НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Аналитические структуры постсоветского пространства: от классификации к оценке основных проблем на пути развития национальных аналитических школ Печать E-mail
Автор: В.Парамонов   
20.11.2010 20:00

На постсоветском пространстве существует значительное число различного рода аналитических структур. Их условно можно классифицировать следующим образом:

  • Государственные аналитические структуры, в том числе аналитические подразделения тех или иных учреждений, министерств и ведомств. Занимаются зачастую текущими вопросами («текучкой»), нежели глубокой аналитикой. Как правило, данные структуры являются «кузницей кадров» для всех остальных видов аналитических структур, но одновременно испытывают острую нехватку профессиональных кадров особенно среднего и высшего звена (как аналитиков, так и аналитиков-управленцев). Основная причина этого – более сложное финансовое положение по сравнению с другими видами аналитических структур и, как результат, массовый отток подготовленных (набравшихся опыта) кадров.
  • Неправительственные (т.е. созданные инициативными группами граждан) некоммерческие организации (т.н. ННО); их значительная часть в свое время обслуживала интересы внешних доноров/спонсоров (даже создавалась при их прямом финансировании). При этом многие ННО были отвлечены от решения наиболее актуальных проблем в развитии своих стран (если, конечно, не считать в качестве таких «наиболее актуальных проблем» вопросы демократизации, борьбы со СПИДом и за гендерное равенство). Сегодня в большинстве постсоветских стран данная группа аналитических структур или была подчинена воли государства или была закрыта, а в отдельных странах (жертв «цветных революций» – Грузии, Украине, Кыргызстане) функционеры данной группы даже вошли в состав национальных правительств.
  • Т.н. проправительственные (т.е. с участием государства, если не под его эгидой) некоммерческие организации (т.н. ПНО) во многом, создавались и создаются для решения каких-либо конкретных задач, в целом страдают от тех же проблем, которые характерны для государственных аналитических учреждений (недофинансирование и кадровый голод), так как во многом являются «близнецами-братьями».
  • Структурные подразделения при ВУЗах – на самом деле в большей степени поглощены вопросами «преподавания», в целом развития теоретических исследований, нежели практической аналитикой, хотя есть и некоторые исключения.
  • Бизнес-структуры – специализируются на предоставлении бизнес-консалтинговых услуг и/или на информационно-аналитическом обслуживании интересов своих головных фирм. Практически не участвуют в процессе развития национальных школ аналитики так как в основном «варятся в собственном соку», а многие из их исследований носят закрытый – коммерческий характер.

В итоге, основными проблемами на пути развития аналитики на постсоветском пространстве являются проблемы, с которыми сталкивается именно государственная аналитика (как локомотив в развитии национальных аналитических школ): острый «кадровый голод», недофинансирование и ориентация на текущие, краткосрочные и даже сиюминутные задачи (например, реагирования на события, нежели на системный подход к их изучению, предвосхищению – прогнозированию). Ритм работы государственной аналитики больше напоминает игру в пинг-понг, нежели в шахматы…

Как результат в ряде случаев имеет место крайняя слабость анализа, прогноза и соответственно рекомендаций, предлагаемых для высшего политического руководства постсоветских стран, в целом зачастую отсутствует альтернативное видение тех или иных явлений, проблем, тенденций и процессов. Более того, остро ощущается нехватка новых идей и инициатив, которые могли бы быть востребованы при принятии государственных решений в сфере внешней политики, безопасности и экономики, в том числе в плане развития региональной экономической интеграции и формирования устойчивой системы региональной безопасности.

В то же время, более глубокий анализ характера деятельности на постсоветском пространстве различных аналитических структур свидетельствует о том, что даже наиболее успешные из них сталкиваются с такой ключевой проблемой как слабость именно управленческого персонала («хорошие люди, но как они далеки от аналитики»). В результате, существует слабое понимание сути кадровой политики при организации аналитической работы, а при подборе конкретных профессионалов мало принимается во внимание самое главное – функциональное значение того или иного специалиста (и, соответственно, ниш(и) которые(ую) они могут/должны занять при распределении функций внутри той или иной аналитической структуры).

Как представляется, любой аналитической структуре следует начинать именно с решения последней проблемы, а постсоветским государствам необходимо в корне пересматривать подходы именно к кадровой политике за счет организации подготовки управленцев нового поколения – управленцев-аналитиков. В этом плане заслуживает особого внимания опыт Узбекистана, где впервые на постсоветском пространстве была создана и на протяжении уже порядка десяти лет (!) функционирует учебная структура по подготовке аналитиков и управленцев-аналитиков.

Возможно, что именно такие системные шаги с одновременным повышением внимания к самой аналитико-прогнозной работе позволят более эффективно решать не только проблемы на пути развития национальных аналитических школ и конкретных аналитических структур, но и многочисленные системные проблемы более высокого порядка, с которыми сегодня сталкиваются республики бывшего СССР в условиях хаоса размежевания – дальнейшей дезинтеграции на постсоветском пространстве.

Примечание: данная статья является завершающей в цикле статей, подготовленных с осмысления основных аспектов современного состояния информационно-аналитической и аналитико-прогнозной работы в государствах постсоветского пространства, роли и места этой работы в системе принятия решений. Очевидно, что данная задача является крайне сложной, а сама тема – малоизученной.

С одной стороны, безусловно, тема требует системного подхода к ее изучению, что должно предполагать организацию и проведение целого комплекса масштабных исследований. По идее работа в данном направлении – это ключевая задача самих государств и конкретных аналитических / исследовательских структур, а вовсе не «одиночек-любителей». С другой стороны, пока высокой активности в изучении данной темы не наблюдается (что объясняется целым рядом причин, в том числе теми, которые выносятся на рассмотрение в каждой из статей названного цикла).

Поэтому автор считает своим моральным и профессиональным долгом не только предложить к обсуждению свое видение, но и просить заинтересованных экспертов и аналитиков поддержать идею широкой и активной дискуссии по теме.

Автор также готов прочитать сотрудникам заинтересованных структур курс лекций по организации и ведению информационно-аналитической и аналитико-прогнозной работы, а также провести соответствующие практические занятия.

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ