В системе военного сотрудничества России с государствами Центральной Азии Узбекистан занимает крайне важное место, поскольку наряду с Казахстаном, и в силу своего геополитического, экономического, демографического и военного потенциала объективно является ключевым государством региона. В частности, Узбекистан располагает наиболее боеспособными и хорошо оснащенными в регионе вооруженными силами, которые имеют непосредственный боевой опыт ведения специальных операций в горных условиях. Нормативно-правовую основу российско-узбекских отношений составляют более 200 договоров и соглашений, регулирующих различные направления и области двустороннего сотрудничества.
Военное сотрудничество
В первые годы независимости военное сотрудничество между Россией и Узбекистаном было достаточно активным и носило партнерский характер. Не случайно именно Россия и Узбекистан выступили инициаторами подписания в г.Ташкенте в мае 1992 года Договора «О коллективной безопасности» (ДКБ) СНГ, который стал первой попыткой формирования системы безопасности на постсоветском пространстве. С началом гражданской войны в Таджикистане Москва и Ташкент тесно координировали свои действия по оказанию военной помощи таджикским правительственным формированиям. Совместно с российской 201-й дивизией подразделения узбекских ВС вошли в состав коалиционных миротворческих сил для поддержания мира в Таджикистане.
Однако, во многом из-за политики ельцинской администрации в середине – конце 90-х годов Узбекистан стал активно выстраивать стратегию, нацеленную, в первую очередь, на тесное сближение с США и НАТО. Соответственно, интенсивность двустороннего российско-узбекского военного сотрудничества в указанный период заметно снизилась, а само взаимодействие стало все чаще больше протокольный характер, ограничиваясь ничего не значащими встречами и заседаниями. Одновременно Узбекистан подписал ряд параллельных договоров и соглашений в области военного взаимодействия как с государствами СНГ, так и с рядом стран дальнего зарубежья. В 1999 году Узбекистан принял решение не участвовать в системе коллективной безопасности в рамках ДКБ.
С приходом к власти в РФ В.Путина произошли определенные позитивные сдвиги в российско-узбекских отношениях, в том числе и военной сфере. В то же время события 11 сентября 2001 года еще больше усилили узбекско-американское взаимное тяготение. Узбекистан стал ключевым звеном в Центральной Азии в борьбе Соединенных Штатов «против терроризма» на территории Афганистана, а в н.п. Ханабад была создана американская военная база.
Однако, на фоне постепенного разочарования в эффективности политики США как в Афганистане, так и в центральноазиатском регионе в целом, Узбекистан начал предпринимать системные шаги по восстановлению отношений с Москвой. 16 июня 2004 года между Россией и Узбекистаном был подписан Договор «О стратегическом партнерстве», а в 2005 году Узбекистан вышел на уровень союзнических отношений с Россией, подкрепив их соответствующим договором. Согласно данному договору Россия и Узбекистан гарантируют оказывать друг другу поддержку в случае совершения акта агрессии против одной из сторон, а другая сторона в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку иными находящимися в ее распоряжении средствами. Стороны договорились также активно взаимодействовать в плане модернизации и реформирования вооруженных сил Узбекистана, их оснащения современным вооружением, подготовки в РФ офицерских кадров для узбекской армии и проведения совместных мероприятий по боевой подготовке.
Военно-техническое сотрудничество
В наследство от Советского Союза Узбекистану досталась солидная материально-техническая база бывшего Туркестанского военного округа. Поэтому в первые годы независимости национальные ВС не испытывали особой нужды в боевой технике и вооружении. На основании Соглашения «О принципах взаимного технического и материального обеспечения вооруженных сил», подписанного 2 марта 1994 года, в начале – середине 90-ых годов Россия в основном поставляла в Узбекистан только боеприпасы и осуществляла гарантийный ремонт военной техники (на российских предприятиях).
Однако, с активизацией в 1999-2000 годах деятельности формирований исламских радикалов узбекская армия, в первую очередь, специальные подразделения, стали испытывать нехватку современного стрелкового вооружения. В декабре 1999 года в ходе официального визита в Узбекистан премьер-министра России В.Путина был подписан Договор «О дальнейшем углублении сотрудничества в военной и военно-технической областях», который наряду с более тесным взаимодействием между министерствами обороны и вооруженными силами двух стран по вопросам укрепления безопасности и совместной борьбы с международным терроризмом, предусматривал увеличение ассортимента военной продукции, поставляемой из РФ. Уже в первой половине 2000 года начались поставки в Узбекистан из России необходимого вооружения, в первую очередь автоматов, снайперских винтовок, ручных пулеметов и приборов ночного видения.
С выходом России и Узбекистана на уровень союзнических отношений номенклатура и объемы поставляемой продукции военного назначения значительно выросли. По оценкам российского министерства обороны, объем военно-технического сотрудничества с Узбекистаном достигает нескольких десятков миллионов долларов. Речь идет преимущественно о поставках современного стрелкового вооружения, боеприпасов, запчастей к бронетанковой технике, средств ПВО, а также ремонте авиатехники.
Сотрудничество в сфере освоения космического пространства
Еще в 1996 году между Россией и Узбекистаном было подписано межправительственное соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства на базе измерительного комплекса квантово-оптической системы «Сириус» Майданакской высокогорной обсерватории. Обсерватория занимает Западную вершину горы Майданак (высота более 2,6 тысяч метров над уровнем моря), расположенной в 55 км к югу от н.п.Китаб (Кашкадарьинская область Узбекистана). Данный научно-исследовательский комплекс представляет интерес для МО России в качестве элемента в общей системе предупреждения о ракетном нападении.
* * *
В целом, российско-узбекское сотрудничество в военной сфере достаточно полно отражает современный характер взаимодействия между двумя странами по всему комплексу вопросов двусторонних отношений. Москва проявляет заинтересованность в данном направлении, поскольку Узбекистан является одним из ключевых звеньев в системе региональной безопасности. Узбекистан, в свою очередь, будучи приверженным стратегическому партнерству с Россией и поддерживая достаточно тесные военные отношения с Москвой, одновременно старается развивать сотрудничество в военной сфере и с другими странами, исходя из своих национальных интересов.
Похожие материалы:
|