Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 4. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
07.11.2010 20:00 | |||
Проблема № 3: отсутствие экономической интеграции в Центральной Азии Данная проблема во многом определяется международной конъюнктурой вокруг Центральной Азии и превалированием у стран региона и их основных партнеров краткосрочных, причем узко-национальных интересов над видением стратегических перспектив и долгосрочных выгод от многостороннего сотрудничества. Во-первых, региональную интеграцию в значительной степени сдерживает устойчивая тенденция обострения внешней конкуренции за сферы влияния в Центральной Азии. Внешние силы зачастую рассматривают региональные инициативы и институты как механизмы проецирования своего влияния. Это выражается в столкновении различных стратегий по так называемому форматированию и переформатированию региона в рамках выгодных институтов, проектов, концепций и схем развития, в том числе в сфере транспорта и коммуникаций. В центре данной конкуренции, как правило, находятся вопросы освоения богатой минерально-сырьевой базы Центральной Азии и контроля направлений транспортировки сырьевых ресурсов на внешние рынки. В этой связи показательно, что в постсоветский период международное сотрудничество в сфере освоения, например, нефтегазового потенциала региона, реконструкции старых и строительства новых трубопроводов развивается наиболее успешно. Во-вторых, налицо отсутствие значимых признаков межгосударственного сотрудничества в самой Центральной Азии. Во многом данное состояние дел связано с неготовностью стран региона признать важность наднациональных структур для развития экономической интеграции. Обостренное ощущение национального суверенитета во многом препятствует видению многостороннего сотрудничества как ситуации, выигрышной для всех сторон. Более того, центральноазиатские государства действуют разрозненно, пытаются проводить активную политику балансирования между основными мировыми и региональными центрами силы. Как один из результатов всего этого – стоимость перемещения грузов между странами региона и государствами Европы и Азии по железным дорогам Центральной Азии на 60-90%, а по автомобильным дорогам – на 80-120% превышает ту стоимость, которая могла бы быть в условиях сбалансированности транспортных потоков, беспрепятственного пересечения границ, низких транзитных пошлин и отсутствия проблем с визами. В-третьих, региональной интеграции препятствует и то, что Россия и Китай – естественные лидеры наиболее действенных интеграционных институтов – ЕврАзЭС и ШОС уделяют крайне мало внимания реальному экономическому укреплению данных организаций, в которых транспорт и коммуникации смогли бы играть важную роль по обеспечению устойчивости функционирования всех отраслей экономик (а не только сырьевых, как это происходит сегодня). В рамках ШОС многостороннее взаимодействие по вопросам развития транспорта и коммуникаций в Центральной Азии практически отсутствует и не может успешно развиваться в условиях нынешнего формата торговых связей остальных стран-членов организации с Китаем (по формуле «сырье в обмен на готовую продукцию»). В свою очередь, в рамках ЕврАзЭС сырьевая ориентации экономик стран-членов организации и фрагментация экономического пространства Сообщества также не позволяют вывести производственно-инновационное сотрудничество и взаимодействие по вопросам транспорта/коммуникаций на качественно новый уровень.
* * *
Похожие материалы:
|