Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 3. |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
06.11.2010 20:00 |
Проблема № 2: сырьевая ориентация экономик стран Центральной Азии
Данная проблема во многом обусловлена распадом экономического пространства СССР, низким уровнем современного экономического взаимодействия между постсоветскими странами, а также политикой России и ряда государств Центральной Азии, направленной на экспорт сырьевых ресурсов и диверсификацию направлений их поставок на внешние рынки. Как результат всего этого – транспортные артерии в самой Центральной Азии перестали наполняться продуктами реального сектора экономики, а имеющиеся в регионе сухопутные коммуникации стали загружены значительно меньше их пропускной способности.
Во-первых, еще в советское время экономическая деятельность в регионе была ориентирована преимущественно на удовлетворение потребностей других советских республик (главным образом России, а также Украины) в сырьевых ресурсах и в меньшей степени – на выпуск готовой продукции. Например, по итогам 1990 года, внутрисоюзный экспорт Узбекистана состоял на 65% из сырьевых ресурсов (природный газ, хлопковое волокно и пряжа, цветные металлы, сельскохозяйственное сырье) и только на 23% – из готовой продукции (машины, оборудование, химическая продукция, продовольствие). В свою очередь, внутрисоюзный импорт Узбекистана состоял на 73% из готовой продукции и только на 22% – из сырьевых ресурсов.
|
Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 2. |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
04.11.2010 20:00 |
Проблема № 1: экономико-географическая изоляция Центральной Азии
Данная проблема связана с удаленностью Центральной Азии от морских коммуникаций и экономико-географической замкнутостью региона внутри Евразии, что с особой силой проявилось в результате распада единой экономической системы бывшего СССР.
Во-первых, известно, что в современной мировой экономике морской транспорт в целом более предпочтителен, чем железнодорожный, автомобильный и воздушный. Это связано с целым рядом преимуществ: гораздо большей грузоподъемностью морского транспорта, меньшим расходом топлива в расчете на 1 тонно-километр, отсутствием необходимости в оплате пошлин при транспортировке грузов морем, а также амортизационных отчислений для поддержания коммуникаций в рабочем состоянии (в отличие, например, от сухопутных коммуникаций).
Именно фактор дешевизны морского транспорта по сравнению с сухопутным еще 500 лет назад сыграл ключевую роль в упадке Великого шелкового пути и вплоть до настоящего времени определяет перманентное отставание в экономическом развитии внутриконтинентальных регионов от приморских во всем мире. Однако особенно ярко это проявляется в Евразии, имеющей огромное внутреннее пространство.
Поэтому страны Центральной Азии, большинство промышленных регионов России (Урал, Сибирь, Поволжье и ряд других) и внутренние районы Китая (особенно западные, такие как Синьцзян-Уйгурский Автономный Район) связаны стержневой проблемой: географической удаленностью от морских коммуникаций (главных артерий мировой торговли) и промышленных центов глобальной экономики.
|
Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 1. |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
03.11.2010 20:00 |
В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) Центральная Азия и пространства вокруг нее служили транспортным мостом между Востоком и Западом, а также Севером и Югом Евразии. В первую очередь регион обеспечивал транспортное сообщение и торговые потоки между Китаем и Европой.
Стремительное развитие морских перевозок в эпоху Великих географических открытий (XVI век нашей эры) вызвало переориентацию мировой торговли с сухопутных маршрутов (основу которых составлял Великий шелковый путь) на морские. Со второй половины XIX века, когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, а затем (в начале ХХ века) – в состав СССР экономические связи региона стали замыкаться в основном на Россию.
С обретением в 1991 году странами Центральной Азии (Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном) национальной независимости, казалось бы, история уже во второй раз дала региону шанс превратиться в континентальный транспортный и торговый мост. Однако этого чуда до сих пор не произошло и, скорее всего, не произойдет ни в ближайшей, ни в среднесрочной, ни, возможно, даже в долгосрочной перспективах, если, конечно, не будет в корне изменен ход запущенных с распадом СССР негативных процессов и тенденций. Анализу этого и посвящен данный доклад, представляющий собой попытку концептуально оценить ситуацию в Центральной Азии и вокруг нее.
|
Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: основные рекомендации |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов
|
25.10.2010 09:00 |
Представляется, что наиболее вероятные сценарии экономических отношений между Россией и странами Центральной Азии (ЦА), равно как и в целом дальнейшего развития названных стран, являются достаточно пессимистичными или крайне неоднозначными. Поэтому и сама задача выработки рекомендаций по преодолению того сложного комплекса проблем, с которыми сегодня сталкиваются эти государства, очевидно, не из самых легких.
Основные рекомендации можно объединить в следующие три группы:
Во-первых, это общие рекомендации, которые так или иначе, но уже были обозначены самой сутью существующих проблем в экономических отношениях между РФ и ЦА:
-необходимость преодоления сырьевой ориентации и повышения конкурентоспособности экономик в целом;
- необходимость развития производственной кооперации;
- необходимость развития транспортно-коммуникационного сотрудничества.
|
Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: основные проблемы |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Стороков
|
24.10.2010 09:00 |
С момента распада СССР в российско-центральноазиатских экономических отношениях существует крайне сложный комплекс проблем, обуславливающий наличие общих для России и стран Центральной Азии угроз безопасности. Среди основных проблем можно выделить следующие:
- низкая конкурентоспособность экономик стран Центральной Азии и России;
- слабость промышленной кооперации;
- слабость транспортно-коммуникационного сотрудничества.
Эти проблемы с особой отчетливостью проявилось именно после распада СССР и в значительной степени связаны с факторами структурно-экономического и экономико-географического характера.
|
Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: общий фон |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов
|
23.10.2010 09:00 |
Распад СССР вызвал разрыв связей между экономиками входивших в Советский Союз республик, привел к фактическому коллапсу производства, инвестиций и торговли на всем постсоветском пространстве. Ультралиберальные реформы Е.Гайдара и политика ельцинской России по избавлению от «груза национальных республик» лишь закрепили сложившуюся ситуацию – ситуацию системного кризиса, который ни Российской Федерации (РФ), ни странам Центральной Азии (ЦА), как представляется, так и не удалось до конца преодолеть.
|
Экономическая политика Китая в Узбекистане |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
16.10.2010 09:00 |
На протяжении 90-х годов ХХ века и даже в первые годы XXI века Китаю по ряду причин в целом не удавалось экономически закрепиться в Узбекистане. Вплоть до 2002 года включительно китайско-узбекские экономические связи ограничивались преимущественно торговлей. Тенденция поступательного роста экономического присутствия Китая в Узбекистане наметилась только лишь после 2003 года. Если за период 1992–2002 годов объемы китайских поставок в Узбекистан не превышали 114 млн. долларов в год, а сам товарооборот – 136 млн. долларов в год, то в 2008 году импорт из Китая уже достиг 791 млн. долларов, а общий товарооборот – 1335 млн. долларов. В свою очередь, в 2009 году товарооборот уже составил 1,9 млрд. долларов, увеличившись более чем на 40%.
Усиление китайского торгового присутствия в Узбекистане стало возможным, в первую очередь, благодаря осуществляемой Китаем программе экспортного кредитования – предоставления целевых кредитов, которые используются для закупки китайских товаров и услуг. Одновременно с ростом объемов китайско-узбекской торговли стала просматриваться и тенденция интенсификации проектно-инвестиционной деятельности Китая в Узбекистане.
Интерес китайских компаний фокусируется на целом ряде отраслей узбекской экономики: нефтегазовой, электроэнергетической, химической, транспортной и аграрной. Общий объем китайских финансовых ресурсов в Узбекистане оценивается на уровне не менее 362 млн. долларов, включая 167 млн. долларов кредитов и 195 млн. долларов – инвестиций.
|
Экономическая политика Китая в Туркменистане |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
15.10.2010 09:00 |
Вплоть до середины первого десятилетия XXI века Китай особо не стремился к расширению своего экономического присутствия в Туркменистане, что во многом определялось географической удаленностью двух государств друг от друга. Масштабы присутствия китайских производителей на туркменском рынке долгое время не были заметны даже на фоне внешнеторговых связей самого Туркменистана. В период 1992–2006 годов объемы поставок товаров из Китая не превышали 110 млн. долларов в год, а двустороннего товарооборота – 125 млн. долларов.
Китайское экономическое присутствие в Туркменистане стало заметным лишь после 2006 года, когда Пекин четко обозначил свой долгосрочный стратегический интерес к газовым ресурсам этого центральноазиатского государства. Практически сразу же увеличились и объемы торговли. По результатам 2006 года, китайско-туркменский товарооборот увеличился более чем в 2 раза, достигнув 125 млн. долларов. Несколько больший рост объемов торговли пришелся на 2007 год, когда товарооборот увеличился в 3 раза, достигнув 377 млн. долларов. В 2008 году китайско-туркменский товарооборот вырос еще на 76% и составил уже 663 млн. долларов, где объемы поставок из Китая вышли на уровень 568 млн. долларов. В свою очередь, в 2009 году товарооборот составил уже 1 млрд. долларов, увеличившись примерно на 60%.
Одновременно с увеличением объемов торговли стал наблюдаться стремительный рост масштабов проектно-инвестиционной деятельности Китая и китайских компаний в нефтегазовой отрасли Туркменистана, а также в отраслях, представляющих особый интерес для самого Ашгабата. При этом Китай стал широко использовать уже отработанный на других странах Центральной Азии финансовый механизм, который заключается в предоставлении льготных кредитов на те или иные экономические проекты.
|
Экономическая политика Китая в Таджикистане |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
14.10.2010 09:00 |
Практически до середины первого десятилетия XXI века экономическое присутствие Китая в Таджикистане было минимальным, ограничиваясь периодическими поставками небольших партий китайских товаров широкого потребления. В частности, в период 1992–2003 годов китайский экспорт в Таджикистан был на уровне 5-15 млн. долларов в год, а таджикские поставки в Китай фактически отсутствовали.
Слабость китайско-таджикских экономических связей в 90-е годы и в начале первого десятилетия этого века в основном обуславливалась гражданской войной в Таджикистане в период 1992–1996 годов, а после этого – хрупкой внутриполитической ситуацией в стране: достаточно трудным и длительным процессом установления гражданского мира. Помимо этого, немаловажным фактором, осложнявшим развитие китайско-таджикских отношений, была географическая изоляция Китая и Таджикистана.
Хотя республика и имеет общую границу с Китаем (более 500 километров), однако долгое время она была недоступной для развития тех же торговых отношений, так как проходит по высокогорной местности, где ранее отсутствовала транспортная инфраструктура. В результате транспортировка тех же китайских товаров в Таджикистан осуществлялась через территории других стран: Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
Более того, Таджикистан стал последней страной региона, с которой Китаю удалось прийти к соглашению по погранично-территориальным вопросам. По сути, лишь после этого стало возможным открытие в 2004 году первого контрольно-пропускного пункта «Карасу» и функционирование прямого автодорожного сообщения между двумя странами через перевал «Кульма». Одновременно с этим Китай стал предоставлять Таджикистану льготные кредиты, в первую очередь под закупку китайских товаров.
|
Экономическая политика Китая в Кыргызстане |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
13.10.2010 09:00 |
С момента установления дипломатических отношений между двумя странами Китай стал рассматривать Кыргызстан не столько в качестве рынка сбыта своей продукции, сколько в качестве стратегического плацдарма для торговой экспансии в Центральную Азию и на постсоветское пространство в целом. Однако вплоть до 2004 года объемы китайско-кыргызской торговли были незначительны.
Торговые отношения Китая с Кыргызстаном кардинально интенсифицировались лишь после 2004 года. Если в течение 1992–2004 годов объемы поставок из Китая в Кыргызстан находились в пределах 26-100 млн. долларов в год, а сам товарооборот – 30-125 млн. долларов, то по итогам 2008 года, объемы китайского экспорта уже составили 1186 млн. долларов, а общий товарооборот увеличился до 1453 млн. долларов. В свою очередь, в 2009 году товарооборот составил всего лишь 0,6 млрд. долларов, уменьшившись более чем в 2 раза.
Основная функция Кыргызстана для Китая – не столько насыщать свой маленький рынок дешевой китайской продукцией, но служить мостом для реэкспорта в остальные страны Центральной Азии (главным образом, в Узбекистан) и даже ряд областей России.
За рамками торговой сферы экономическое присутствие Китая в Кыргызстане пока в целом незначительно, а общие объемы китайских финансовых ресурсов в кыргызской экономике оцениваются в пределах от 160 до 180 млн. долларов, включая около 120 млн. долларов кредитов и 40-60 млн. долларов инвестиций. При этом финансовая активность Китая в Кыргызстане нацелена в основном на оказание технической помощи правительству республики и реализацию небольших по масштабам проектов в горнодобывающей и транспортной отраслях, а также в отрасли производства строительных материалов.
|
Экономическая политика Китая в Казахстане |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
12.10.2010 09:00 |
С момента установления дипломатических отношений Казахстан рассматривается Китаем в качестве основного объекта экономического интереса в Центральной Азии. Однако в первой половине 90-х годов экономическое присутствие Китая в Казахстане было крайне незначительным и ограничивалось исключительно торговлей. В период 1992–1995 годов объемы китайского экспорта находились в пределах 130-250 млн. долларов в год, а общий товарооборот – 210-450 млн. долларов.
Во второй половине 90-х годов экономическое проникновение Китая в Казахстан заметно интенсифицировалось. С одной стороны, это выразилось в расширении присутствия китайских производителей на казахстанском потребительском рынке и увеличении объемов торговли: в период 1996–2000 годов объемы китайских поставок находились уже в пределах 250-460 млн. долларов в год, а двусторонний товарооборот – 490-825 млн. долларов. С другой стороны, важным стимулом повышения интереса Китая к Казахстану явился рост потребностей китайской экономики в энергоресурсах, в первую очередь нефти, что обусловило начало проектно-инвестиционной деятельности китайских компаний в республике. Ведущие энергетические корпорации из Китая стали приобретать активы в нефтегазовой отрасли Казахстана и принимать участие в освоении углеводородных месторождений на западе страны.
С началом первого десятилетия XXI века масштабы и глубина китайского экономического проникновения в Казахстан обозначились еще более отчетливо. Это выразилось и в значительном увеличении китайского торгового присутствия на казахстанском рынке. В период 2001–2008 годов поставки товаров из Китая возросли в 11,3 раза – с 0,74 до примерно 8,4 млрд. долларов, а общий товарооборот – с 1,25 до порядка 16 млрд. долларов. В свою очередь, в 2009 году товарооборот составил 13,5 млрд. долларов.
|
|
|