НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Военное сотрудничество России и стран Центральной Азии в рамках СНГ: дорога «ниоткуда и в никуда»? Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, О.Столповский   
26.07.2010 09:00

Распад Советского Союза и последовавший за ним «парад суверенитетов» привели к разрыву десятилетиями складывавшихся тесных социально-политических, экономических и культурных связей между новыми независимыми государствами – бывшими союзными республиками. Не менее катастрофичными явились последствия распада СССР и с точки зрения безопасности. В условиях, когда в глобальном масштабе возник существенный дисбаланс сил, а по периметру бывшего Советского Союза складывалась непростая ситуация (разгорание очагов напряженности, постепенное приближение к границам инфраструктуры НАТО), была разрушена некогда единая система обороны от внешней агрессии и угроз.

Уже в первые месяцы существования Содружества независимых государств (СНГ) остро встал вопрос о защите новых государственных образований от потенциальных и реальных внешних угроз. Наиболее сложное положение, в контексте обеспечения региональной и национальной безопасности, складывалось в Центральной Азии (ЦА), что во многом было обусловлено резким обострением в начале 1992 года обстановки в соседнем с государствами региона Афганистане. Взаимодействие Российской Федерации (РФ) с постсоветскими республиками, в том числе и странами ЦА в сфере безопасности началось именно в формате СНГ. При этом в основу сотрудничества и обеспечения безопасности стран Содружества легли совпадение или близость их стратегических интересов, общее историческое прошлое, экономические, научные, культурные и другие традиционные связи.

Однако, по мере развития постсоветского пространства данные связи, как представляется, постепенно теряют свою былую ценность, а сами государства СНГ похоже все больше и больше «дрейфуют» в разные стороны. Рассмотрим это в динамике.

 

Военное сотрудничество

В начале 90-х годов военное сотрудничество стало одним из главных направлений взаимодействия стран СНГ в сфере безопасности. Первым совместным актом, положившим начало качественно нового этапа в развитии многостороннего  сотрудничества на постсоветском пространстве по военным вопросам в формате СНГ, стало подписание 20 марта 1992 года в г.Киеве (Украина) Декларации «О не применении силы или угрозы силы во взаимоотношениях между государствами-участниками СНГ». Решением глав государств был создан Совет министров обороны (СМО) СНГ, который стал высшим коллегиальным органом Совета глав государств Содружества по вопросам военной политики и военного строительства. Кроме того, выражая серьезную озабоченность непредсказуемостью развития ситуации в Афганистане, страны ЦА (кроме Туркменистана) совместно с Россией и Арменией дополнительно заключили Договор о коллективной безопасности, который был подписан 15 мая 1992 года в г.Ташкенте (Узбекистан). (Сотрудничество в рамках ДКБ будет рассмотрено в следующей статье).

В июле 1992 года при СМО СНГ было образовано Главное командование Объединенных вооруженных сил (ОВС) СНГ. Помимо этого, в течение 1992 года в рамках СНГ были подписаны еще ряд соглашений, которые предусматривали формирование единого оборонного бюджета, устанавливали принципы комплектования ОВС СНГ и прохождения в них военной службы, определяли параметры военно-технического сотрудничества государств-участников Содружества. Однако, все эти документы носили в основном переходный характер и были направлены, по сути, на упорядоченный раздел советского военного потенциала.

Первой попыткой совместных действий по обеспечению региональной безопасности непосредственно в Центральной Азии стало создание и развертывание на территории Таджикистана в период гражданской войны 1992-1996 годов Коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ. В соответствии с решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 года в состав КМС вошли российская 201-я мотострелковая дивизия и по одному сводному батальону от Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. КМС СНГ сыграли важную роль в стабилизации обстановки и предупреждении перерастания конфликта на территорию соседних государств ЦА. Вместе с тем, после урегулирования ситуации в Таджикистане необходимость в КМС СНГ для ЦА отпала и они были расформированы.
Кроме того, проводимая ельцинским руководством России политика «избавления от груза национальных республик», со временем (вплоть до конца 90-х годов) обусловила спад заинтересованности Кремля к многостороннему военному сотрудничеству со странами Центральной Азии. Взаимодействие в формате СНГ стало носить все более формальный характер, выражающийся в протокольных встречах и декларировании намерений. В создавшейся ситуации Главное командование ОВС СНГ воспринималось во многих государствах Содружества как ненужный наднациональный орган военного управления, тем более «диктующий условия Совету глав государств». Со временем его заменил Штаб по координации военного сотрудничества (ШКВС) СНГ со значительно меньшими полномочиями и возможностями.

С приходом к власти в России в 2000 году нового руководства во главе с В.Путиным, Москва стала проявлять интерес к реанимированию военной интеграции на постсоветском пространстве. Однако центробежные стремления ряда государств, растущие различия во внешнеполитических приоритетах и оценках внешних угроз, объективно обуславливали снижение планки доверия к военному сотрудничеству. Соответственно, до сих пор наблюдается тенденция смещения практического взаимодействия РФ с другими странами Содружества по военным вопросам в плоскость более узких форматов (форматы ОДКБ и двусторонних отношений).

В настоящее время военное сотрудничество в формате СНГ, за исключением ряда направлений, о которых будет сказано ниже, фактически утратило практическое наполнение. Заседания Совета министров обороны СНГ (принимают участие главы военных ведомств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а в качестве наблюдателей – Молдавии, Туркменистана и Украины), хотя и проходят регулярно, однако носят все более ритуальный характер, и, пожалуй, единственным их плюсом является публичный показ тех проблем, разногласий и трений, которые до сих пор существуют в рамках Содружества.

Взаимодействие в охране воздушного пространства.Примером практической реализации многостороннего военного сотрудничества в формате СНГ является взаимодействие государств Содружества в охране воздушного пространства. В 1995 году была создана Объединенная система противоздушной обороны (ОС ПВО) СНГ, основные задачи которой заключались в координации действий по охране воздушного пространства и ведении согласованных действий войск ПВО государств Содружества по возможному отражению воздушно-космического нападения (в созданную в 1995 году Объединенную систему ПВО вошли Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1997 году Грузия и Туркменистан фактически свернули свое участие в ОС ПВО СНГ).

Совет министров обороны государств-участников СНГ, руководствуясь Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны СНГ, 19 апреля 1995 года утвердил Положение о Координационном Комитете по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны. Положением были определены функции, состав, организация деятельности и обязанности должностных лиц Комитета, который был призван согласовывать усилия по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, осуществлять координацию действий войск и сил, выделенных в состав ОС ПВО, а также рассматривать предложения по строительству противовоздушной обороны государств.

Для обеспечения деятельности Координационного Комитета были образованы следующие рабочие органы: Направление ПВО и ВВС в Штабе по координации военного сотрудничества Содружества и Управление по вопросам объединенной системы ПВО государств-участников СНГ при Управлении Главнокомандующего ВВС России. С этого времени основные усилия в деятельности Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны СНГ направляются именно на практическую реализацию Соглашения о создании ОС ПВО и Концепции охраны воздушного пространства государств-участников СНГ. Основными формами проводимых мероприятий являются совместные (коалиционные) учения «Боевое содружество» и командно-штабные тренировки (КШТ) с полетами боевой авиации с выполнением полного комплекса задач, стоящих перед дежурными силами.

Последним примером такого взаимодействия стала прошедшая в октябре 2008 года КШТ, в которой приняли участие дежурные силы по ПВО, дислоцирующиеся в Казахстане, Узбекистане, сибирском регионе и европейской части России, в Белоруссии, Армении. Проведению командно-штабной тренировки предшествовало заседание Совета министров обороны СНГ, которое прошло в начале осени в Санкт-Петербурге. В закрытом режиме министры обсудили планы развития Объединенной системы ПВО, предстоящие учения с боевыми стрельбами «Боевое содружество-2009», которые запланированы на период с июня по сентябрь 2009 года. Обсуждались на Совете и планы оптимизации структуры и состава группировки войск Объединенной системы ПВО СНГ.

К числу конкретных мер, осуществленных за последние годы в рамках ОС ПВО СНГ, следует отнести восстановление системы радиолокационного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств, создание системы совместного боевого дежурства ряда государств-участников Соглашения о создании ОС ПВО, а также налаживание системы совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил и средств) ПВО государств-участников.

В настоящее время взаимный обмен оперативной информацией о воздушной обстановке организован между центральными командными пунктами России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Узбекистана. Обмен информацией с ПВО остальных стран-участниц происходит время от времени из-за отсутствия у них современных АСУ. Совместное боевое дежурство объединенной системы ПВО государств СНГ несут части и подразделения ПВО России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Кроме того, в стадии технической и организационной проработки находится  вопрос создания регионального пункта управления ОС ПВО «Центральная Азия» либо в Казахстане, либо в Узбекистане.

 

Сотрудничество по обеспечению безопасности границ

Разрушение некогда единой централизованной системы обеспечения пограничной безопасности СССР привело к активизации на внешних рубежах СНГ трансграничной преступности, что требовало взаимодействия внутри Содружества в охране внешних государственных границ. Особенно это касалось участков границы с Афганистаном. В этой связи в 1992 году был образован единый координационный орган – Совет командующих пограничными войсками  (СКПВ) СНГ. При этом Россия в рамках СНГ взяла на себя основной груз обязательств по формированию пограничных структур Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. Деятельность СКПВ на начальном этапе позволила избежать увеличения численности погранвойск, а также огромных затрат новых независимых государств на обустройство границ.

Сегодня СКПВ, являясь органом Совета глав государств СНГ по вопросам охраны внешних границ и обеспечения стабильного положения на них, руководствуется следующими многосторонними соглашениями: «О сотрудничестве погранвойск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество», «О сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией», «О сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-участников», «Об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ» и рядом других. Согласно оценок ряда военных экспертов, «именно благодаря совместным усилиям и ведущей роли России, бывшим советским республикам к настоящему времени в целом удалось сохранить устойчивую систему охраны границ».

 

Взаимодействие специальных и правоохранительных органов

В целях координации усилий органов безопасности и специальных служб решением Совета глав государств СНГ от 28 марта 1997 года был создан Совет руководителей органов безопасности (СРОБ) СНГ. Кроме того, в июне 1999 года Советом глав государств был также подписан Договор «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом». Указанный документ явился правовой основой для осуществления взаимодействия силовых структур стран СНГ в вопросах выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма.

Практическим воплощением достигнутых договоренностей по объединению усилий государств Содружества в борьбе с международным терроризмом стало создание в 2000 году Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ, основными задачами которого были определены следующие:
- выработка предложений о направлениях сотрудничества в борьбе с международным терроризмом;
- обеспечение координации взаимодействия специальных и правоохранительных органов;
- участие в подготовке и проведении антитеррористических учений;
- взаимодействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- формирование специализированного банка данных.
АТЦ СНГ стал осуществлять свою деятельность с использованием возможностей специальных антитеррористических подразделений правоохранительных структур и органов безопасности государств Содружества. С учетом складывающейся в Центральной Азии обстановки и выявленными тенденциями направленности действий лидеров «террористического интернационала» первоочередное внимание Центра было уделено положению именно в центральноазиатском регионе. Исходя из этого, в августе 2001 года в г.Бишкеке (Кыргызстан) было создано и в настоящее время продолжает функционировать отделение АТЦ СНГ по Центральной Азии, которое укомплектовано сотрудниками спецслужб России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Отделением совместно со специальными службами указанных стран ведется постоянный мониторинг оперативной обстановки в центральноазиатском регионе в плане противодействия международному терроризму.
Механизм совместных действий при нейтрализации террористических угроз в АТЦ СНГ проходит регулярную обкатку в ходе совместных учений. Основными целями всех этих учений является повышение готовности органов безопасности, специальных служб и других силовых структур государств-участников СНГ к быстрому и адекватному реагированию на угрозы террористического характера, а также практическая отработка алгоритмов взаимодействия участников совместных антитеррористических мероприятий.

Деятельность АТЦ СНГ осуществляется под эгидой Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ и в тесном взаимодействии с Советами министров обороны, внутренних дел, командующих пограничными войсками, Координационным советом генеральных прокуроров. Решения по принципиальным вопросам принимаются исключительно Советом глав государств Содружества. Особую позицию по отношению к АТЦ СНГ занимает Узбекистан. Хотя узбекские представители периодически принимают участие (на уровне наблюдателей) в проводимых АТЦ учениях, в то же время, они не участвует в работе оперативной группы Центра в г.Бишкеке и не финансирует его деятельность.

 

Военно-экономическое сотрудничество

С самого начала образования Содружества в рамках СНГ предпринимались попытки организовать многостороннее взаимодействие по сохранению производственных связей между промышленными предприятиями бывшего военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР. Для этого в 1993 году в качестве рабочего органа Совета глав правительств Содружества, была создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) СНГ. На нее возлагались задачи по совершенствованию вопросов специализации и кооперации в разработке и производстве продукции военного назначения, содействию в создании совместных интегрированных структур и сохранении мобилизационных мощностей, решении вопросов передачи технологий из оборонного комплекса в гражданский сектор экономики.

Однако это направление многостороннего сотрудничества не имело дальнейшего развития, тем более, что в деятельности МКВЭС реально принимали участие лишь шесть государств: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В 2004 году Россия выступила за упразднение действовавшей в рамках СНГ Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству и предложила, чтобы работа органа с подобными функциями была организована в рамках ОДКБ.

 

* * *

В целом, многостороннее сотрудничество России с государствами Центральной Азии в формате СНГ по идее является составной частью международной деятельности дружественных государств, призванной обеспечивать объединение усилий в борьбе с угрозами национальной безопасности. Однако, несмотря на относительно благополучную с виду картину, которая создается в результате многочисленных протокольных встреч и звучащих на них заявлений, исполнительные структуры, созданные в формате СНГ, свою задачу построения общей дееспособной системы безопасности так и не выполнили.

Главной причиной этого является разновекторность внешнеполитических курсов государств-участников Содружества и их подходов к оценке потенциальных угроз национальной и региональной безопасности. Тем более, что на современном этапе есть основания утверждать о некоей аморфности этого межгосударственного объединения, которое, по-прежнему более напоминает «дискуссионный клуб», а не полноценную международную организацию, способную на достаточно эффективном уровне решать основополагающие вопросы многостороннего взаимодействия.
Несмотря на то, что после избрания в 2008 году президентом России Д.Медведева наблюдается преемственность политического курса РФ на декларируемую приоритетность развития сотрудничества в рамках Содружества, взятого еще при В.Путине, нынешнее взаимодействие в сфере безопасности в формате СНГ имеет скорее больше вопросов, нежели четкого и ясного понимания – по какому именно пути в ближайшей, кратко- и долгосрочной перспективе будет развиваться Содружество.

В этой связи с достаточной степенью вероятности можно прогнозировать, что отмирание наднациональных структур, типа Совета министров обороны СНГ и ему подобных – это лишь вопрос времени. Исключением здесь, пожалуй, может быть в целом положительная деятельность и накопленный опыт отделением АТЦ СНГ по Центральной Азии.
То же самое можно сказать и о функционирующей де-факто ОС ПВО СНГ, которая, несмотря на все сложности и противоречия в рамках Содружества, продолжает демонстрировать некое единство в подходах к сотрудничеству. Это во многом обусловлено наличием понимания у руководства большинства стран СНГ важности взаимодействия в такой сложной с технической и стратегической точек зрения сфере, как контроль и защита воздушного пространства.

Однако, представляется, что основное внимание в развитии многостороннего формата сотрудничества России с центральноазиатскими государствами все же будет сфокусировано именно на региональных организациях – ОДКБ и ШОС, а взаимодействие в сфере безопасности в рамках Содружества со временем сохранится лишь в плоскости политических консультаций. Другой вопрос: а смогут ли ОДКБ и ШОС самостоятельно и вне формата СНГ эффективно решать вопросы безопасности в Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом? «Действия» ОДКБ и ШОС в условиях продолжающейся дестабилизации Кыргызстана пока доказывают обратное …

 

 

Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ