Российское присутствие в нефтегазовой отрасли Кыргызстана: основные перспективы и стратегические задачи |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский | |||
24.09.2010 09:00 | |||
В силу того, что запасы нефти и газа в Кыргызстане незначительны, а сами углеводородные месторождения малорентабельны и технологически сложны в освоении, то особенно в условиях растущей нестабильности в КР, не следует ожидать масштабного увеличения проектно-инвестиционной активности России и российских компаний а, тем более, международной конкуренции в нефтегазовой отрасли этой центральноазиатской республики. При этом наиболее вероятным представляется, что ни «Газпром», ни любая другая российская (или даже зарубежная) компания так и не приступят к промышленной разработке месторождений нефти и газа на кыргызской территории. В частности, даже в случае если газотранспортные мощности и газохранилища Кыргызстана перейдут в собственность «Газпрома», то российскому газовому монополисту будет гораздо проще и экономически выгоднее закупать газ в других странах региона (как Узбекистан, Туркменистан, а в перспективе Казахстан), после чего продавать «голубое топливо» на кыргызском рынке. Примерно такой же алгоритм действий российских компаний, скорее всего, может быть выработан в плане поставок нефти и нефтепродуктов в Кыргызстан. В то же время, нельзя полностью исключить и тот, пока крайне маловероятный сценарий, что «Газпром» или другая российская компания все же приступят к освоению кыргызских нефтегазовых месторождений. Однако, как представляется, это будут вовсе не экономические, а скорее политические проекты. Учитывая то, что запасы нефти и газа в КР не представляют коммерческого интереса, то пойти на масштабные капиталовложения в их освоение российский бизнес может только лишь под давлением Кремля и правительства, которые в данном случае будут руководствоваться стратегическими и долгосрочными соображениями. Дело в том, что добыча того же газа в южных областях республики является принципиально важным вопросом для самого Кыргызстана, так как может позволить Бишкеку значительно снизить (или даже устранить) свою зависимость от импорта из соседнего Узбекистана, с которым периодически возникают проблемы из-за своевременности оплаты за поставки «голубого» топлива. Если «Газпром» поможет Кыргызстану достичь энергетической независимости, это позволит РФ кардинально укрепить свои позиции в КР. В целом, любой из двух изложенных выше сценариев, скорее всего, будет иметь положительные последствия как для самого Кыргызстана, так и для всего центральноазиатского региона, в первую очередь в плане стабилизации республики, а также укрепления доверия и процессов региональной экономической интеграции вместе с Россией. Тем более, если нефтегазовая отрасль КР перейдет в собственность «Газпрома» и российский концерн будет своевременно и в полном объеме производить оплату за поставки (или даже транзит) в Кыргызстан того же газа с/через территории(ю) Узбекистана, то это может сыграть ключевую роль в разрешении болезненной для узбекско-кыргызских отношений проблемы водопользования реки Сырдарья. Как представляется, в этом случае Кыргызстану не нужно будет вырабатывать в зимнее время дополнительное количество электроэнергии для внутренних нужд (как это делается уже на протяжении многих лет с момента распада СССР), а сами водохранилища можно будет ставить в режим накопления воды. В летний же период вода из кыргызских водохранилищ будет поступать в Узбекистан, а также другие страны региона на орошение полей, причем в достаточных количествах (как это и было в советское время). Подобный алгоритм политики мог бы стать примером исторически позитивного поведения России, причем способствующий укреплению положительной роли РФ в Центральной Азии. Однако, главный вопрос был и остается прежним: насколько глубоко российские долгосрочные интересы понимаются в самой Москве?
Похожие материалы:
|