Двустороннее сотрудничество России и Казахстана в военной сфере |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ | |||
Автор: В.Парамонов, О.Столповский | |||
08.07.2010 10:05 | |||
Сохранение ключевой роли Российской Федерации (РФ) на бывшем постсоветском пространстве, включая Центральную Азию (ЦА), является одним из основных приоритетов современной политики Москвы. Реализация данной стратегической задачи напрямую связана с развитием Россией сотрудничества с центральноазиатскими государствами в военной сфере, в первую очередь в двустороннем формате. Двусторонние отношения РФ со странами ЦА в военной сфере сегодня являются в целом доверительными и позволяют избегать негативного налета межгосударственных амбиций, особо ярко проявляющихся в многостороннем формате. Казахстан, являясь на данный момент ключевым партнером России в центральноазиатском регионе, с которым Москва строит стратегические союзнические отношения, стал первым государством СНГ, заключившим с РФ в мае 1992 года Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи». Согласно этому Договору предусматривается создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов в случае угрозы России или Казахстану. Другим основополагающим двусторонним документом является Декларация «О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие» от 6 июля 1998 года. Кроме указанных выше документов, широкий спектр вопросов обеспечения совместной безопасности двух стран базируется также на Договоре «О военном сотрудничестве» от 28 марта 1994 года и более 60 двусторонних документов и соглашений, подписанных в последующие годы. В то же время необходимо отметить, что в середине 90-х годов, на которые пришелся период некоторого охлаждения отношений между Россией и Казахстаном, подписанные документы и достигнутые соглашения по вопросам военного сотрудничества во многом не были действенными. Только с приходом к власти в России в 2000-ом году нового руководства взаимодействие между Москвой и Астаной стало приобретать реально доверительный и продуктивный характер.
Военное сотрудничество С целью отработки алгоритма совместных действий на регулярной проводятся учения с привлечением частей и подразделений российской и казахстанской армии, причем, как в рамках мероприятий в формате ОДКБ и ШОС, так и на двусторонней основе. Между военными ведомствами России и Казахстана уже достигнуто соглашение: ежегодно в период с 2009 по 2011 год проводить совместные военные учения с участием вооруженных сил РФ и РК на территории двух государств попеременно. Важным элементом российско-казахстанского военного сотрудничества является подготовка в России казахстанских военнослужащих для силовых структур Казахстана. Подготовка в военно-учебных заведениях РФ основана на Договоре «О военном сотрудничестве» и Соглашении стран-участников СНГ «О развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров», подписанного 6 марта 1998 года. В рамках этих договоренностей само обучение является бесплатным, а содержание военнослужащих осуществляется за счет направляющей стороны. Более того, при создании в Казахстане системы национального военного образования был учтен аналогичный опыт России. В частности, существующие казахстанские военные ВУЗы преобразованы по видовому принципу как их российские аналоги. Отдельное внимание в последние годы Казахстан стал уделять подготовке в российских военно-учебных заведениях офицеров по космическим специальностям. В перспективных планах казахстанского оборонного ведомства Казахстана – обучать офицеров, направляемых в зарубежные представительства, на краткосрочных курсах в России на базе Военно-дипломатической Академии.
Взаимодействие по обеспечению безопасности внешних границ
Военно-техническое сотрудничество Однако уже к концу 90-х годов вооруженные силы Казахстана из-за износа и морального старения парка боевой техники стали испытывать растущую потребность в его обновлении. В феврале 2000 года российская компания «Росвооружение» подписала с казахстанским государственным предприятием «Казспецэкспорт» генеральное соглашение, которым были определены основные направления военно-технического сотрудничества между Москвой и Астаной. В январе 2001 года была создана и стала функционировать двусторонняя комиссия по военно-техническому сотрудничеству. Россия начала поставлять Казахстану современное вооружение и военную технику, запасные части и комплектующие. С 1 января 2004 года вступило в силу соглашение о льготных условиях продажи Казахстану продукции военного назначения по российским внутригосударственным ценам. Военно-техническое сотрудничество Москвы и Астаны в последние годы заметно активизировалось. Тем более, что в феврале 2007 года на заседании Совета безопасности Казахстана была принята стратегия национальной безопасности страны на среднесрочный период до 2015 года, которая, в частности, предполагает дальнейшее обновление и модернизацию военной техники, стоящей на вооружении национальных ВС, производить в основном за счет закупки именно российского вооружения и техники, а также ее ремонта на предприятиях России. Следует особо отметить, что Астана, как ближайший военно-политический союзник Москвы, имеет приоритетное право на приобретение новых видов вооружения и военной техники, прошедших испытания на полигонах, арендуемых Россией на территории Казахстана.
Военно-экономическое и научно-техническое сотрудничество
Перечисленные предприятия после распада СССР практически простаивали, выполняя по межправительственным соглашениям единичные заказы МО России. Москва и Астана, выражая заинтересованность в сохранении связей, рассматривают возможность по реанимированию указанных производств путем размещения новых заказов как для нужд ВС РФ, так и для организации совместного экспорта в третьи страны. Россия и Казахстан уже приступили к проработке конкретных соглашений, направленных на перевод взаимной заинтересованности в практическую плоскость.
Сотрудничество в сфере освоения космического пространства
* * * В целом, достаточно высокий уровень российско-казахстанского военного сотрудничества на современном этапе является следствием интенсивного и достаточно качественного взаимодействия по всему спектру ключевых вопросов двусторонних отношений. От того, насколько сложившийся уровень доверия между Москвой и Астаной сохранится в будущем, во многом будет зависеть наполняемость и самого военного сотрудничества между двумя странами. Казахстан, как и другие государства ЦА, реализуя многовекторный подход в своей внешней политике, проявляет повышенный интерес к расширению взаимодействия в военной области и с Западом, в первую очередь США и странами-членами НАТО.
Похожие материалы:
|