Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 7. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
10.11.2010 20:00 | |||
Рекомендация № 1: преодоление сырьевой ориентации экономик Центральной Азии путем интеграции в рамках ЕврАзЭС В рамках ЕврАзЭС представляется целесообразным разработать Программу инновационно-промышленного развития, что должно стать главным направлением интеграции стран-членов Сообщества. В плане практической реализации данной программы предлагается предусмотреть создание совместных холдинговых компаний, в первую очередь в перерабатывающих отраслях промышленности. Часть технологических операций (особенно это касается наиболее энергоемких производственных процессов) предлагается переносить на территорию стран региона с учетом наличия здесь энергоносителей, минеральных ресурсов и ряда более благоприятных, чем в России, условий организации производства (более дешевая рабочая сила, а также значительно меньшая энергоемкость производств и низкий уровень затрат на капитальное строительство). Все это может дать существенный экономический эффект из-за гораздо более низких производственных издержек в условиях Центральной Азии по сравнению с Россией. Более того, учитывая, что все страны-члены ЕврАзЭС (за исключением Кыргызстана) не являются членами Всемирной торговой организации, то холдинговым компаниям Сообщества на период их становления может быть легко обеспечена защита от конкуренции с продукцией, производимой на мировом рынке посредством различного рода преференций (льготное налогообложение, таможенная защита и т.п.). В свою очередь, инновационно-промышленная интеграция в рамках ЕврАзЭС привела бы к резкой интенсификации объемов перевозок по уже существующей системе транспортных коммуникаций и кардинальной интенсификации сотрудничества в других направлениях экономики, политики и безопасности. На этом этапе одной из основных задач ШОС должно стать урегулирование торгово-экономических вопросов в отношениях между странами-членами ЕврАзЭС и Китаем. Учитывая то, что холдинговые компании Сообщества на этапе своего становления объективно будут нуждаться в протекционистской экономической политике, то в рамках ШОС можно будет вырабатывать взаимоприемлемые для стран ЕврАзЭС и Китая решения, обеспечивающие совмещение мер по защите производителей стран-членов ЕврАзЭС с торгово-экономическими интересами Китая в России и Центральной Азии. В результате все это привело бы к усилению ЕврАзЭС как регионального экономического блока и заложило бы экономическую основу для последующего выстраивания многоплановых и взаимовыгодных отношений стран-членов ЕврАзЭС с Китаем в рамках ШОС по формуле «ЕврАзЭС + Китай». Поэтому только тогда, когда промышленные холдинги стран-членов ЕврАзЭС окрепнут и обретут конкурентоспособность на мировом рынке, можно будет ставить вопрос о формировании на их базе китайско-российско-центральноазиатских холдингов, что уже должно осуществляться в ходе следующего этапа сотрудничества России, Центральной Азии и Китая – интеграции в рамках ШОС.
Похожие материалы:
|