Интервью В.Парамонова корреспонденту газеты «Азия-плюс» (Таджикистан) Ахмадали Тоджиддинову от 21.12.2010.
Вопрос: что способствует и что препятствует экономической интеграции в Центральной Азии?
Способствуют безусловно общая география и история, в первую очередь совместное и длительное пребывание в единой экономике бывшего СССР и отлаженные десятилетиями схемы взаимодействия, дружбы и сотрудничества, худо-бедное знание русского языка, а также еще не убитый дух интернационализма, дружбы народов и социального равенства. Препятствует безусловно современная в целом все более неадекватная политика братской России – главного исторического и стратегического союзника региона, исторического локомотива регионального развития. Также очень мешают выбранные Россией и рядом стран Центральной Азии ультралиберальные и олигархические модели и курсы развития, направленные к тому же на масштабное участие в процессе глобализации: по сути на «разбазаривание» национального достояния, накопленного за годы существования СССР. Особой проблемой является слабость понимания элитами отдельных государств геополитических и геоэкономических условий своих же стран, ориентированность этих вот с позволения сказать элит на цели извлечения «шкурных» выгод, нежели на цели долгосрочного развития своих народов и стран. Конечно есть и многие другие факторы и проблемы, но вышеперечисленные на мой взгляд наиболее важны и наиболее принципиальны.
Вопрос: исключаете ли Вы возможность интеграции в регионе?
В отдаленной перспективе – нет. В краткосрочной и среднесрочной перспективе – да. Другое дело существует и такой вопрос: а какого рода «интеграция» будет в той же отдаленной перспективе? Будет ли это реальная интеграция или что-то типа современного формата из разряда «слияния и поглощения» («купили нас за 10 долларов, а потом продали за 100»)? Какие внутренние и внешние движущие силы будут у этой интеграции? Политический ислам? Китай? Россия? Или даже наркобизнес? Сейчас будущее региона как никогда ранее представляется все более и более туманным ... Основные причины: отсутствие долгосрочного и устойчивого курса развития, постоянные метания большинства стран Центральной Азии и их стратегического союзника – России.
Вопрос: как влияют на интеграционные тенденции в Центральной Азии различные конфликты в регионе, например, в Кыргызстане и на юге Таджикистана?
Однозначно, что стабильности и предсказуемости все это явно не прибавляет. Наоборот, те страны, в которых происходят вот эти конфликты, по сути, отбрасываются все дальше и дальше на периферию региональных процессов, все больше становятся некими странами-изгоями. Приятно или неприятно кому-либо в этих странах слышать сказанное – это другое дело. Главное, чтобы лидеры и элиты этих стран делали уроки по крайней мере над своими же собственными ошибками … Но у меня все больше и больше сомнений и по этому поводу …
Вопрос: в последнее время все больше можно услышать о центральноазиатской интеграции в рамках схем предлагаемых Азиатским банком развития. Что Вы думаете по поводу интеграции региона под эгидой какой-либо международной организации?
Да, действительно, АБР уже многие годы достаточно активно изучает регион и изображает работу по вопросам интеграции. Есть как положительные, так и отрицательные моменты. Я принимал участие в отдельных проектах этого Банка, знаю основные направления его работы и ключевые проблемы, многих функционеров и экспертов. Главный негатив, который я вижу в работе АБР и других подобных организаций, – это их растущая идеологическая направленность, зацикленность на неких идеях «фикс» и на работе с чиновниками, нежели экспертами/аналитиками и, одновременно, бюрократичность и корпоративность в кадровой политике.
Вопрос: как Вы оцениваете (по 5 бальной шкале) готовность государств Центральной Азии кинтеграционному процессу?
Трудно, да и, наверное, не совсем корректно и правильно оценивать вот по такой шкале, впрочем равно как и по любой другой. Но тем не менее давайте попытаюсь … Я бы поставил … двойку …да, «твердую» двойку … Другой оценки мы и не заслужили …
Похожие материалы:
|