Российское экономическое присутствие в нефтегазовой отрасли Кыргызстана: современное состояние |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский | |||
23.07.2010 09:00 | |||
Возможность дестабилизации Кыргызской Республике (КР), что стало / является результатом сложной суммы внутренних и внешних факторов, делает принципиально важным поиск новых идей и возможностей по стабилизации ситуации в республике. В этой связи, как представляется, растет важность использования нефтегазового вектора сотрудничества между Россией и Кыргызстаном, тем более, что оснований для достижения прорыва именно в этом направлении больше чем достаточно. Отсутствие в КР промышленных запасов углеводородов, обуславливали в 90-х годах ХХ века крайне низкий интерес к республике со стороны зарубежных нефтегазовых компаний, в том числе и российских. Тем не менее с приходом в Кремль нового поколения руководителей, изменением роли и места Центральной Азии в системе внешнеполитических приоритетов Москвы, подходы России/российского бизнеса к Кыргызстану, в том числе в плане присутствия в нефтегазовой отрасли, также претерпели значительные изменения. В мае 2003 года ОАО «Газпром» и правительство КР подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве сроком на 25 лет (до 2028 года), а уже в январе 2006 года – меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия для проведения геологоразведочных работ, разработки и освоения углеводородных ресурсов. В том же 2006 году «Газпром нефть» (дочерняя структура «Газпрома») приступила к освоению кыргызского рынка нефтепродуктов, создав для этих целей компанию «Газпром нефть – Азия». На сегодняшний день данная компания является одним из крупнейших в КР операторов по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, а также сжиженного газа. Уже в начале 2008 года, с учетом ухудшающейся экономической ситуации в республике и в целях стимулирования деловой активности российского бизнеса, правительство Кыргызстана предложило «Газпрому» принять участие в приватизации ряда объектов республиканского нефтегазового комплекса. Осенью того же года, в ходе визита президента РФ в КР, был подписан меморандум о намерениях по приватизации национальной газотранспортной компании «Кыргызгаз». Летом 2009 года правительство Кыргызстана приняло окончательное решение продать «Газпрому» контрольный пакет акций «Кыргызгаза», что должно позволить российскому концерну полностью контролировать газотранспортную инфраструктуру на территории КР. Однако сделка была прервана скандалом вокруг нарушением руководством Кыргызстана во главе с К.Бакиевым ряда своих обязательств перед Россией. По состоянию на сегодняшний день, помимо планов приватизации объектов нефтегазовой отрасли (преимущественно газотранспортной системы) основные проекты компаний из России в Кыргызстане по-прежнему связаны с освоением местного рынка нефтепродуктов, а также разведкой кыргызских газовых месторождений. При этом объемы российских капиталовложений в нефтегазовую отрасль КР оцениваются предположительно в диапазоне от 120 до 130 млн. долларов, включая до 100 млн. долларов – приобретенных активов, а также порядка 20-30 млн. долларов – прямых инвестиций. Столь невысокая инвестиционная активность компаний из РФ обусловлена тем, что сама по себе нефтегазовая отрасль Кыргызстана не только не представляет особого коммерческого интереса для России и российского бизнеса, но и еще является крайне малопривлекательной для извлечения максимальной прибыли. Определенным исключением в этом плане выступают лишь два сегмента нефтегазовой отрасли Кыргызстана: рынок нефтепродуктов и рынок природного газа. Но и в их случае усиление российского присутствия помимо чисто коммерческой выгоды может принести РФ и целый ряд других преимуществ, например, позволит усилить влияние в КР и в целом стабилизировать ситуацию в республике.
Проекты по реализации нефтепродуктов Попытки проникновения на кыргызский рынок нефтепродуктов предпринимались российским бизнесом еще в 90-х годах. В частности именно в этот период компания ОАО «ЛУКОЙЛ» открыла на территории республики немногочисленную сеть АЗС. Кроме «ЛУКОЙЛа» в начале первого десятилетия ХХI века на рынок КР вышла и частная нефтяная компания «Альянс», которая приобрела 50% акций местной ЗАО «Мунай Мырза», одного из крупнейших нефтетрейдеров Кыргызстана. Через некоторое время после подписания в 2003 году долгосрочного соглашения между правительством Кыргызстана и «Газпромом», и сам российский газовый монополист начал предпринимать все более активные попытки закрепиться на кыргызском рынке нефтепродуктов. В 2006 году «Газпром нефть» (бывшая «Сибнефть») за 88 млн. долларов (по другим данным – за 99 млн. долларов) выкупила у компаний «Мунай Мырза» и ООО «Альянс Ойл Азия» (дочерняя структура НК «Альянса») все их акции. На тот момент указанные компании располагали сетью из 73 АЗС (в основном на севере страны), 8 собственными и 3 арендованными нефтебазами с общим резервуарным парком около 105 тысяч кубических метров, а также двумя базами для хранения сжиженного газа. Для управления активами в Кыргызстане «Газпром нефть» учредила дочернюю компанию ООО «Газпром нефть Азия». С самого начала своей деятельности данная бизнес-структура заявила об амбициозных планах не только на рынке нефтепродуктов Кыргызстана, но и на рынках Казахстана и Таджикистана, причем с перспективой выхода и на рынок Китая. Уже в 2007 году «Газпром нефть Азия» презентовала свою инвестиционную программу развития сбытовой сети нефтепродуктов на территории Кыргызстана, ориентированную на период до 2011 года.
Всего за четыре года руководство компании намеревалось значительно расширить розничную сеть своих автозаправочных станций в КР, доведя их количество до 125-130 АЗС. При этом акцент делался на «интервенцию» в южные области Кыргызстана (Баткенская, Джалалабадская, Ошская), где «Газпром нефть Азии», по состоянию на 2007 год, принадлежало всего 2% рынка сети розничного сбыта нефтепродуктов (на территории трех областей юга действовало лишь 5 АЗС, контролируемых этой российской компанией). Причем, масштабное расширение предполагалось осуществить не только за счет приобретения уже имеющихся на территории страны автозаправочных станций, но и за счет строительства новых. Всего на юге к 2011 году планировалось построить 41 автозаправочную станцию.
Чтобы как-то усилить свои позиции компания «Газпром нефть Азия» даже изучала возможность приобретения НПЗ в г.Джалал-Абаде (южная часть Кыргызстана) мощностью 500 тыс. тонн в год. Предприятие, на паритетных началах принадлежащее государству и канадской нефтяной компании «КыргызПетролеумКомпани», в последние годы загружено лишь на 30% своей мощности.
Проекты по освоению месторождений Скорее всего, исходя именно из стратегических соображений «Газпром» в последние годы проявляет заинтересованность к поиску и разработке на территории Кыргызстана месторождений углеводородного сырья. Так, в рамках подписанного между «Газпромом» и правительством Кыргызстана долгосрочного соглашения о сотрудничестве, российский концерн еще в 2003 году выразил намерение участвовать в геологоразведочных работах по выявлению перспективных газовых месторождений на территории республики, в частности в Ошской области. В 2006 году «Газпром» и правительство КР подписали меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия («Газпрома» и «Кыргызнефтегаза»). Основными направлениями деятельности данного СП были определены следующие: проведение геологоразведочных работ, модернизация газопроводов а также реабилитация газохранилищ на территории республики. В мае 2007 года «Газпром» и правительство КР подписали соглашение об общих принципах проведения геологического изучения недр, а уже в феврале 2008 года российский газовый монополист получил две лицензии на право пользования в течение 3-х лет участками «Кугарт» и «Восточное Майлису-4» в Ошской области. Чуть позже была также утверждена поэтапная (на период 2008 - 2011 годов) программа геологического изучения недр на этих участках. К декабрю 2008 года «Газпром» завершил разработку планов проведения геологоразведочных работ на указанных месторождениях юга Кыргызстана, куда из России были доставлены необходимая техника и оборудование. В случае обнаружения промышленных запасов углеводородов в Ошской области, стороны должны были разработать технико-экономическое обоснование их освоения, на основании которого планировалось принять окончательное решение о целесообразности создания совместного предприятия для разработки выявленных месторождений. Однако мировой финансово-экономический кризис внес свои коррективы в планы «Газпрома». В 2009 году российский концерн был вынужден приостановить все изыскательные работы на территории Кыргызстана, хотя в самом начале реализации проекта руководство «Газпрома» рассчитывало инвестировать в геологоразведку и возможное освоение перспективных месторождений в КР около 300 млн. долларов.
Проекты по приватизации Несмотря на то, что, начиная с 2003 года, российская сторона неоднократно высказывала пожелания о приватизации ряда объектов нефтегазовой отрасли КР, Бишкек долгое время не давал положительного ответа. Официальные власти ссылались на действующие в республике законы, которые предусматривали крайне сложный механизм приватизации стратегически-важных предприятий через долгую цепочку согласований и внесения поправок в национальное законодательство. При этом, не исключено и то, что кыргызская сторона в какой-то степени просто пыталась выиграть время так как одновременно изучала и другие предложения, в частности из соседнего Казахстана. В начале 2008 года правительство республики уже само предложило «Газпрому» принять участие в приватизации Государственных компаний ОАО «Кыргызнефтегаз» и ОАО «Кыргызгаз». Но парламент КР тогда не утвердил сроки и формы приватизации этих объектов. В апреле 2008 года новый состав кыргызского парламента внес изменения в Закон «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике». Согласно этим нововведениям, вопросами приватизации государственного имущества теперь будет заниматься правительство КР, тогда как ранее они находились исключительно в ведении национального парламента. После урегулирования нормативно-правовых аспектов, дальнейшее обсуждение вопросов приватизации «Газпромом» объектов нефтегазовой отрасли КР на какое-то время приняло более предметный характер, однако было прервано политическим кризисом в российско-кыргызских отношениях, который был связан в том числе с нецелевым использованием руководством КР во главе с К.Бакиевым российских кредитов. Дополнительные коррективы в сторону неопределенности перспектив приватизации Россией объектов нефтегазовой отрасли внесла очередная смена власти в Кыргызстане и, скорее всего, еще внесет растущая вероятность дестабилизации ситуации в КР.
* * * Тем не менее, у России и российского бизнеса все же есть некоторый (пусть и незначительный) шанс укрепить свое влияние в нефтегазовой отрасли Кыргызстана. Причем, это реально именно сейчас, когда нынешнее руководство КР крайне остро нуждается не только в финансовой помощи, но и в успешных экономических проектах, которые подтвердили бы легитимность новой власти. Поэтому, нельзя исключать того, что уже в самое ближайшее время для России и российских компаний могут открыться достаточно широкие возможности в плане установления контроля над нефтегазовой отраслью Кыргызстана. Немаловажно и то, что сама КР, обладающая небольшой по масштабам экономикой и находящаяся к тому же на грани дестабилизации, только выиграет от присутствия РФ и крупных российских энергетических компаний. Вопрос лишь в том захотят и успеют ли Россия и Кыргызстан воспользоваться этим шансом?
Похожие материалы:
|