НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Экономическое присутствие Китая в Кыргызстане. Часть 2. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский   
26.08.2010 09:00

Проекты в электроэнергетической отрасли

Кыргызстан обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом, который составляет порядка 142,5 млрд. кВт/ч в год, хотя реальное производство электроэнергии – всего лишь около 10 млрд. кВт/ч в год. Причем даже в советское время данный потенциал использовался менее чем на 10%. Учитывая это, объективно, что по мере роста промышленного производства в приграничном с Кыргызстаном СУАР, Китай проявлял определенную заинтересованность к вопросам строительства гидроэлектростанций (ГЭС) и поставок электроэнергии из КР. Тем не менее, проектная активность Китая в гидроэнергетической отрасли Кыргызстана пока не выходит за рамки обсуждений «планов на будущее», а среди наиболее перспективных проектов выделяется лишь проект по строительству ГЭС на реке Нарын.

При этом Китай демонстрирует и неготовность к участию в более крупных гидроэнергетических проектах на территории Кыргызстана, в частности по строительству Камбаратинских ГЭС. Во-первых, реализация данных проектов длительное время находится в плоскости обсуждения преимущественно между Бишкеком и Москвой. Во-вторых, у Пекина присутствует четкое понимание целого ряда негативных последствий в результате непродуманного строительства этих ГЭС, что обуславливается наличием сложных противоречий (в первую очередь в отношении использования водостока трансграничных рек) между Кыргызстаном с одной стороны, Узбекистаном и Казахстаном – с другой. В-третьих, проекты являются крайне затратными и малоприбыльными в краткосрочной перспективе. В-четвертых, вне зависимости от того, будет ли участвовать в строительстве этих ГЭС китайский капитал, именно СУАР КНР будет оставаться наиболее близким рынком для сбыта электроэнергии из КР. И поэтому, в-пятых, на данном этапе Китаю объективно выгоднее пока занимать в целом выжидательную позицию.

 

Проекты в горнодобывающей отрасли

В последние несколько лет Китай стал проявлять растущий интерес и к минерально-сырьевым ресурсам Кыргызстана, в первую очередь к месторождениям цветных металлов, где выделяются следующие проектные направления:
- освоение полиметаллического месторождения «Куру-Тегерек» (южная часть Кыргызстана);
- планы по освоению золотоносного месторождения «Иштамберды» (южная часть Кыргызстана).

 

Проекты в угольной отрасли

Присутствие Китая в угольной отрасли Кыргызстана обозначилось еще в 2006 году. Однако, учитывая незначительные объемы разведанных запасов угля в КР, масштабы китайского интереса к данной отрасли не велики. Пока в угольной отрасли Кыргызстана реально осуществляется единичный проект с участием китайского капитала – добыча угля на территории Ошской области.

 

Проекты в нефтегазовой отрасли

В Кыргызстане пока не обнаружено промышленных запасов нефти и газа. Разведанные запасы нефти в КР составляют всего лишь около 6,3 млн. тонн, а газа – порядка 6 млрд. кубических метров. При этом, в Кыргызстане добывается примерно лишь 70-90 тыс. тонн нефти в год, а объемы добычи газа крайне незначительны и, по некоторым оценкам, не превышают 25 млн. кубических метров в год.
Учитывая все это, интерес КНР к нефтегазовой отрасли КР незначителен по сравнению с интересом к нефтегазовым отраслям тех стран Центральной Азии, которые обладают промышленными запасами углеводородов: Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. В то же время, в условиях имевших место до осени 2008 года высоких цен на энергоресурсы, китайский бизнес предпринимал попытки закрепиться и в этой отрасли кыргызской экономики. Учитывая же характер развития мирового финансово-экономического кризиса и нестабильность самого Квыргызстана, можно с высокой долей вероятности предположить, что, по крайней мере в краткосрочной перспективе интерес КНР к нефтегазовой отрасли КР будет оставаться достаточно низким. На сегодняшний день известно лишь о планах по добычи нефти и газа в Баткенской области.

 

Проекты в транспортной отрасли

С учетом важности для КНР транзитных возможностей КР, Китай всегда проявлял интерес к развитию транспортной инфраструктуры республики. Главным образом это предопределялось необходимостью обеспечения растущих объемов торговых потоков из СУАР КНР в кыргызском направлении. После распада СССР наиболее интенсивно стало развиваться автомобильное сообщение. Это выразилось в открытии многочисленных автомобильных маршрутов через китайско-кыргызскую границу. В результате между Кыргызстаном и Китаем стало функционировать более 20 автомобильных маршрутов, а автомобильное сообщение осуществляется по двум направлениям: Кашгар (СУАР КНР) – Бишкек (северная часть Кыргызстана) и Кашгар – Ош (южная часть Кыргызстана). Кроме того, под китайское финансирование реализуется и ряд проектов по поставкам в КР транспортной техники. Наиболее крупным транспортным проектом, который до сих пор еще находится на стадии планирования и пока не начал реализовываться, является строительство стратегической железнодорожной магистрали «Китай (СУАР)-Кыргызстан-Узбекистан».

 

Проекты в отрасли строительных материалов

Устойчивый спрос на стройматериалы, вызванный имевшим место до мирового финансово-экономического кризиса интенсивными строительными работами как в Кыргызстане, так и в соседних с республикой государствах, в первую очередь в Казахстане, обусловил определенный интерес китайских инвесторов к отрасли производства строительных материалов, что выразилось в участии китайской стороны в строительство Кызыл-Кийского цементного завода (Ошская область, южная часть Кыргызстана), а также китайских планах по строительству цементного и кирпичного заводов в Таласской области (западная часть Кыргызстана).

 

Проекты в отрасли легкой промышленности

В отрасли легкой промышленности Кыргызстана активность китайских компаний невелика и на начало 2009 года ограничивалась лишь одним проектом, который, однако, когда-то имел немаловажное значение для КР.

Строительство целлюлозно-бумажной фабрики в г.Токмаке (северная часть Кыргызстана). Проект был осуществлен в период 2000-2002 годов китайской компанией Complant за счет займа правительства Китая в размере 7,4 млн. долларов и кредита ЭКСИМ-банка КНР в размере 14,7 млн. долларов. Пуск фабрики состоялся в 2002 году, однако спустя 3 года данное предприятие обанкротилось.

 

Проекты в машиностроительной отрасли

Производственные проекты собственно в машиностроительной отрасли, ввиду отсутствия в Кыргызстане достаточных мощностей данного профиля, пока носят единичный характер. В этой связи наиболее перспективными все же являются «проекты» по поставкам техники из КНР в КР.

 

* * *
В целом, за рамками торговой сферы экономическое присутствие Китая в Кыргызстане пока все еще незначительно. Хотя КР уже играет важную для КНР роль транзитера китайской продукции, в то же время малые масштабы именно проектно-инвестиционной активности Китая в Кыргызстане свидетельствуют о том, что данная центральноазиатская страна все еще не представляет для Пекина особого экономического интереса.

С одной стороны, это определяется самим размером кыргызской экономики, фактическим отсутствием промышленности и запасов стратегически важных для КНР углеводородных ресурсов, а также чрезвычайно сложной социально-экономической и внутриполитической ситуацией в КР. С другой стороны, теоретически, рост интереса Китая к Кыргызстану мог бы быть связан с масштабными проектами в гидроэнергетической и горнодобывающей отраслях, а также транспортно-коммуникационной сфере. Однако на практике существует ряд обстоятельств, значительно снижающих вероятность реализации крупных проектов в Кыргызстане по обозначенным выше направлениям.

В результате, в условиях мирового финансово-экономического кризиса и нестабильности в Кыргызстане реализация крупных экономических проектов КНР в КР представляется маловероятной. В этой связи, можно предположить, что в краткосрочной перспективе масштабы экономического присутствия Китая в Кыргызстане останутся примерно на нынешнем уровне и, скорее всего, не будут существенно выходить за рамки торговой сферы и предоставления кредитов на те или иные небольшие, хотя, возможно, и социально-значимые проекты.

Более подробно: Китайский экономический экспресс в центре Евразии: новая угроза или исторический шанс?

 

Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ