Каспийский фактор в Евразии: виртуальный экспертный форум. Часть 3. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ | |||
Автор: Владимир Парамонов | |||
29.01.2012 13:04 | |||
В ходе предыдущих частей дискуссии по теме «Каспийский фактор в Евразии» наибольшее внимание было уделено геополитике и геостратегии США, Запада в целом, а также российским политико-дипломатическим усилиям в регионе и правовому статусу Каспия. Тем не менее, на повестке дня остается и множество других вопросов, связанных в том числе и с реальной экономикой, и с т.н. демократической риторикой, которая нередко выступает в качестве важного инструмента стратегии тех же Соединенных Штатов и Европейского Союза. Кроме того, значимыми элементами ситуации на Каспии и вокруг него также являются вопросы транспортировки углеводородов, в том числе газа по проекту «Набукко», а также политика таких стран как Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. В этой связи, известные и авторитетные эксперты, приглашенные к участию в данной части дискуссии, – Геннадий Чуфрин (Россия), Игорь Пиляев (Украина) и Аждар Куртов (Россия) – делают большие акценты именно на этих моментах. Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта «Центральная Евразия»: итак, уважаемые коллеги, поделитесь своим видением затронутых вопросов.
Геннадий Чуфрин (Россия), доктор экономических наук, член Дирекции Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН: страны Каспийского региона, как известно, обладают огромными природными богатствами, включая крупные, глобального значения месторождения нефти, природного газа, цветных металлов, урана и целого ряда других полезных ископаемых, а также ценными биологическими ресурсами Каспийского моря, включая уникальные породы осетровых рыб. Однако воспользоваться этими богатствами, обратить их на решение острейших социально-экономических проблем и вызовов, стоящих перед этими странами, мешает острая нехватка собственных финансовых ресурсов, новейших технологий, современных квалифицированных кадров. Игорь Пиляев (Украина), доктор политических и кандидат экономических наук: Каспийское море – это своеобразная «пуповина» Евразии, к ресурсам и коммуникациям которой Запад имеет доступ только через жестко авторитарные режимы, ни один из которых не является прозападным, а в случае Ирана – радикально антизападным. Поэтому стратегической целью Запада в регионе Каспия будет «размягчение» существующих там политических режимов посредством их направленной «демократизации». Очевидно, к реальной, в европейском смысле, демократизации каспийские государства, включая и Россию с ее северокавказской спецификой, не готовы. Поэтому и дальше политические процессы в этом регионе будут иметь характер «большой игры» с открытым финалом. Что касается проекта «Набукко», то в контексте вышеупомянутой «большой игры» подключение к проекту центральноазиатских государств выглядит малореалистичным. Ведь стратегический газопровод в Европу означал бы значительное усиление внимания Запада к их внутренним делам, что вряд ли, в контексте ливийских событий, понравится руководству Туркменистана или Узбекистана, как впрочем, и руководству России и Китая. В условиях же постоянно нагнетаемой определенными кругами угрозы войны Запада с Ираном и неурегулированных территориальных конфликтов на Кавказе перспективы реализации проекта «Набукко» выглядят не намного лучше, чем у тоже трансафганского газопровода.
Аждар Куртов (Россия), главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований: говоря о подходах России к Каспию необходимо отметить, что РФ вовсе не была в одиночестве. Важно, что позиция Ирана, занятая им по проблемам Каспийского моря, в течение длительного времени была схожей с позицией России. Азербайджан и Казахстан же, под несомненным нажимом западных компаний и политических сил, вскоре после обретения независимости встали на путь самостоятельного, расходящегося с нормами международного права, освоения шельфа Каспия. Этими двумя государствами, не дожидаясь урегулирования вопроса о правовом статусе Каспия, были приняты по сути сепаратные правовые нормы. Азербайджан зафиксировал свое исключительное право на «национальный сектор» в принятой Конституции 1995 г., а Казахстан принял ряд законов, в которых закреплял свое право на исследование, разведку и разработку естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны без соответствующего разрешения других прикаспийских государств. Владимир Парамонов: спасибо уважаемые коллеги. Безусловно, что ключевой вопрос Каспия – это вопрос его статуса. Четкое определение статуса Каспия, как представляется, во многом бы снизило накал страстей вокруг энергоресурсов региона. Однако, «воз и поныне там»: проблема правового статуса Каспия остается нерешенной. Кто виноват? И что делать? Эти два традиционных русских вопроса я также включаю в повестку дня обсуждения, надеясь услышать ответы и на них. При этом, хотелось бы не ограничиваться уже четко прозвучавшей во второй части дискуссии критикой в сторону России, в первую очередь ельцинской. Понятно, что РФ – это принципиально важный актор на Каспии, но совершенно очевидно и то, что этот актор далеко не единственный. И, безусловно, что явно не все зависит от Москвы, к тому же заметно ограниченной в своих возможностях с момента распада СССР. Считать иначе – значит искать вовсе не проблемы, а «крайнего». Поэтому, с точки зрения аналитики и концептуального восприятия важно именно четкое обозначение сути самих проблем и путей их решения, на что будут ориентированы участники последующих частей дискуссии. Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-изданием «Новое Восточное Обозрение» (Россия), при информационной поддержке ИА «Регнум» (Россия), Информационно-аналитического центра МГУ (Россия), аналитического сайта «Region.kg» (Кыргызстан), информационно-аналитического портала APRA (Кыргызстан). Источник: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru Похожие материалы:
|