Асет Ордабаев (Казахстан): бюрократия стран Центральной Азии не заинтересована в региональном сотрудничестве |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ | |||
05.02.2019 10:30 | |||
Продолжая виртуальный экспертный форум по вопросам развития государств Центральной Азии (ЦА) и взаимодействия между ними проект "Центральная Евразия" пригласил к участию в очередной части дискуссии подающего большие надежды молодого ученого из Казахстана Асета Ордабаева. Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы "Центральная Евразия", www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран региона и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили? Асет Ордабаев (Казахстан), докторант, сотрудник Евразийского исследовательского центра при Международном казахско-турецком университете им. Ходжи Ахмеда Ясави: безусловно, что существует целый ряд серьезных проблем. На мой взгляд, основные из них можно сформулировать следующим образом: -отсутствие у государств ЦА четкой экономической мотивации для кардинальной интенсификации взаимодействия друг с другом (товарооборот невелик, взаимные инвестиции невелики); -слабость экономических систем стран ЦА (малая емкость рынков); -конкуренция государств ЦА между собой за транзитные коридоры; -незаинтересованность государственных бюрократий стран ЦА во взаимодействии друг с другом и региональном сотрудничестве в целом. В.Парамонов: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать данные проблемы? А.Ордабаев: очевидно, что решения не просты и не легки. На мой взгляд, можно было бы особо выделить следующие стратегические решения: -приступить к реализации масштабной программы по созданию в странах ЦА совместных предприятий с участием капитала из государств региона и/или другой вариант - приглашать иностранные компании участвовать в региональных экономических проектах, давая им одинаковые преференции на весь регион; -целенаправленно формировать у министерств и ведомств (бюрократии) стран ЦА заинтересованность в региональном сотрудничестве; например, это можно делать за счет создания тех же совместных предприятий с участием центральноазиатского и внешнего капитала; -перейти от деклараций к конкретным, практическим шагам в плане регионального сотрудничества; например, можно начать с программ по совместному развитию приграничных территорий. В.Парамонов: Вашей лаконичности можно позавидовать. Интересные оценки и рекомендации. Спасибо. Надеюсь, что некоторые из них вызовут дискуссию, как например предложение приглашать иностранные компании участвовать в региональных экономических проектах. Сама по себе рекомендация кажется разумной. Тем не менее, деятельность ТНК, как представляется, все же нацелена на ускорение процессов глобализации и активное в них участие, а в случае со странами ЦА мы говорим о некоем этапе регионализации. В свою очередь, крупные зарубежные национальные компании во многом ориентируют свою деятельность на усилие именно экономик своих стран и освоение рынков чужих за счет поставок технологий и продукции с высокой нормой добавочной стоимости. То есть мы, страны ЦА, для такого рода компаний просто рынок и ничего большего. Кроме того, мне очень понравился тезис о "необходимости целенаправленного формирования у министерств и ведомств (бюрократии) стран ЦА заинтересованности в региональном сотрудничестве". Но мне представляется, что эту заинтересованность можно формировать гораздо проще: за счет политической воли руководства и народов стран региона, административного, экспертного и общественного контроля исполнений соответствующих постановлений, указаний и распоряжений. При этом, мне также показался важным призыв перейти от деклараций к конкретным, практическим шагам в плане регионального сотрудничества. Однако, эта рекомендация мне представляется все же немного недоработанной. Поэтому возникает ряд важных вопросов: -как ТНК, крупные зарубежные национальные компании и в целом иностранный капитал могут повлиять на региональное сотрудничество в ЦА? -как и за счет чего (каких конкретных мер) следует обеспечить ориентацию стран ЦА, в том числе всех ветвей власти, на региональное сотрудничество? -какие конкретные "локомотивные" проекты и программы могут способствовать кардинальной интенсификации сотрудничества между странами ЦА? Вопросы выносятся на обсуждение. Вы, Асет, также можете ответить на них, если захотите. А.Ордабаев: давайте не будем откладывать и я сразу постараюсь ответить. Во-первых, как ТНК, крупные зарубежные национальные компании и в целом иностранный капитал могут повлиять на региональное сотрудничество в ЦА? Идея заключается в том, что совместный бизнес с участием крупных игроков и "раскиданный" на государства региона может повысить уровень доверия между политическими элитами стран ЦА, а также стать фактором регионального сотрудничества, потому, что любое ухудшение отношений "ударит" по совместному бизнесу, а это уже потери для всех. Во-вторых, как и за счет чего следует обеспечить ориентацию стран ЦА, в том числе всех ветвей власти, на региональное сотрудничество? Можно, например, оценку эффективности развития приграничных районов и деятельности местных органов власти "привязать" к развитию межгосударственных отношений. Вот вам мотивация для чиновников на местах. В-третьих, какие конкретные "локомотивные" проекты и программы могут способствовать кардинальной интенсификации сотрудничества между странами ЦА? Например, если объединить двух авиаперевозчиков Узбекистана и Казахстана под руководством частной организации (51% - частникам, 24,5% - государствам), получится крупный игрок, огромное покрытие, мощный конкурент. Но это гипотеза. Конкретнее же: надо работать вместе в первую очередь в транспортно-логистическом сегменте экономической сферы. В.Парамонов: спасибо. Еще раз повторю, что на возникающие в ходе нее вопросы могут ответить все желающие представители экспертного сообщества стран ЦА вне зависимости от их возраста, пола, национальности, идеологической и иной ориентации, прочих моментов. Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих национальных, региональных и международных СМИ, экспертных площадок, в том числе Делового издания "Курсив", https://kursiv.kz (Казахстан), Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газеты "Экспресс К", https://express-k.kz (Казахстан), Информационного агентства K-News, www.knews.kg (Кыргызстан), Информационного медиа-портала "Новости Узбекистана", www.nuz.uz (Узбекистан), Региональной аналитической сети Центральной Азии (Central Asian Analytical Network, CAAN), www.caa-network.org (США), Французского института исследований Центральной Азии (IFEAC) https://ifeac.hypotheses.org и др. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства - граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . К информационному сопровождению дискуссии - популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. Информация о ходе дискуссии также доступна на телеграм-канале @ceasiaru и странице проекта на Facebook, www.facebook.com/ceasia.ru. При цитировании или другом публичном использовании материалов дискуссии ссылка на проект "Центральная Евразия", www.ceasia.org обязательна. Похожие материалы:
|