Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: основные проблемы |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Стороков | |||
24.10.2010 09:00 | |||
С момента распада СССР в российско-центральноазиатских экономических отношениях существует крайне сложный комплекс проблем, обуславливающий наличие общих для России и стран Центральной Азии угроз безопасности. Среди основных проблем можно выделить следующие: - низкая конкурентоспособность экономик стран Центральной Азии и России; - слабость промышленной кооперации; - слабость транспортно-коммуникационного сотрудничества. Эти проблемы с особой отчетливостью проявилось именно после распада СССР и в значительной степени связаны с факторами структурно-экономического и экономико-географического характера.
Проблема № 1: низкая конкурентоспособность экономик На этом фоне сами промышленные предприятия стран ЦА в результате сложившегося в советское время межреспубликанского разделения труда (и, соответственно, территориального размещения производственных мощностей и производительных сил) были и остаются в сильной взаимозависимости (структурной и технологической). В результате связи между экономическими субъектами стран региона во многих случаях были безальтернативны и замкнуты друг на друга и РФ, а также на предприятия ряда других стран СНГ. Это особенно важно для таких производств как машиностроение, авиастроение, электроника и т.п. Их эффективное функционирование сейчас невозможно без комплектующих, большинство из которых ранее традиционно поставлялось из других советских республик, преимущественно из России. При этом транспортная сеть и топливно-энергетический комплекс стран ЦА изначально не имели национальных рамок и создавались как региональные, а в ряде случаев – как общесоюзные. В условиях дезинтеграции единого экономического пространства, страны ЦА так и не смогли создать самодостаточных, сбалансированных и конкурентоспособных экономических систем и наладить новые связи, которые способствовали бы интенсивному развитию именно перерабатывающих отраслей промышленности. Более того, все это отягощается географической изолированностью региона, не имеющего выхода к морским портам. По отдельным экспертным оценкам, стоимость транспортировки товаров из географически замкнутых стран более чем на 50% выше стоимости транспортировки товаров из приморских государств. Очевидно, что это негативно сказывается на способности стран Центральной Азии выходить на мировые рынки именно с промышленной продукцией (с высокой нормой добавочной стоимости). В свою очередь, низкая конкурентоспособность российской экономики в определенной степени обусловлена теми же структурно-экономическими факторами, что и в случае стран ЦА. Однако, экономика России по своим размерам является несопоставимо большей, чем экономика любой из центральноазиатских стран. В отличие от них значительная часть экономических объектов РФ была и осталась замкнутой на внутренние связи. Поэтому Россия в несколько меньшей степени, чем страны региона, пострадала от распада СССР. Одновременно с этим на порядок более существенным фактором, предопределяющим низкую конкурентоспособность экономики России, является то, что промышленные центры РФ расположены в крайне неблагоприятной экономико-географической зоне (чрезвычайно суровые климатические условия, огромная протяженность сухопутных расстояний между промышленными объектами, ограниченность доступа к морским торговым коммуникациям). Это усугубляется отсутствием передовых энергосберегающих технологий на большинстве российских предприятий. Все изложенное обуславливает достаточно высокие энергетические, материальные и финансовые затраты на организацию какой-либо производственной деятельности на территории РФ. В итоге, в условиях отсутствия более тесной межгосударственной координации экономической деятельности, перерабатывающие отрасли промышленности стран центральноазиатского региона и России не в состоянии функционировать эффективно. Поэтому дальнейшая консервация сырьевой ориентации экономик РФ и стран ЦА в основном обусловлена отсутствием решительных и скоординированных действий всех вышеуказанных государств в плане повышения эффективности своих экономик за счет интенсификации экономического взаимодействия. Отражением этого являются проблемы второго плана: наблюдаемая слабость промышленной и транспортно-коммуникационной кооперации между Россией и центральноазиатским регионом.
Проблема № 2: слабость промышленной кооперации Например, Россия в вопросах экономического сотрудничества с государствами Центральной Азии делает основной акцент на добычу и транспортировку на мировые рынки энергоносителей – нефти (если речь идет о Казахстане) и природного газа (если речь идет о Туркменистане и Узбекистане). В свою очередь, планы экономического сотрудничества России с Кыргызстаном и Таджикистаном касаются в основном использования огромного гидроэнергетического потенциала этих стран для экспорта электроэнергии.
Проблема № 3: слабость транспортно-коммуникационного сотрудничества Огромные объемы грузовых перевозок, существовавшие между Россией (РСФСР) и республиками Центральной Азии в советские времена, определялись интенсивным функционированием промышленных предприятий в рамках межреспубликанского разделения труда. В настоящее время ввиду того, что большинство промышленных предприятий фактически простаивают, объемы грузовых перевозок между ними находятся на крайне низком уровне. Поэтому, если страны Центральной Азии в настоящее время используют российские транспортные коммуникации (в основном, железные дороги и трубопроводы) для своего экспорта и импорта, то Россия в транспортных услугах центральноазиатских стран в условиях нынешней структуры внешней торговли России (в основном, экспорт минерального сырья и энергоносителей на мировой рынок) практически не нуждается.
* * *
Похожие материалы:
|