Двустороннее сотрудничество России и Таджикистана в военной сфере |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ | |||
Автор: В. Парамонов, О. Столповский | |||
03.07.2010 13:12 | |||
Республика Таджикистан (РТ) занимает особое место в системе двустороннего сотрудничества России с государствами Центральной Азии. С обретением Таджикистаном независимости и до сегодняшнего дня на его территории находится достаточно крупное соединение российских войск, которое, к тому же, принимало самое непосредственное участие в процессах становления таджикских вооруженных сил, в целом обеспечении безопасности и стабильности РТ. Нормативно-правовую базу российско-таджикского сотрудничества формируют более 170 договоров и соглашений, регулирующих различные направления двустороннего взаимодействия, в том числе и в военной сфере. Среди них ключевыми являются Договор «О сотрудничестве в военной области» от 25 мая 1993 года и Договор «О союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI век» от 16 апреля 1999 года.
Военное сотрудничество После обретения Таджикистаном независимости Россия приняла самое активное и деятельное участие в становлении национальных силовых структур. Пик российско-таджикского военного сотрудничества пришелся на начало 90-х годов, когда в Таджикистане началась гражданская война (период 1992-1996 годов). Основная нагрузка по поддержанию в тот период таджикских силовых структур и обеспечению успеха мирного процесса легла во многом именно на РФ. В 1993 году в соответствии с решением Совета глав государств – участников СНГ были созданы Коллективные миротворческие силы (КМС) в Таджикистане, основу которых составила российская 201-я мотострелковая дивизия. Таким образом, Россия стала своего рода гарантом поддержания мира в Таджикистане и недопущения эскалации напряженности в регионе в целом, особенно учитывая перманентную военно-политическую нестабильность соседнего Афганистана. После расформирования КМС в 2000 году между Москвой и Душанбе было достигнуто соглашение о сохранении на территории Таджикистана российской военной группировки в составе 201-й мотострелковой дивизии и ряда частей обеспечения. Кроме того, учитывая то, что с распадом единой системы ПВО СССР Таджикистан фактически лишился возможности обеспечивать безопасность своего воздушного пространства, Москва оказала Душанбе помощь и в создании национальной системы ПВО, выделив для этого около 1 млн. долларов. В 2000 году первый таджикский дивизион ПВО уже приступил к боевому дежурству, а с 2001 года расчеты национальных сил ПВО стали регулярно выезжать для проведения учебных стрельб на российский полигон «Ашулук» (Астраханская область). В то же время именно на период 2001-2004 годов приходится и некоторый спад в сфере военного сотрудничества России с Таджикистаном. На фоне активизации в регионе США и других западных стран таджикское руководство выступило за пересмотр характера российского военного присутствия в Таджикистане. В первую очередь это выразилось в затягивании переговоров о статусе и условиях пребывания российской 201-й мотострелковой дивизии. Более того, Душанбе заявил об ускоренной передаче охраны государственной границы Таджикистана под контроль таджикских пограничников и выводе подразделений пограничных войск России, охранявших таджикско-афганскую и таджикско-китайскую границу. Началом нового этапа российско-таджикского военного сотрудничества можно считать осень 2004 года, когда в ходе государственного визита президента России В.Путина в Душанбе был достигнут прорыв в урегулировании возникших противоречий. В результате руководители России и Таджикистана подписали целый ряд двусторонних договоров и соглашений, в том числе об условиях пребывания на территории Таджикистана российского воинского контингента и о преобразовании 201-й мотострелковой дивизии в военную базу ВС РФ. В последующем, договорно-правовая база российско-таджикского военного сотрудничества совершенствовалась и расширялась. 11 июня 2008 года Госдума РФ ратифицировала соглашение с РТ о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Согласно данного документа, Россия и Таджикистан совместно анализируют военно-политическую обстановку в регионе и на основе их общего замысла определяют состав коалиционной группировки войск, состоящей из боеготовых воинских контингентов, выделяемых из состава ВС РФ и РТ, планируют ее применение в соответствии с законодательством каждой из сторон. Как считают в российском Генеральном штабе, ратификация соглашения будет способствовать объединению усилий в обеспечении совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства обеих стран. Соглашение заключено сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды при отсутствии уведомления сторон об отказе от него. Кроме того, в конце августа 2008 года, во время официального визита в Таджикистан президента РФ Д.Медведева было подписано соглашение, согласно которому Россия будет использовать в военных целях аэродром Гиссар (Айни). О возможности использования российской стороной указанного военного аэродрома, который расположен в 20 км к западу от Душанбе, речь шла давно, поскольку руководство РТ решило демилитаризировать столичный аэропорт, на котором ранее базировалась российская авиационная группировка в Таджикистане. Однако, практической реализации данные договоренности до сих пор так и не получили, что во многом связано с некоторым охлаждением двусторонних отношений, в том числе в результате расхождения позиций к решению водно-энергетической проблемы Центральной Азии.
Взаимодействие по обеспечению безопасности внешних границ С момента обретения Таджикистаном независимости Россия приняла действенное участие как в создании национальных пограничных структур, так и в охране внешней государственной границы Таджикистана. Группа пограничных войск России (ГПВР) в Таджикистане структурно состояла из Калайхумбской погранкомендатуры и пяти пограничных отрядов: Пянджского, Московского, Хорогского, Ишкашимского и Мургабского (каждый из которых имел в своем составе 11-13 пограничных застав), отвечающих за конкретный участок границы. Необходимо отметить, что как содержание ГПВР, так и сама охрана границы практически полностью осуществлялись за счет федерального бюджета России. Российские пограничники сыграли заметную роль в локализации гражданского конфликта в Таджикистане. Во многом благодаря действиям Группы пограничных войск России, командование Объединенной таджикской оппозиции так и не смогло в достаточной мере наладить снабжение оппозиционных официальному Душанбе районов Припамирья вооружением и боеприпасами с баз на территории Афганистана. Однако в начале 2000 года по инициативе таджикской стороны начался процесс постепенной передачи участков границы под охрану национальных пограничных подразделений, который полностью завершился к концу 2004 года. На основании Соглашения «О сотрудничестве по пограничным вопросам» от 16 октября 2004 года в Таджикистане в настоящее время остались лишь военные советники Пограничной Службы ФСБ РФ, призванные оказывать содействие в становлении таджикских пограничных подразделений и консультативную помощь в организации охраны государственной границы республики.
Военно-техническое сотрудничество Таджикистан – единственная страна в ЦА, которой не досталось практически ничего при разделе имущества бывшей Советской Армии. В отличие от национальных вооруженных сил других центральноазиатских республик, созданных на основе воинских частей, входивших в состав Среднеазиатского военного округа (Казахстан, Кыргызстан) и Туркестанского военного округа (Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан), таджикские вооруженные силы были созданы из формирований так называемого Народного фронта, по сути отрядов народного ополчения. Арсеналы вооружения в Таджикистане в основном остались под контролем российской 201-й мотострелковой дивизии. Поэтому в условиях начавшейся в Таджикистане гражданской войны Москва стала оказывать всемерную военно-техническую помощь правительственным силам. На регулярной основе осуществлялись поставки вооружения и боеприпасов как со складов 201-й мотострелковой дивизии, так и из России, а технические специалисты помогали ремонтировать боевую технику, получавшую повреждения в ходе боевых действий. Уже после завершения гражданской войны в период 1999-2001 годов на российских предприятиях были отремонтированы радиолокационные станции и зенитно-ракетные комплексы С-125, которые затем поступили на вооружение частей ПВО Таджикистана. После визита президента В.Путина в г.Душанбе осенью 2004 года военно-техническое сотрудничество между Россией и Таджикистаном заметно активизировалось. В период 2005-2006 годов Москва предоставила Таджикистану безвозмездную военную помощь в размере более 26 млн. долларов. В частности только осенью 2006 года таджикским ВВС было передано 4 вертолета Ми-8 и Ми-24, 4 учебно-боевых самолета Л-39. В 2007 году в рамках военно-технического сотрудничества РФ передала вооруженным силам Таджикистана ряд авиационной техники, в том числе 2 ударных вертолета Ми-24, имущество военного назначения и обмундирование на сумму свыше 50 млн. долларов. Кроме того, в октябре 2007 года была достигнута договоренность о безвозмездной передаче ВС Таджикистана значительной части военной техники и боеприпасов 201-й российской военной базы. Данный процесс начался в 2008 году, проходил поэтапно и должен был завершиться до конца 2009 года Общая сумма переданной техники и боеприпасов должна была составить порядка 1 млрд. долларов. В таких объемах военную помощь почти на безвозмездной основе Россия в постсоветское время еще никому не оказывала. Однако, точной информации о завершении процесса передачи военной техники и боеприпасов пока нет.
Военно-экономическое и научно-техническое сотрудничество С точки зрения военно-экономического и научно-технического сотрудничества для России в Таджикистане представляют интерес ряд предприятий бывшего советского ВПК. Данные предприятия расположены в Согдийской области на севере Таджикистана. Это, в первую очередь, 6-й горно-химический комбинат (Государственное предприятие «Востокредмет») в г.Чкаловске, на котором ведется обогащение урана, а также горнорудные урановые шахты в поселках Табошар, Адрасман и Наугарзан-Чигрик. Кроме того, на основании подписанного еще в 2006 году межправительственного соглашения российские специалисты уже приступили к реализации проекта стоимостью в 5 млн. долларов по утилизации отходов твердого ракетного топлива на производственном комплексе в п.Табошар.
* * * В целом, в последние годы российско-таджикское сотрудничество в военной сфере не характеризуется высокой динамикой развития и даже наоборот похоже, что вступило в полосу неопределенности. Значительную долю неопределенности вносит фактор нерешенности водно-энергетической проблемы Центральной Азии, где Душанбе явно недовольно достаточно взвешенной позицией Москвы. Кроме того, руководство РТ, в последние годы все более рассчитывая на альтернативные источники получения военной помощи, в первую очередь от Запада, доказывает растущую способность принимать такие решения, которые будут идти в разрез с российско-таджикскими партнерскими отношениями. В частности, еще летом 2008 года таджикская сторона внезапно для Москвы выдвинула требования о том, чтобы все перелеты и посадки военных самолетов ВВС РФ на территории РТ осуществлялись по мировым расценкам. Кроме того, несмотря на обещания Душанбе так и не был решен вопрос о передаче в пользование России аэродрома Айни. В последние же время в таджикских СМИ все громче звучат призывы о необходимости увеличения платы со стороны России за использование ряда военных объектов на территории Таджикистана. Как представляется, все вместе взятое это свидетельствует не только и не столько в пользу растущей конъюнктурности подходов официального Душанбе к отношениям с Москвой, сколько в пользу растущего стремления Таджикистана выйти из орбиты политического, экономического и военного влияния России.
Похожие материалы:
|