Асимметрия стратегических направлений экономического и энергетического развития России и Китая. Часть 3. |
Асимметрия стратегических направлений экономического и энергетического развития России и Китая. Часть 3. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
18.12.2010 20:00 | |||
Налаживанию полноценного экономического сотрудничества между Россией и Китаем в условиях современной либеральной модели развития глобальной экономики, а также следовании ей значительной части российской и китайской интеллектуальной элиты, мешает еще и ряд других принципиальных трудностей, которые связаны прежде всего с различными геоэкономическими условиями двух стран. Крупнейшие промышленные центры России расположены в основном в европейской части страны, на Урале, в Западной Сибири и к тому же значительно удалены от основных мировых морских коммуникаций (и как следствие основных торговых и финансовых потоков). В свою очередь, крупнейшие промышленные центры Китая расположены в основном в южной и юго-восточной части КНР, непосредственно на побережье теплых морей, вблизи основных мировых торговых коммуникаций. В результате сильная удаленность друг от друга российских и китайских промышленных центров ведет к повышенным затратам на чрезвычайно протяженные (от 7000 км и выше) сухопутные перевозки. Необходимо учитывать еще и то, что промышленные центры Китая расположены в гораздо более благоприятных климатических условиях, а российские промышленные центры – в гораздо менее благоприятных. Как следствие, более высокая «природная энергоемкость» российских предприятий ведет к повышенным финансовым затратам, а производственные операции на территории России в целом обходятся дороже, нежели на территории Китая. В дополнение можно отметить также и более низкую по сравнению с Россией стоимость рабочей силы в КНР, а также и более привлекательный инвестиционный климат в Китае. В итоге такая резкая дифференциация геоэкономических условий России и Китая в значительной степени осложняет прежде всего производственную, инвестиционную и технологическую кооперацию. Китайским компаниям, как правило, выгоднее вкладывать средства и размещать заказы на те или иные виды продукции (например, на то же энергетическое оборудование) внутри своей страны, нежели в России. В свою очередь, российским компаниям трудно пробиться на китайский рынок из-за объективно жесткой конкуренции (причем не только со стороны самих китайских компаний, но и компаний других стран) и отсутствия на уровне двусторонних отношений соответствующих гарантий политической поддержки.
Похожие материалы:
|