Российско-китайские отношения: историческое наследие |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
06.07.2012 09:11 | |||
Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Китаем и Россией, во многом будет зависеть весь ход политических процессов, по крайней мере, в пределах Евразии. Однако можно с уверенностью сказать, что на характер китайско-российских отношений объективно оказывает, и будет оказывать влияние их историческое прошлое. С позиций сегодняшнего дня невозможно дать гарантий того, что наблюдаемая в настоящее время тенденция российско-китайского политического сближения сохранится в перспективе. Прежде всего, потому, что отношения между «Поднебесной» и Россией имеют крайне неоднозначное историческое наследие. Этапы сближения двух держав чередовались с этапами резкого охлаждения (если не обострения) отношений. Сами российско-китайские отношения имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга. Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали примерно с конца 1850-х годов. Причем с данного момента времени и вплоть до распада СССР четко выделяются два этапа двустороннего сближения, когда Россия и Китай вплотную подходили к формированию чрезвычайно тесных, союзнических отношений. Однако после каждого из этих этапов происходило резкое ухудшение двусторонних отношений. Конец 1850-х годов – 1890-е годы: постепенное сближение и союзные отношения Данный этап длился около четырех десятилетий. Россия и Китай прошли путь от сотрудничества по пограничным вопросам (в конце 1850-х – начале 1860-х годов) до создания оборонительного союза (в конце 1890-х годов). Во второй половине XIX века территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территории современных центральноазиатских государств), а также активное освоение русскими Сибири и дальневосточных земель привело к непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границы между двумя странами. Так в 1858 году в г.Тяньцзине (центральная часть восточного Китая) между Россией и Китаем был подписан Договор «Об общих принципах взаимоотношений», согласно которому была достигнута договоренность об изготовлении «подробных описаний и карт, которые послужат обоим правительствам на будущее время бесспорными документами о границах». Уже в 1860 году в г.Пекине был подписан Договор «О русско-китайской границе» (как дополнительный к Тяньцзиньскому Договору), в результате чего была зафиксирована российско-китайская граница на большей части ее протяженности (преимущественно по равнинной местности). Вскоре после этого, в 1864 году, в г.Чугучак (западный Китай) Россия и Китай подписали Чугучакский Протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира. Помимо этого Протокол регламентировал торговый режим на участке границы, отделявшей китайский Синьцзян от Туркестана, входившего тогда в состав Российской империи. Российско-китайские отношения получили мощный импульс с приходом к власти в России императора Александра III (1881 год). Важным событием стало подписание в 1881 году в г.Санкт-Петербурге (Россия) Договора «Об урегулировании пограничных вопросов». Этим Договором был решен ключевой вопрос (на тот момент времени) – о передаче Китаю Кашгарской провинции (западный Китай, Синьцзян). Дело в том, что 1876-1877 годах в Кашгарской провинции в результате восстания местных мусульман была свергнута китайская власть. Лидер восставших Якуб-бек (выходец из Кокандского ханства, Ферганской долины) провозгласил образование независимого исламского государства Йеттишаар. В этой ситуации Россия, откликнувшись на просьбу Китая о помощи, ввела войска в Кашгарскую провинцию, разгромила силы Якуб-бека и в течение 1877-1881 годов удерживала данную провинцию под своим управлением. В 1881 году, согласно Петербургскому договору, Россия вывела войска из Кашгарской провинции, передав ее Китаю. Помимо решения вышеизложенного вопроса, была окончательно определена российско-китайская граница в районе реки Черный Иртыш. Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III (правил с 1881 года по 1893 год), а после его смерти (1893 год) – министра финансов России Сергея Витте (находился в должности в период 1892-1903 годов), которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом. Так, по инициативе С.Витте в 1895 году в г.Санкт-Петербурге был учрежден Русско-Китайский банк, а вслед за этим, в 1896 году – заключен Договор «О союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги» (КВЖД). Важной частью Договора стало формирование оборонительного союза России и Китая в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Кроме того, Договор предусматривал строительство железнодорожной ветки «Чита (Россия) – Харбин (Китай) – Владивосток (Россия)». Данная ветка имела большое значение для двух стран как в экономическом плане (для совместного освоения ресурсов прилегающих к данной железнодорожной трассе территорий), так и в военно-стратегическом. Вскоре после этого, в 1898 году, в г.Санкт-Петербурге между Россией и Китаем была заключена Конвенция «О предоставлении России в аренду портов Люйшунь и Далянь» (Порт-Артур и Дальний). Находясь на территории Китая, данные порты стали опорными базами военно-морских сил России на Дальнем Востоке. Начало 1900 год – середина 1920-ых годов: охлаждение отношений Данный этап длился примерно два с половиной десятилетия. Причем уже в начале 1900-ых годов практически все положительные результаты двустороннего сотрудничества, достигнутые Россией и Китаем за предыдущие четыре десятилетия, оказались перечеркнутыми. Главной причиной тому стало участие России на стороне ряда западных держав в военной интервенции против Китая. В 1898 году в Китае началось народное восстание (восстание ихэтуаней, 1898-1901 годы), которое было во многом спровоцировано грабительской политикой западных компаний, занимавших в то время ключевые позиции в китайской экономике. Данное восстание было поддержано широкими слоями китайского общества. В октябре 1900 года Россия ввела свои войска на территорию северного Китая и приняла участие в подавлении восстания вместе с Англией, Францией, Германией, Австро-Венгрией, Италией, США и Японией. Затем вышеуказанные страны навязали Китаю кабальный договор, который обязывал выплатить им значительную контрибуцию. Военная интервенция вызвала сильные антизападные и антироссийские настроения во всех слоях китайского общества. Причем антироссийские настроения многократно усиливались осознанием того, что в роли интервента выступило де-факто союзное государство. В результате всего этого российско-китайские отношения ухудшились почти на четверть века. Середина 1920-х годов – конец 1950-х годов: потепление отношений и стратегическое сближение Данный этап имел место преимущественно в сталинский период советской эпохи российской истории и длился около трех с половиной десятилетий. Советская Россия (позже в форме СССР) и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза. Китай был в числе первых государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1924 году, и в этом же году в г.Москве было подписано советско-китайское Соглашение «Об общих принципах урегулирования вопросов». В соответствии с данным соглашением СССР и Китай отстранили Русско-Азиатский банк (РАБ) от управления КВЖД и вступили в совместное владение этой стратегически важной железнодорожной трассой. Так, в декабре 1917 года РАБ был национализирован правительством советской России. В 1930-е годы советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее (в 1890-х годах) основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке. Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 году Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну. СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так в 1930-ых годах СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долларов, за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 году СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай). Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 году к власти в стране Коммунистической Партии Китая (КПК). После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао-Цзе-Дуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 года, сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно. Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности. В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств. Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 годы) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками. Начало 1960-х – конец 1980-х годов: острый кризис и охлаждение отношений Данный этап длился примерно три десятилетия. Причем, также как и в начале ХХ века, отношения испортились практически моментально и многие результаты, достигнутые за предшествующий период, оказались практически перечеркнутыми. Ухудшение отношений началось еще в конце 1950-х годов, а в 1960-ых годах они перешли в стадию политической конфронтации. Особенно ярко это было заметно в идеологической сфере. Так, СССР обвинял правящую партию КНР – КПК в великодержавном шовинизме (китайском) и отходе от принципов интернационализма. Китай, в свою очередь, обвинял КПСС в ревизии марксизма и мелкобуржуазном вырождении. Отношения между КПК и КПСС были прерваны, а в конце 1960-х годов СССР и КНР стояли на грани масштабного вооруженного конфликта. Так в 1969 году развернулись локальные бои между подразделениями китайской и советской армий на острове Даманский. Данный конфликт был урегулирован срочным визитом в г.Пекин премьер-министра СССР А.Косыгина, а остров Даманский впоследствии был передан Китаю. Вплоть до конца 1980-х годов межгосударственные связи оставались на крайне низком уровне (по сравнению с началом и серединой 1950-ых годов). Первые признаки улучшения советско-китайских отношений наметились лишь перед распадом СССР. Так в 1989 году во время официального визита в г.Пекин руководителя СССР М.Горбачева советская и китайская стороны пришли к согласию о целесообразности нормализации отношений. Перелом в плане улучшения советско-китайских отношений произошел лишь в 1991 году (последний год существования СССР), когда в ходе визита в г.Москву лидера КНР председателя Центрального комитета КПК Цзянь Цзэминя СССР и Китай подписали Соглашение «О делимитации основной части границы», а также обсудили и наметили пути дальнейшего взаимодействия. Характерно, что еще тогда основными темами обсуждения стали именно вопросы военно-технического сотрудничества и приграничной торговли. * * * В целом, российско-китайские отношения имеют богатую, но крайне сложную и даже противоречивую историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с этапами резкого ухудшения взаимоотношений. Как представляется, сближение России и Китая в те или иные периоды во многом определялось прагматичностью мышления российской и китайской правящих элит, осознававших важность расширения сотрудничества в политической, экономической и военной сферах для продвижения долгосрочных интересов своих стран. В то же время, когда сиюминутные, узко-национальные интересы, либо амбиции лидеров двух стран и/или идеологизация внешней политики начинали превалировать над прагматизмом и стратегическим видением общности долгосрочных интересов, то отношения между Россией и Китаем существенно ухудшались: - разрыв союзных отношений между Российской империей и Китаем на рубеже XIX – XX веков произошел во многом по вине российского императора Николая II (правил с 1894 по 1917 годы), который, по-видимому, исходя из ошибочного понимания долгосрочных интересов России, решился в 1900 году на военную интервенцию в Китай в союзе с западными державами; - крушение советско-китайского стратегического союза на рубеже 1950-х – 1960-х годов, как представляется, во многом было обусловлено столкновением взаимных амбиций Москвы и Пекина, каждый из которых претендовал на первенство в мировом коммунистическом движении и идеологическое лидерство в странах «третьего мира». Казалось бы, что крах коммунистической идеологии и распад СССР, процессы политической и экономической трансформации в России и Китае должны были бы подвести окончательную черту под периодами конфронтационных отношений двух стран. Но так ли это на самом деле? На сегодняшний день это не представляется очевидным. Отношения между Россией и Китаем в настоящее время и в будущем также будут нести на себе отпечаток исторического прошлого. При этом, наиболее характерной особенностью истории российско-китайских отношений является чередование периодов сближения с периодами резких и практически моментальных разрывов связей. Особенно бросается в глаза тот факт, что все периоды китайско-российского сближения с какой-то трудно объяснимой регулярностью совпадали по времени со знаковой сменой эпох в российской истории. Данные периоды начинались тогда, когда Россия, преодолевая системный кризис, проводила глубокую реформу своей внутриполитической системы и существенно меняла внешнюю политику. Так, первое российско-китайское сближение началось, когда Россия была абсолютной монархией (Российская империя) и выходила из политического и экономического кризиса 1850-ых годов. Этот кризис был во многом вызван экспансионистской политикой Николая I (правил с 1825 по 1855 годы) в Европе. Данная политика закончилась экономическим истощением Российской империи, обострением отношений с Англией, Францией и Турцией и последующим поражением России в Крымской войне (1853-1856 года) против коалиции вышеуказанных стран. Следствием этого стало общее ослабление позиций России в тогдашней системе международных отношений. Это вынудило наследника Николая I Александра II (1855-1881 года) приступить к широким внутренним реформам и к кардинальному пересмотру внешней политики. Второе российско-китайское сближение началось, когда Россия после Октябрьской революции (1917 год) и гражданской войны (1918-1920 годы) принципиально поменяла форму своей государственности, став унитарным социалистическим государством (СССР). Нынешнее, уже третье по счету российско-китайское сближение началось фактически после распада СССР (1991 год), когда Россия в очередной раз поменяла форму своей государственности, став буржуазной федеративной республикой (РФ). Как представляется, именно неоднозначность/противоречивость исторического наследия китайско-российских отношений во многом определяет неоднозначность современных отношений между двумя державами (фактическое отсутствие общности долгосрочных государственных интересов, а также четкого понимания места и роли друг друга в системе национальных приоритетов) и их неопределенность в будущем. Учитывая то, что сегодня Россия фактически превращается в сырьевой придаток китайской экономики, наиболее реален сценарий постепенного экономического поглощения Китаем азиатской части России. Данный сценарий несет в себе значительный конфликтный «потенциал» как для отношений между РФ и КНР, так и для отношений во всей Евразии (половины которой занимают Россия и Китай). Можно только догадываться о том, что случится в случае столкновения интересов двух региональных держав (а это уже было в истории), каждая из которых сегодня занимает важное место в системе международных политических и экономических отношений и к тому же обладает мощными вооруженными силами и огромным ракетно-ядерным потенциалом. Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-журналом «Время Востока» (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/. Похожие материалы:
|