Аналитические структуры постсоветского пространства: от классификации к оценке основных проблем на пути развития национальных аналитических школ |
![]() |
![]() |
Автор: В.Парамонов | |||
20.11.2010 20:00 | |||
В итоге, основными проблемами на пути развития аналитики на постсоветском пространстве являются проблемы, с которыми сталкивается именно государственная аналитика (как локомотив в развитии национальных аналитических школ): острый «кадровый голод», недофинансирование и ориентация на текущие, краткосрочные и даже сиюминутные задачи (например, реагирования на события, нежели на системный подход к их изучению, предвосхищению – прогнозированию). Ритм работы государственной аналитики больше напоминает игру в пинг-понг, нежели в шахматы… Как результат в ряде случаев имеет место крайняя слабость анализа, прогноза и соответственно рекомендаций, предлагаемых для высшего политического руководства постсоветских стран, в целом зачастую отсутствует альтернативное видение тех или иных явлений, проблем, тенденций и процессов. Более того, остро ощущается нехватка новых идей и инициатив, которые могли бы быть востребованы при принятии государственных решений в сфере внешней политики, безопасности и экономики, в том числе в плане развития региональной экономической интеграции и формирования устойчивой системы региональной безопасности. В то же время, более глубокий анализ характера деятельности на постсоветском пространстве различных аналитических структур свидетельствует о том, что даже наиболее успешные из них сталкиваются с такой ключевой проблемой как слабость именно управленческого персонала («хорошие люди, но как они далеки от аналитики»). В результате, существует слабое понимание сути кадровой политики при организации аналитической работы, а при подборе конкретных профессионалов мало принимается во внимание самое главное – функциональное значение того или иного специалиста (и, соответственно, ниш(и) которые(ую) они могут/должны занять при распределении функций внутри той или иной аналитической структуры). Как представляется, любой аналитической структуре следует начинать именно с решения последней проблемы, а постсоветским государствам необходимо в корне пересматривать подходы именно к кадровой политике за счет организации подготовки управленцев нового поколения – управленцев-аналитиков. В этом плане заслуживает особого внимания опыт Узбекистана, где впервые на постсоветском пространстве была создана и на протяжении уже порядка десяти лет (!) функционирует учебная структура по подготовке аналитиков и управленцев-аналитиков. Возможно, что именно такие системные шаги с одновременным повышением внимания к самой аналитико-прогнозной работе позволят более эффективно решать не только проблемы на пути развития национальных аналитических школ и конкретных аналитических структур, но и многочисленные системные проблемы более высокого порядка, с которыми сегодня сталкиваются республики бывшего СССР в условиях хаоса размежевания – дальнейшей дезинтеграции на постсоветском пространстве. Примечание: данная статья является завершающей в цикле статей, подготовленных с осмысления основных аспектов современного состояния информационно-аналитической и аналитико-прогнозной работы в государствах постсоветского пространства, роли и места этой работы в системе принятия решений. Очевидно, что данная задача является крайне сложной, а сама тема – малоизученной. С одной стороны, безусловно, тема требует системного подхода к ее изучению, что должно предполагать организацию и проведение целого комплекса масштабных исследований. По идее работа в данном направлении – это ключевая задача самих государств и конкретных аналитических / исследовательских структур, а вовсе не «одиночек-любителей». С другой стороны, пока высокой активности в изучении данной темы не наблюдается (что объясняется целым рядом причин, в том числе теми, которые выносятся на рассмотрение в каждой из статей названного цикла). Поэтому автор считает своим моральным и профессиональным долгом не только предложить к обсуждению свое видение, но и просить заинтересованных экспертов и аналитиков поддержать идею широкой и активной дискуссии по теме. Автор также готов прочитать сотрудникам заинтересованных структур курс лекций по организации и ведению информационно-аналитической и аналитико-прогнозной работы, а также провести соответствующие практические занятия.
Похожие материалы:
|