Россия и Центральная Азия: к задаче эффективного использования совокупного энергетического потенциала |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
19.03.2011 12:50 | |||
Объединение государственных усилий Российской Федерации (РФ) и стран Центральной Азии (ЦА) в целях максимально эффективного использования совокупного энергетического потенциала, как представляется, может выступить в качестве локомотива процесса межгосударственной кооперации / интеграции в рамках оптимального разделения труда: с учетом размещения источников энергоресурсов, прохождения трубопроводов, авто- и железных дорог, наличия инфраструктуры и перерабатывающих мощностей для продвижения долгосрочных и общих интересов. Во-первых, России и странам Центральной Азии необходимо искать возможности для развития многостороннего сотрудничества и, в первую очередь, использовать потенциал такой организации как ЕврАзЭС. Несмотря на то, что в отличие от остальных государств Центральной Азии Туркменистан не является членом ЕврАзЭС, а Узбекистан приостановил свое членство в организации, необходимо искать возможности по вовлечению их в многосторонний формат сотрудничества. Как представляется, главной проблемой в деятельности ЕврАзЭС является практическое отсутствие аналитического обеспечения и сопровождения принимаемых решений, процесса интеграции в целом. В этой связи на базе данной организации целесообразно сформировать межгосударственную и постоянно действующую рабочую аналитическую команду с целью детальной междисциплинарной – аналитической проработки всего комплекса мер (организационных, технических, административных, правовых) по координации деятельности национальных энергетических компаний с точки зрения общих государственных долгосрочных интересов. В состав вышеуказанной группы целесообразно включить высококвалифицированных аналитиков, специалистов из профильных министерств и ведомств заинтересованных стран, национальных энергетических компаний, а также независимых экспертов, профессиональная специализация которых непосредственно связана с энергетикой и стратегическим планированием. Основная цель – разработка рекомендаций на основе экономически обоснованных расчетов и междисциплинарного анализа наиболее эффективных энергетических проектов. Во-вторых, России и странам Центральной Азии целесообразно координировать свои действия в планеотстаивания ими своих долгосрочных интересов на постсоветском пространстве. Выступая «единым фронтом», РФ и государствам ЦА будет гораздо легче, чем сейчас, договариваться с остальными партнерами по бывшему СССР о приватизации их промышленных объектов (энергетики, нефтехимии и т.д.) и трубопроводных систем. Кроме того, пользуясь «энергетическим инструментом», Россия и страны Центральной Азии смогут добиться от остальных постсоветских стран и многих других экономических преференций. Более того, и, возможно, это самое главное – Россия и государства Центральной Азии смогут использовать потенциал сотрудничества в ТЭК для стимулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве в целом. Для того, чтобы РФ и ЦА могли бы действовать в энергетической сфере сообща, заслуживает внимания идея формирования единого энергетического холдинга России и Центральной Азии в качестве транснациональной корпорации (с последующим подключении к данному холдингу Азербайджана – страны, обладающей достаточно крупными запасами углеводородов). При этом прерогативой данной корпорации должен быть весь ТЭК, включая промышленное использование источников энергии, а также фундаментальные и прикладные научные исследования в данной сфере. Сегодня сложно сказать, насколько эффективно такая структура могла бы обеспечить оптимальное использование энергетических ресурсов. Это отдельный вопрос. Однако, очевидно и то, что она смогла бы более эффективно обеспечивать энергетическую безопасность и отстаивать стратегические интересы всех стран-участников корпорации и гораздо успешнее, чем сегодня противодействовать негативному влиянию глобальных факторов. Более того, представляется, что создание единого энергетического холдинга кардинально повысило бы заинтересованность центральноазиатских и других стран в сотрудничестве именно с Россией, оказало бы мощное стимулирующее воздействие на экономическое развитие в первую очередь постсоветского пространства. В-третьих, России и странам Центральной Азии целесообразно запустить ряд проектов в ТЭК, которые могли бы дать экономический эффект в самое ближайшее время. Такими проектами могли бы стать проекты по следующим направлениям: - глубокая переработка углеводородов; - строительство АЭС; - строительство ГЭС; - научное и аналитическое сотрудничество. Глубокая переработка углеводородов предполагает максимально задействовать существующие на территории региона предприятия (а в перспективе строить новые) для глубокой переработки центральноазиатских и определенных количеств российских углеводородов (нефти, газа и газового конденсата). Например, крайне перспективным является организация в странах Центральной Азии производственных процессов по крекингу местной нефти с учетом того, что она содержит повышенное количество т.н. тяжелых фракций (мазут, парафинистые вещества и др.). В результате этого уже в самой ближайшей перспективе было бы возможным нарастить выпуск ценной продукции (высокооктанового бензина, других видов топлива, а также широкого ассортимента продуктов нефтехимического синтеза), вместо того, чтобы экспортировать низкокачественную (с повышенным содержанием тяжелых фракций) сырую нефть. В итоге, если Россия и страны Центральной Азии сумеют перерабатывать на собственных предприятиях большую часть своих нефти, газового конденсата и природного газа, объемы экспорта углеводородов на внешние рынки резко снизятся. В результате будет устранена основа для ненужной (а нередко – подогреваемой извне) конкуренции между Россией и государствами региона на внешних энергетических рынках. Не меньшие возможности заложены для российско-центральноазиатского сотрудничества в плане строительства АЭС, учитывая огромные запасы урановых руд в Казахстане и Узбекистане, а также наличие производственных мощностей по переработке данных руд в ядерное топливо. Строительство в ЦА нескольких атомных станций позволило бы кардинально увеличить выработку электроэнергии как для нужд ЦА, так и для приграничных с регионом промышленных областей России, экономить ценное углеводородное сырье для химической промышленности, и, возможно это самое главное, положить начало процессу формирования единого энергетического комплекса России и Центральной Азии. Причем в ЦА можно выбрать сейсмически безопасные зоны для строительства АЭС (например, в степных и малонаселенных районах Казахстана). Строительство ГЭС могло бы способствовать наращиванию объемов производства экологически чистой электроэнергии, а главное – способствовать восстановлению общей системы электроснабжения России и Центральной Азии, существовавшей в советское время. Единая система электроснабжения РФ и ЦА – важное условие для восстановления технологических связей между промышленными комплексами России и центральноазиатских стран. В принципе единая система электроснабжения приграничных областей Казахстана и России уже функционирует, но крайне желательно распространить данную систему на весь регион. Это позволило бы всем странам экономить дорогостоящие невозобновляемые ресурсы (углеводороды) и значительно повысить свою энергетическую безопасность, снизить вероятность конфликта энергетических интересов, стимулировать экономический рост в целом. В рамках сотрудничества в гидроэнергетике было бы перспективным именно совместное освоение гидроэнергетических энергоресурсов Таджикистана и Кыргызстана. Данные страны обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом, который даже в советское время использовался менее чем на 10%. При этом наиболее реальными проектами сегодня могли бы стать модернизация уже построенных в советское время в данных странах ГЭС и согласование позиций сторон по строительству новых. Российско-центральноазиатское сотрудничество в сфере освоения гидроэнергоресурсов могло бы не только поспособствовать энергетической интеграции РФ и ЦА, но и сыграло бы ключевую роль в разрешении крайне болезненной для стран региона водно-энергетической проблемы путем выработки взаимоприемлемого решения по использованию водных ресурсов бассейна рек Сырдарьи и Амударьи. Это позволило бы устранить противоречие интересов между странами-источниками водных ресурсов (Кыргызстаном и Таджикистаном) и странами потребителями (Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном), что, помимо прочего, стало бы гарантом региональной безопасности. Научное и аналитическое сотрудничество. Немаловажное значение по всем направлениям энергетического взаимодействия может сыграть то обстоятельство, что многие центральноазиатские ученые и руководители, занимающие в настоящее время ответственные посты на предприятиях и НИИ ТЭК, обучались в российских вузах и тесно связаны со своими российскими коллегами. Важно и то, что магистральные направления развития национальных аналитических школ стран региона все еще связаны с русским языком. Если будут налажены более широкие и масштабные межгосударственных (как двух-, так и многосторонние) программы научного и аналитического обмена, стажировок центральноазиатских ученых и аналитиков в России и российских ученых и аналитиков в странах Центральной Азии, как представляется, это создаст более благоприятные условия для научно-технического и аналитического обеспечения прорыва в российско-центральноазиатском сотрудничестве в энергетической сфере. В целом, представляется, что только комплексный и аналитически обоснованный подход к сотрудничеству в столь стратегически важной сфере как энергетическая позволит вывести отношения между РФ и ЦА на качественно новый уровень, а в итоге – сдвинуть с мертвой точки процесс экономической интеграции на постсоветском пространстве и дать шанс России и Центральной Азии занять достойное место в системе международных отношений. Источник: Новое восточное обозрение
Похожие материалы:
|