Военное сотрудничество России и стран Центральной Азии в рамках СНГ: дорога «ниоткуда и в никуда»? |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ | |||
Автор: В.Парамонов, О.Столповский | |||
26.07.2010 09:00 | |||
Распад Советского Союза и последовавший за ним «парад суверенитетов» привели к разрыву десятилетиями складывавшихся тесных социально-политических, экономических и культурных связей между новыми независимыми государствами – бывшими союзными республиками. Не менее катастрофичными явились последствия распада СССР и с точки зрения безопасности. В условиях, когда в глобальном масштабе возник существенный дисбаланс сил, а по периметру бывшего Советского Союза складывалась непростая ситуация (разгорание очагов напряженности, постепенное приближение к границам инфраструктуры НАТО), была разрушена некогда единая система обороны от внешней агрессии и угроз. Уже в первые месяцы существования Содружества независимых государств (СНГ) остро встал вопрос о защите новых государственных образований от потенциальных и реальных внешних угроз. Наиболее сложное положение, в контексте обеспечения региональной и национальной безопасности, складывалось в Центральной Азии (ЦА), что во многом было обусловлено резким обострением в начале 1992 года обстановки в соседнем с государствами региона Афганистане. Взаимодействие Российской Федерации (РФ) с постсоветскими республиками, в том числе и странами ЦА в сфере безопасности началось именно в формате СНГ. При этом в основу сотрудничества и обеспечения безопасности стран Содружества легли совпадение или близость их стратегических интересов, общее историческое прошлое, экономические, научные, культурные и другие традиционные связи. Однако, по мере развития постсоветского пространства данные связи, как представляется, постепенно теряют свою былую ценность, а сами государства СНГ похоже все больше и больше «дрейфуют» в разные стороны. Рассмотрим это в динамике.
Военное сотрудничество В начале 90-х годов военное сотрудничество стало одним из главных направлений взаимодействия стран СНГ в сфере безопасности. Первым совместным актом, положившим начало качественно нового этапа в развитии многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве по военным вопросам в формате СНГ, стало подписание 20 марта 1992 года в г.Киеве (Украина) Декларации «О не применении силы или угрозы силы во взаимоотношениях между государствами-участниками СНГ». Решением глав государств был создан Совет министров обороны (СМО) СНГ, который стал высшим коллегиальным органом Совета глав государств Содружества по вопросам военной политики и военного строительства. Кроме того, выражая серьезную озабоченность непредсказуемостью развития ситуации в Афганистане, страны ЦА (кроме Туркменистана) совместно с Россией и Арменией дополнительно заключили Договор о коллективной безопасности, который был подписан 15 мая 1992 года в г.Ташкенте (Узбекистан). (Сотрудничество в рамках ДКБ будет рассмотрено в следующей статье). В июле 1992 года при СМО СНГ было образовано Главное командование Объединенных вооруженных сил (ОВС) СНГ. Помимо этого, в течение 1992 года в рамках СНГ были подписаны еще ряд соглашений, которые предусматривали формирование единого оборонного бюджета, устанавливали принципы комплектования ОВС СНГ и прохождения в них военной службы, определяли параметры военно-технического сотрудничества государств-участников Содружества. Однако, все эти документы носили в основном переходный характер и были направлены, по сути, на упорядоченный раздел советского военного потенциала.
Первой попыткой совместных действий по обеспечению региональной безопасности непосредственно в Центральной Азии стало создание и развертывание на территории Таджикистана в период гражданской войны 1992-1996 годов Коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ. В соответствии с решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 года в состав КМС вошли российская 201-я мотострелковая дивизия и по одному сводному батальону от Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. КМС СНГ сыграли важную роль в стабилизации обстановки и предупреждении перерастания конфликта на территорию соседних государств ЦА. Вместе с тем, после урегулирования ситуации в Таджикистане необходимость в КМС СНГ для ЦА отпала и они были расформированы. С приходом к власти в России в 2000 году нового руководства во главе с В.Путиным, Москва стала проявлять интерес к реанимированию военной интеграции на постсоветском пространстве. Однако центробежные стремления ряда государств, растущие различия во внешнеполитических приоритетах и оценках внешних угроз, объективно обуславливали снижение планки доверия к военному сотрудничеству. Соответственно, до сих пор наблюдается тенденция смещения практического взаимодействия РФ с другими странами Содружества по военным вопросам в плоскость более узких форматов (форматы ОДКБ и двусторонних отношений). В настоящее время военное сотрудничество в формате СНГ, за исключением ряда направлений, о которых будет сказано ниже, фактически утратило практическое наполнение. Заседания Совета министров обороны СНГ (принимают участие главы военных ведомств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а в качестве наблюдателей – Молдавии, Туркменистана и Украины), хотя и проходят регулярно, однако носят все более ритуальный характер, и, пожалуй, единственным их плюсом является публичный показ тех проблем, разногласий и трений, которые до сих пор существуют в рамках Содружества. Взаимодействие в охране воздушного пространства.Примером практической реализации многостороннего военного сотрудничества в формате СНГ является взаимодействие государств Содружества в охране воздушного пространства. В 1995 году была создана Объединенная система противоздушной обороны (ОС ПВО) СНГ, основные задачи которой заключались в координации действий по охране воздушного пространства и ведении согласованных действий войск ПВО государств Содружества по возможному отражению воздушно-космического нападения (в созданную в 1995 году Объединенную систему ПВО вошли Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1997 году Грузия и Туркменистан фактически свернули свое участие в ОС ПВО СНГ). Совет министров обороны государств-участников СНГ, руководствуясь Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны СНГ, 19 апреля 1995 года утвердил Положение о Координационном Комитете по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны. Положением были определены функции, состав, организация деятельности и обязанности должностных лиц Комитета, который был призван согласовывать усилия по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, осуществлять координацию действий войск и сил, выделенных в состав ОС ПВО, а также рассматривать предложения по строительству противовоздушной обороны государств. Для обеспечения деятельности Координационного Комитета были образованы следующие рабочие органы: Направление ПВО и ВВС в Штабе по координации военного сотрудничества Содружества и Управление по вопросам объединенной системы ПВО государств-участников СНГ при Управлении Главнокомандующего ВВС России. С этого времени основные усилия в деятельности Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны СНГ направляются именно на практическую реализацию Соглашения о создании ОС ПВО и Концепции охраны воздушного пространства государств-участников СНГ. Основными формами проводимых мероприятий являются совместные (коалиционные) учения «Боевое содружество» и командно-штабные тренировки (КШТ) с полетами боевой авиации с выполнением полного комплекса задач, стоящих перед дежурными силами. Последним примером такого взаимодействия стала прошедшая в октябре 2008 года КШТ, в которой приняли участие дежурные силы по ПВО, дислоцирующиеся в Казахстане, Узбекистане, сибирском регионе и европейской части России, в Белоруссии, Армении. Проведению командно-штабной тренировки предшествовало заседание Совета министров обороны СНГ, которое прошло в начале осени в Санкт-Петербурге. В закрытом режиме министры обсудили планы развития Объединенной системы ПВО, предстоящие учения с боевыми стрельбами «Боевое содружество-2009», которые запланированы на период с июня по сентябрь 2009 года. Обсуждались на Совете и планы оптимизации структуры и состава группировки войск Объединенной системы ПВО СНГ. К числу конкретных мер, осуществленных за последние годы в рамках ОС ПВО СНГ, следует отнести восстановление системы радиолокационного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств, создание системы совместного боевого дежурства ряда государств-участников Соглашения о создании ОС ПВО, а также налаживание системы совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил и средств) ПВО государств-участников. В настоящее время взаимный обмен оперативной информацией о воздушной обстановке организован между центральными командными пунктами России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Узбекистана. Обмен информацией с ПВО остальных стран-участниц происходит время от времени из-за отсутствия у них современных АСУ. Совместное боевое дежурство объединенной системы ПВО государств СНГ несут части и подразделения ПВО России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Кроме того, в стадии технической и организационной проработки находится вопрос создания регионального пункта управления ОС ПВО «Центральная Азия» либо в Казахстане, либо в Узбекистане.
Сотрудничество по обеспечению безопасности границ Разрушение некогда единой централизованной системы обеспечения пограничной безопасности СССР привело к активизации на внешних рубежах СНГ трансграничной преступности, что требовало взаимодействия внутри Содружества в охране внешних государственных границ. Особенно это касалось участков границы с Афганистаном. В этой связи в 1992 году был образован единый координационный орган – Совет командующих пограничными войсками (СКПВ) СНГ. При этом Россия в рамках СНГ взяла на себя основной груз обязательств по формированию пограничных структур Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. Деятельность СКПВ на начальном этапе позволила избежать увеличения численности погранвойск, а также огромных затрат новых независимых государств на обустройство границ. Сегодня СКПВ, являясь органом Совета глав государств СНГ по вопросам охраны внешних границ и обеспечения стабильного положения на них, руководствуется следующими многосторонними соглашениями: «О сотрудничестве погранвойск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество», «О сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией», «О сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-участников», «Об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ» и рядом других. Согласно оценок ряда военных экспертов, «именно благодаря совместным усилиям и ведущей роли России, бывшим советским республикам к настоящему времени в целом удалось сохранить устойчивую систему охраны границ».
Взаимодействие специальных и правоохранительных органов В целях координации усилий органов безопасности и специальных служб решением Совета глав государств СНГ от 28 марта 1997 года был создан Совет руководителей органов безопасности (СРОБ) СНГ. Кроме того, в июне 1999 года Советом глав государств был также подписан Договор «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом». Указанный документ явился правовой основой для осуществления взаимодействия силовых структур стран СНГ в вопросах выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма.
Практическим воплощением достигнутых договоренностей по объединению усилий государств Содружества в борьбе с международным терроризмом стало создание в 2000 году Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ, основными задачами которого были определены следующие: Деятельность АТЦ СНГ осуществляется под эгидой Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ и в тесном взаимодействии с Советами министров обороны, внутренних дел, командующих пограничными войсками, Координационным советом генеральных прокуроров. Решения по принципиальным вопросам принимаются исключительно Советом глав государств Содружества. Особую позицию по отношению к АТЦ СНГ занимает Узбекистан. Хотя узбекские представители периодически принимают участие (на уровне наблюдателей) в проводимых АТЦ учениях, в то же время, они не участвует в работе оперативной группы Центра в г.Бишкеке и не финансирует его деятельность.
Военно-экономическое сотрудничество С самого начала образования Содружества в рамках СНГ предпринимались попытки организовать многостороннее взаимодействие по сохранению производственных связей между промышленными предприятиями бывшего военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР. Для этого в 1993 году в качестве рабочего органа Совета глав правительств Содружества, была создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) СНГ. На нее возлагались задачи по совершенствованию вопросов специализации и кооперации в разработке и производстве продукции военного назначения, содействию в создании совместных интегрированных структур и сохранении мобилизационных мощностей, решении вопросов передачи технологий из оборонного комплекса в гражданский сектор экономики. Однако это направление многостороннего сотрудничества не имело дальнейшего развития, тем более, что в деятельности МКВЭС реально принимали участие лишь шесть государств: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В 2004 году Россия выступила за упразднение действовавшей в рамках СНГ Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству и предложила, чтобы работа органа с подобными функциями была организована в рамках ОДКБ.
* * * В целом, многостороннее сотрудничество России с государствами Центральной Азии в формате СНГ по идее является составной частью международной деятельности дружественных государств, призванной обеспечивать объединение усилий в борьбе с угрозами национальной безопасности. Однако, несмотря на относительно благополучную с виду картину, которая создается в результате многочисленных протокольных встреч и звучащих на них заявлений, исполнительные структуры, созданные в формате СНГ, свою задачу построения общей дееспособной системы безопасности так и не выполнили.
Главной причиной этого является разновекторность внешнеполитических курсов государств-участников Содружества и их подходов к оценке потенциальных угроз национальной и региональной безопасности. Тем более, что на современном этапе есть основания утверждать о некоей аморфности этого межгосударственного объединения, которое, по-прежнему более напоминает «дискуссионный клуб», а не полноценную международную организацию, способную на достаточно эффективном уровне решать основополагающие вопросы многостороннего взаимодействия.
В этой связи с достаточной степенью вероятности можно прогнозировать, что отмирание наднациональных структур, типа Совета министров обороны СНГ и ему подобных – это лишь вопрос времени. Исключением здесь, пожалуй, может быть в целом положительная деятельность и накопленный опыт отделением АТЦ СНГ по Центральной Азии. Однако, представляется, что основное внимание в развитии многостороннего формата сотрудничества России с центральноазиатскими государствами все же будет сфокусировано именно на региональных организациях – ОДКБ и ШОС, а взаимодействие в сфере безопасности в рамках Содружества со временем сохранится лишь в плоскости политических консультаций. Другой вопрос: а смогут ли ОДКБ и ШОС самостоятельно и вне формата СНГ эффективно решать вопросы безопасности в Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом? «Действия» ОДКБ и ШОС в условиях продолжающейся дестабилизации Кыргызстана пока доказывают обратное …
Похожие материалы:
|