Асимметрия экономического развития Китая и России: главная проблема двусторонних отношений |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
28.06.2012 09:29 |
Несмотря на то, что еще в 90-е годы прошлого века России и Китаю удалось снять политическую напряженность и урегулировать многие вопросы, доставшиеся двум странам в наследство от периода весьма сложных отношений 60-х – 80-х годов, формат российско-китайских экономических отношений так и остался крайне малоэффективным, ограничивается практически только торговлей.
Хотя за 20 постсоветских лет объем российско-китайской торговли увеличился более чем в 40 раз, структура товарооборота показывает, что российские поставки в КНР представлены фактически только лишь сырьем, в то время как поставки из КНР в РФ – готовой продукцией с высокой степенью переработки.
Причем, начиная примерно с 2000-го года, усиление сырьевой ориентации России в экономических взаимоотношениях с Китаем приобрело характер устойчивой тенденции. Об этом свидетельствует фактическое исчезновение в российских поставках высокотехнологичной продукции, которая обозначается в статистических источниках как «машины и оборудование». Так, в период 2000-2011 годов доля «машин и оборудования» (в основном это были поставки военной техники) в российском экспорте в Китай устойчиво уменьшалась с 29,4% до 1,2% соответственно.
Это говорит о том, что между Россией и Китаем так и не сформировалось именно полноценных экономических отношений, которые предполагали бы интенсивное инновационно-производственное и инвестиционное взаимодействие, а в итоге – формирование высокого уровня структурно-технологической взаимозависимости различных отраслей национальных экономик. В этих условиях не просматривается и общности долгосрочных экономических интересов двух стран, а наоборот – очевидно преобладание краткосрочных коммерческих соображений. Во многом это связано с тем, что стратегические направления развития экономик России и Китая имеют ярко выраженную асимметрию, принципиально отличаются друг от друга.
|
Экономическое проникновение Китая в Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
25.06.2012 09:23 |
Несмотря на то, что дипломатические отношения меду Китаем и Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном были установлены сразу же после распада СССР (январь 1992 года), процесс экономического проникновения Китая в данные центральноазиатские государства стал заметно развиваться лишь спустя более 10 лет после обретения ими суверенитета. Это связано как с фактором географической изоляции Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана от КНР, так и с внешнеторговыми режимами в этих странах, гораздо менее либеральными, чем в случае с Казахстаном и Кыргызстаном. В случае Таджикистана ситуация осложнялась еще внутренним вооруженным конфликтом в начале-середине 90-х годов и трудным процессом установления гражданского мира.
Однако с середины первого десятилетия наступившего века Китай стал активно проникать в экономики Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Сегодня масштабы китайского экономического присутствия в данных центральноазиатских странах являются значительными на фоне размеров их экономик, особенно в случае Таджикистана и Туркменистана.
|
Экономическое проникновение Китая в Центральную Азию: состояние, проблемы и перспективы |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
13.06.2012 09:05 |
Отношения между Китаем и Центральной Азией имеют богатую историю, в которой политика и экономика тесно переплелись друг с другом. Традиционно центральноазиатское направление было одним из ключевых в экономической политике Китая. В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) государственные образования, расположенные на территории современной Центральной Азии, служили транспортным мостом между Китаем и Европой. Тогда именно Китай был внешним локомотивом экономического развития региона, главным источником научных знаний и передовых технологий. Развитие морских транспортных перевозок в эпоху Великих географических открытий (XVI век нашей эры) вызвало переориентацию мировой торговли с сухопутных маршрутов (основу которых составлял Великий шелковый путь) на морские. Существенная дешевизна морского транспорта привела к фактической экономико-географической изоляции Центральной Азии.
Во второй половине XIX века, когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, экономические связи региона стали замыкаться в основном на Россию. Это способствовало выходу Центральной Азии из экономико-географической изоляции и существенной интенсификации экономических связей. С падением Российской империи начался принципиально новый этап российско-центральноазиатских экономических отношений, так как именно в период существования СССР наблюдался беспрецедентный в истории России и стран Центральной Азии экономический взлет. Вплоть до распада Советского Союза именно Россия являлась локомотивом экономического развития Центральной Азии, оказав решающее влияние на формирование современного экономического облика региона. В этот период времени экономические связи между Китаем и Центральной Азией были практически свернуты.
|
Экономическое присутствие Европейского Cоюза в Центральной Азии |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: А.Строков, В.Парамонов
|
06.06.2011 09:00 |
Экономическое взаимодействие между Европой и Центральной Азией уходит корнями глубоко в прошлое. Целыми столетиями масштабы и интенсивность европейско-центральноазиатских экономических связей во многом определялись характером развития транспорта, коммуникаций и торговли вдоль Великого шелкового пути, а также в целом ситуацией в сфере безопасности: в плане защиты и обороны конкретных сегментов торговых маршрутов. По мере развития морской и заката сухопутной торговли международное значение Центральной Азии в качестве торгово-транспортного моста Евразии постепенно снижалось. В итоге на целых несколько столетий регион оказался в состоянии экономико-географической изоляции, выход из которой стал возможным только благодаря геоэкономическому и геополитическому освоению Россией Сибири и Азии в целом. Поэтому не будет большим преувеличением сказать, что именно Россия, а затем Советский Союз во многом и «прорубили» окно широких возможностей для Европы и Центральной Азии в плане развития между ними экономических и иных отношений.
|
Повышение эффективности использования природных ресурсов Центральной Азии возможно только в стратегическом союзе с Россией. Часть 2. |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
05.04.2011 07:41 |
Проекты в рамках направления «Развитие агропромышленного комплекса»
Огромные возможности в плане многостороннего экономического сотрудничества Российской Федерации (РФ) и стран Центральной Азии (ЦА) заложены в агропромышленном комплексе. Сегодня Россия заинтересована в трудовых ресурсах для освоения новых и восстановления заброшенных пахотных земель, особенно на востоке страны (в Сибири и на Дальнем Востоке). В свою очередь, страны ЦА заинтересованы в трудоустройстве избыточной рабочей силы, уменьшении демографической нагрузки на экономику, а также в российских инвестициях в свои агропромышленные комплексы.
В этой связи представляется перспективным создание агропромышленных холдингов в Центральной Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке (с масштабным привлечением избыточных трудовых ресурсов из стран региона). Данные холдинги могли бы осуществлять выращивание в промышленных масштабах различных видов продовольственных и технических культур, а также их глубокую переработку на местах. Помимо стимулирования интеграционных процессов, это могло бы обеспечить продовольственную безопасность, резко увеличить объемы и расширить ассортимент продовольственных товаров, снизив при этом зависимость от импорта продовольствия.
|
Повышение эффективности использования природных ресурсов Центральной Азии возможно только в стратегическом союзе с Россией. Часть 1. |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
03.04.2011 11:00 |
Несмотря на сохраняющийся комплекс сложных проблем, связанных прежде всего с устойчивой тенденцией роста сырьевой ориентации ряда стран Центральной Азии (ЦА), у государств центральноазиатского региона все же есть достаточно широкие возможности по кардинальному повышению эффективности использования природных ресурсов в интересах друг друга. Однако, как представляется, главным и непреложным условием этого является форсирование процесса экономической ре-интеграции в системе «Россия – Центральная Азия». Очевидно, что в пределах постсоветского пространства только Российская Федерация, учитывая масштабы ее геоэкономического и геополитического потенциала, способна взять на себя роль локомотива региональной экономической интеграции, и, что не менее важно – защиты и обороны совместных интеграционных проектов.
Однако для этого России необходимо отказаться от стереотипа восприятия остальных постсоветских стран как «убыточных» и «дотационных» и осознать, что при грамотной экономической политике те же страны ЦА способны стать объектами наиболее эффективного приложения российского капитала и сыграть принципиально важную роль в возрождении экономической мощи России и постсоветского пространства в целом. Причем необходимо четкое понимание того, что процесс экономической интеграции на постсоветском пространстве, в том числе в системе «РФ – ЦА» следует сделать управляемым на межгосударственном уровне. Для этого нужен системный и комплексный подход, предполагающий наличие высокой политической воли всех государств – участников процесса, готовности считаться с долгосрочными интересами друг друга и жертвовать краткосрочными коммерческими интересами ради стратегических выгод от создания прочного и взаимовыгодного экономического союза.
|
Перспективы сотрудничества стран Центральной Азии и России в транспортно-коммуникационной сфере: основные рекомендации для ЕврАзЭС и ШОС |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
26.03.2011 19:58 |
Несмотря на сохраняющийся комплекс сложнейших проблем на пути развития сотрудничества Центральной Азии (ЦА) и Российской Федерации (РФ) в транспортно-коммуникационной сфере и, более того, очевидную пессимистичность связанных с этим основных сценариев, потенциал данного сотрудничества все же значителен как в рамках ЕврАзЭС, так и в рамках ШОС. Залогом этого является то, что именно у России, стран Центральной Азии и их ключевого евразийского союзника – Китая объективно есть общий долгосрочный интерес: совместное экономическое освоение и развитие огромного внутриконтинентального пространства Евразии.
Однако, только при наличии политической воли указанных стран осознать главенство данного ключевого приоритета над всеми остальными, возможно обеспечение прорыва в комплексном экономическом развитии внутренних пространств Евразии, включающих ЦА, западный Китай и ряда внутренних регионов России. Поэтому очевидно, что только на основе понимания этого можно будет говорить об альтернативе негативным сценариям (в рамках которых сегодня идет взаимодействие в транспортно-коммуникационной и иных сферах) – налаживании механизмов комплексного и взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в системе «Россия – Китай – Центральная Азия», а на институциональном уровне – внутри и между ЕврАзЭС и ШОС.
|
Усиление экономического и энергетического взаимодействия России и стран Центральной Азии как фактор стабилизации в Евразии |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
11.03.2011 07:00 |
Как представляется, только кардинальная смена парадигмы экономического развития Российской Федерации (РФ) и стран Центральной Азии (ЦА) может обеспечить системный прорыв и вывести российско-центральноазиатское энергетическое и в целом экономическое взаимодействие на качественно новый уровень, сдвинет с мертвой точки процесс экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве и придаст мощный импульс процессу реабилитации союза «Россия – Центральная Азия», тем самым внеся важный вклад в процессы стабилизации Евразии.
Под указанной выше сменой парадигмы экономического развития подразумевается категорический отказ России и цетральноазиатских стран от нео-либеральной модели, признание ключевой роли государства в управлении процессами промышленного развития и экономической интеграции в целом. Другими словами, речь идет и об отказе РФ и ЦА от масштабного участия в процессе глобализации в пользу процесса регионализации и выработки эффективных механизмов взаимодействия с мировым рынком. В рамках данного подхода предлагается начальный комплекс рекомендаций в направлении постепенного, но качественного изменения российского-центральноазиатского экономического и энергетического взаимодействия:
- выработка общей Программы промышленно-инновационного развития России и Центральной Азии;
- переориентация деятельности энергетических компаний на первоочередные нужды национальных экономик.
|
Проблемы в сфере экономических отношений между Китаем и странами Центральной Азии: кто виноват и что делать? |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков и О.Столповский
|
23.02.2011 20:00 |
На протяжении многих веков между Китаем и Центральной Азией (ЦА) шел интенсивный процесс экономического взаимодействия.В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) государственные образования, расположенные на территории региона, служили транспортным мостом между Китаем и Европой. Они имели статус хорошо развитых торговых, финансовых и производственных центров. При этом Китай долгое время оставался для этих территорий локомотивом торговли, важнейшим источником научных знаний и передовых технологий. Во второй половине XIX века ЦА вошла в состав Российской империи и ее экономические связи с Китаем начали ослабевать. Так как в советское время Центральная Азия являлась составной частью СССР, то ее самостоятельные отношения с Китаем были фактически свернуты. С распадом Советского Союза и обретением в 1991 году странами Центральной Азии национальной независимости, казалось бы, вновь открылись исторически уникальные перспективы для экономического сотрудничества с Китайской Народной Республикой (КНР), основой чего стал бы восстановленный Великий шелковый путь – сухопутный торговый транзит между Европой и Азией.
|
К задаче повышения эффективности российско-китайской кооперации в отраслях ТЭК |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
04.01.2011 20:00 |
Задача повышения эффективности российско-китайской кооперации в отраслях ТЭК должна решаться только в комплексе с более масштабными задачами в сфере межгосударственных отношений вообще и экономического сотрудничества в частности. В противном случае российско-китайское взаимодействие в отраслях ТЭК скорее всего так и останется на малоэффективном уровне, будет подчинено краткосрочным, коммерческим целям и обслуживать преимущественно поставку сырьевых ресурсов из России в Китай.
Исследовательский / аналитический компонент
Необходимо разработать конкретную межотраслевую программу, которая должна вписываться в более масштабные программы, выходящие за рамки собственно ТЭК. В этой программе должны быть четко обозначены общие интересы, цели, задачи и принципы энергетического сотрудничества России и Китая.
Учитывая то, что российско-китайское взаимодействие в отраслях ТЭК скорее всего будет распространяться и на страны Центральной Азии, то целесообразно предусмотреть расширение данной межотраслевой программы под формат многостороннего сотрудничества и, в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС и ШОС.
|
К задаче форсирования взаимовыгодного и разнопланового экономического сотрудничества между Россией и Китаем |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
03.01.2011 20:00 |
Развитие разнопланового и взаимовыгодного экономического сотрудничества - это обязательное условие для выстраивания стратегического партнерства между Россией и Китаем, а в перспективе и союзнических отношений.
Исследовательский / аналитический компонент
Необходимо регулярное проведение крупных междисциплинарных научно-прикладных и аналитических исследований. Желательно привлекать к данным исследованиям именно ведущих ученых-экономистов и системных аналитиков РФ и КНР, высококвалифицированных менеджеров крупных российских и китайских государственных корпораций, в целом задействовать кадровый потенциал министерств и ведомств двух стран, имеющих непосредственное отношение к экономической сфере. Главное направление вышеуказанных исследований – выбор ключевых экономических проектов, где важным принципом их поиска и реализации должно стать подчинение краткосрочных целей и задач экономического сотрудничества долгосрочным, стратегическим целям российско-китайского стратегического партнерства (как в экономической сфере, так и в целом).
|
|
|