властей стали крупные (стратегически важные) месторождения, находящиеся в стадии активной добычи: «Карачаганак» и «Тенгиз».  

Еще в декабре 2009 года официальные представители Казахстана озвучили пожелание получить  долю в карачаганакском проекте, либо пересмотреть заключенные ранее соглашения с иностранными инвесторами. Тогда же казахстанское правительство объявило о намерении выкупить 10% доли у британской BG Group Plc. и итальянской Eni SpA (по 5% у каждой компании) в KPO за 1 млрд. долларов.

Для того чтобы склонить вышеуказанные компании к принятию соответствующего решения, в ход были пущены самые различные рычаги давления. Так в феврале 2010 года прокуратура Западно-Казахстанской области оштрафовала КРО на 3 млрд. тенге (около 20 млн. долларов) за нарушение природоохранного законодательства. Уже в конце марта 2010 года финансовая полиция РК потребовала от КРО выплатить сумму в 104 млрд. тенге (708 млн. долларов) по причине того, что в 2008 году консорциум незаконно сверх годовой программы работ добыл и реализовал 1,1 млн. тонн нефти и 94 тыс. тонн конденсата. Кроме того, КРО вменялось в вину преднамеренное завышение финансовых расходов на освоение месторождения: по утверждению казахстанских правоохранительных органов, в течение за 2002-2007 годов КРО незаконно присвоил 1,25 млрд. долларов. Также Астана стала предъявлять КРО претензии, связанные с нарушением трудового и миграционного законодательства Казахстана: по утверждению казахстанских правоохранительных органов, ряд иностранных сотрудников якобы незаконно получали рабочие визы и разрешения на работу в республике. Параллельно в марте 2010 года казахстанские власти возбудили против KPO уголовное дело, однако вскоре оно было приостановлено под предлогом необходимости перепроверки фактов.

По состоянию на начало 2011 года, BG Group Plc. и Eni SpA продолжают переговоры о продаже «КазМунайГазу» доли в карачаганакском проекте. По некоторым данным, стороны достигли предварительной договоренности о том, что BG Group Plc. и Eni SpA согласны уступить 10% акций на условиях, что 5% акций будут переданы Казахстану за отказ от финансовых претензий, либо за отказ от введения экспортных таможенных пошлин в отношении KPO. Другие 5% акций Казахстан должен будет выкупить.

Примечание: статья подготовлена по заказу интернет-проекта «Время Востока», реализуемого Институтом стратегического анализа и прогноза КРСУ, http://www.easttime.ru

Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ