НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Ольга Кобзева (Узбекистан): странам Центральной Азии крайне необходимо снижать плату за обучение
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
24.01.2019 10:51

Продолжая виртуальный экспертный форум по вопросам развития и сотрудничества в Центральной Азии (ЦА), проект "Центральная Евразия" пригласил к участию в очередной части дискуссии известного узбекского историка Ольгу Кобзеву.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы "Центральная Евразия", www.ceasia.org: уважаемая Ольга, какие основные проблемы на пути развития стран ЦА и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Ольга Кобзева (Узбекистан), доктор исторических наук, профессор Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека: по заданным Вами вопросам я провела даже серию мини-семинаров с коллегами и молодыми историками университета. Мы постарались тезисно и очень схематично  выделить основные проблемы, характерные для Узбекистана, а также для каждой из дружественных и братских нам стран ЦА. Вот что в результате получилось.

Для родного нам Узбекистана характерны следующие проблемы: низкое качество образования; сложная экологическая ситуация (Аральское море); низкий уровень развития медицины; коррупция; недостаточность глубоких структурных преобразований в экономике; слабое  развитие дорожной инфраструктуры; водные проблемы; нехватка кадров; слабая социальная защита; слабая работоспособность правовых органов.

В свою очередь, для Казахстана, на наш взгляд, все более важными проблемами становятся следующие: большой внешний долг; низкое качество образования на государственном языке; рост цен на товары и услуги; коррупция; водные проблемы; растущие различия в уровнях социально-экономического развития  между селом и городом; растущие проблемы в социальной сфере, в том числе медицине и том же образовании.

На этом фоне, для Таджикистана среди приоритетных проблем, как представляется, особо выделяются следующие: безработица, низкий ВВП; гендерная дискриминация; экологические проблемы; неразвитая инфраструктура; водная проблема; коррупция; проблема безопасности границ; низкий уровень жизни; слаборазвитая промышленность и экономика в целом.

При этом, для Кыргызстана с нашей точки зрения принципиально важны следующие проблемы: отсутствие развитого промышленного комплекса; высокий уровень безработицы и трудовой миграции; низкий уровень ВВП; неразвитая инфраструктура.

И, наконец, для Туркменистана актуальны следующие проблемы: проблемы с правами человека; слабо развитая инфраструктура; политическая самоизоляция; по сути обожествление главы государства (попытки чего кстати наблюдаются и во многих других странах ЦА).

То есть в итоге, практически все проблемы являются общими, в той или иной степени характерными для всех государств ЦА. Причем об этих проблемах мы должны говорить открыто и спокойно, если являемся действительно дружественными и братскими странами, народами: ведь кто кроме братских и дружественных стран, народов больше всего заинтересован в развитии всего региона, решении частных и общих проблем?

В.Парамонов: соглашусь этим с Вашим риторическим вопросом - тезисом. Попрошу лишь представителей СМИ в случае использования данного мнения и подготовки на его основании самостоятельных материалов не вырывать отдельные фразы из общего контекста! А Вы, Ольга, предложите пожалуйста варианты решения данных проблем.

О.Кобзева: мы с моими коллегами постарались сгруппировать некоторые рекомендации в отдельные блоки. Вот что получилось.

Во-первых, для эффективного решения проблем в секторе образования, на наш взгляд, необходимы следующие меры:

-более жесткие критерии при отборе в то или иное учебное заведение;

-улучшение качества базового школьного образования;

-возвращение кириллицы для национальных групп (при переходе от кириллицы на латинский алфавит имело место резкое снижение уровня образования, появился разрыв между поколениями которые получали знания на кириллице и следующими поколениями которые стали учиться на латинском алфавите; к тому же не было издано достаточного количества книг и пособий на латинице);

-усиление международного сотрудничества (взаимные стажировки, обмен студентами, преподавателями и литературой);

-создание и организация летних школ для учащихся школ, высших учебных заведений,  преподавателей;

-снижение платы за обучение (ведь расширение доступа к высшему образованию позволит увеличить количество квалифицированных кадров и уменьшить "утечку мозгов"; в случае же если продолжить повышение платы на контракты, то обучение станет по карману только "элите", многие представители которой кстати после получения образования уезжают за границу);

-увеличение количества мероприятий по повышению квалификации для преподавателей с использованием опыта развитых стран с учетом нашего менталитета и культуры (ведь не весь зарубежный опыт применим в наших странах).

Во-вторых, для решения экологических проблем, нами предлагается следующий комплекс мер:

-всем пяти странам ЦА следует создать наднациональное министерство с расширенными правами для поиска и анализа путей решения проблемы высыхания Аральского моря, а также пригласить зарубежных специалистов, имеющих опыт в решении такого рода проблем;

-ужесточить уголовную ответственность за браконьерство;

-поощрять создание заводов по переработке мусора (переработка мусора может частично решить нехватку ресурсов, а также принести пользу для экономики в целом);

-более системно заниматься рекультивацией истощенных земель, созданием искусственных водоемов, заповедников и лесополос.

В-третьих, с точки зрения развития медицины нами предлагается:

-провести полное техническое переоборудование всех крупных государственных больниц и приступить к созданию новых;

-обеспечить приоритет вопросам непрерывного повышения квалификации медицинских работников и формирования широких каналов их ознакомления с зарубежным опытом (путем обмена кадров, командировок, стажировок, лекций и т.п., а также собственно - за счет организации курсов повышения квалификации, в том числе языковых: например, курсов английского языка для главных врачей, чтобы они могли самостоятельно изучать передовой зарубежный опыт).

В.Парамонов: полностью соглашаюсь с предложенными рекомендациями, а также благодарю Вас за поддержу активности наших молодых и начинающих коллег. Одновременно выскажу и свое мнение: серьезные, глубокие, комплексные, долгосрочные и междисциплинарные рекомендации должны основываться на серьезных, глубоких, комплексных, долгосрочных и междисциплинарных исследованиях, а также широких экспертных и общественных обсуждениях результатов этих исследований. До тех пор, пока этого не было и нет, многие из принимаемых решений будут противоречить друг другу, оставаться декларативными, самоочевидными, находиться в отрыве от реальности, а в каких-то случаях - не решать проблемы, а углублять их и/или создавать новые проблемы.

В этой связи также позволю себе прокомментировать отдельные из рекомендаций: в частности, рекомендации по развитию образования и медицины, социальной сферы в целом. На мой взгляд, в условиях тех примитивных капиталистических форм и моделей развития, которые нас, страны ЦА, заставили выбрать в результате распада СССР, доминирующей тенденцией является тенденция сокращения всех социальных благ и коммерционализация всей социальной сферы, в том числе в рамках ее образовательного и медицинского сегментов.

Еще раз сделаю акцент на том, что сокращаются и ликвидируются  все (!) социальные дотации, льготы и другие достижения периода так называемого развитого социализма ... Это и постепенное увеличение пенсионного возраста, и сокращение пенсий в соотношении с реальными ценами. Это и сокращение доступа к бесплатному образованию на всех его этапах: от дошкольного до высшего. Это и собственно трансформация образования в услугу, хотя на самом деле образование должно являться социальным благом, то есть должно быть бесплатным! Это и падение качества массового (малооплачиваемого, так как бесплатного уже по сути нет) образования. Это и сокращение доступа к бесплатной медицинской помощи, как и ухудшение ее качества. Это и превращение самой медицины во все более дорогую услугу. Это и многое, многое другое...

Поэтому, как мне представляется, рекомендации в идеале также  должны быть нацелены не только на тактические вопросы, но и на стратегические: постоянно ориентировать наши страны и общества на выбор и закрепление именно социально-ориентированных моделей, схем и алгоритмов развития. А иначе зачем нужны наши с Вами рекомендации?

Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих региональных и международных СМИ. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства - граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . К информационному сопровождению дискуссии - популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. При цитировании или другом публичном использовании материалов дискуссии ссылка на проект "Центральная Евразия", www.ceasia.org обязательна.


Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ