Основные факторы политики Китая в Центральной Азии в сфере безопасности: фактор распада СССР |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский | |||
15.09.2010 09:00 | |||
Рассматривая развитие ситуации в постсоветской Центральной Азии (ЦА) в контексте реальных и потенциальных угроз безопасности Китайской Народной Республики (КНР), следует условно выделить три ключевых фактора:
Фактор распада СССР Поскольку в начале 90-х годов Центральная Азия являлась для Китая своего рода «terra incognita», у китайского руководства в тот период не было «готовых рецептов» относительно своей политики в регионе, в том числе и в сфере безопасности. Но в любом случае в Пекине было четкое понимание того, что только конструктивное сотрудничество с центральноазиатскими государствами и Российской Федерацией (РФ) являются залогом безопасности Китая. Сразу же после установления дипломатических отношений c государствами Центральной Азии Пекин взял курс на скорейшее решение проблемных вопросов, затрагивающих безопасность КНР. При этом Китай оправданно сделал ставку на развитие сотрудничества с Россией, которая имела огромный исторический опыт присутствия в регионе и к тому же по инерции все еще рассматривалась центральноазиатскими странами в качестве своего рода метрополии, способной выступить гарантом их безопасности. Осторожный подход, умение сочетать элементы восточного этикета с жестким отстаиванием принципиально важных для китайской национальной безопасности позиций позволили КНР уже к середине 90-х годов добиться выгодного для себя решения целого ряда вопросов в первую очередь в плане урегулирования погранично-территориальных вопросов, снижения уровня военного присутствия в приграничных районах, борьбы с уйгурским сепаратизмом. Однако, по мере решения обозначенных выше проблемных вопросов, которые достались в наследство от советского периода, значение фактора распада СССР стало постепенно снижаться в политике Китая в Центральной Азии в сфере безопасности, что является главной ошибкой Пекина. Ведь вне глубокого понимания крайне высокого значения фактора распада СССР не может быть понимания и того сложного комплекса труднопреодолимых проблем, которые существуют в том числе в отношениях между КНР и ЦА.
* * *
Очевидно, что Китай не может в одиночку изменить столь сложный геоэкономический и геополитический контекст. Поэтому только концептуально поняв основные группы проблем, которые формируются в условиях продолжающейся геоэкономической и геополитической дезинтеграции постсоветского пространства КНР сможет выработать наиболее эффективные алгоритмы своей политики и, следовательно, решения этих проблем, в том числе в сфере безопасности. Как представляется, именно с этого и надо начинать Пекину путем более системных шагов по развитию собственной государственной аналитики по проблемам постсоветского пространства, всемерного форсирования аналитического сотрудничества со странами бывшего СССР, в первую очередь РФ и ЦА.
Похожие материалы:
|