Российское присутствие в нефтегазовой отрасли Кыргызстана: основные риски и возможные последствия политики Москвы |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский | |||
25.09.2010 09:00 | |||
Очевидно, что нефегазовый сегмент кыргызской экономики (как и вся кыргызская экономика) нуждается в экстренной внешней помощи (если не реанимации), так как у Кыргызстана нет собственных средств на его развитие. В Бишкеке, как представляется, должно присутствовать и укрепляться понимание того, что реабилитация порядком изношенной кыргызской нефтегазовой инфраструктуры может быть осуществлена только Москвой и только с ее помощью, а поэтому ни о какой альтернативе России/российскому бизнесу не может быть и речи !!! Тем не менее, основным/главным риском, который мог бы воспрепятствовать закреплению России/российского бизнеса в нефтегазовой отрасли Кыргызстана была и остается возможность дестабилизации республики, вызванная в том числе непродуманной внутренней и внешней политикой самого Бишкека. Кроме того, в ходе процесса закрепления в нефтегазовой отрасли Кыргызстана российская сторона также может столкнуться с некоторыми трудностями, значение которых однако, скорее всего, не стоит преувеличивать: - неурегулированность территориальных споров между Кыргызстаном и Узбекистаном; - конкуренция на кыргызском рынке нефтепродуктов.
Неурегулированность территориальных споров В случае, если тот же «Газпром», приступит к промышленной разработке углеводородных месторождений в южных областях Кыргызстана, где на сегодняшний день и находятся более-менее разведанные запасы нефти и газа, а также приватизирует там объекты инфраструктуры кыргызских компаний («Кыргызгаз» и, в перспективе, «Кыргызнефтегаз»), то у российского концерна могут возникнуть определенные трудности, обусловленные незавершенностью процесса делимитации границ между Кыргызстаном и Узбекистаном, и оспариванием ими спорных участков приграничных территорий. В Ферганской долине на кыргызско-узбекской границе находится много спорных участков, на которых имеется ряд месторождений, газотехнических объектов и прочей нефтегазовой инфраструктуры, созданной еще в советский период и являвшейся составной частью единого нефтегазового комплекса СССР. На сегодняшний день их принадлежность до конца окончательно не определена, и они также являются предметом споров между Кыргызстаном и Узбекистаном. Тем не менее, как представляется, даже если «Газпром», в случае начала работ и приватизации объектов на юге Кыргызстана, и будет опосредовано вовлечен в разрешение этих споров, Россия, скорее всего, без труда сумеет урегулировать данные «проблемы» с Узбекистаном. Уверенность в этом базируется на том, что вопрос о принадлежности и эксплуатации газотехничеких объектов на территории Кыргызстана несоизмеримо мал по сравнению с масштабами, глубиной и интенсивностью российско-узбекского нефтегазового сотрудничества. Конкуренция на рынке нефтепродуктов Кыргызстана Учитывая практически полную зависимость кыргызского рынка нефтепродуктов от внешнего завоза, нельзя исключать вероятности столкновения здесь интересов России и ряда других стран, способных предложить Кыргызстану свою продукцию нефтепереработки. К таким, своего рода, конкурентам относятся, прежде всего, Казахстан, а также Туркменистан и Узбекистан. Однако, как представляется, в случае приватизации нефтегазовой инфраструктуры Кыргызстана и укрепления своих политических позиций в КР, Россия и российские компании смогут без особого труда выдержать конкуренцию с компаниями соседних государств. В случае же решения Москвой жизненно важного для региона водно-энергетического вопроса, между странами Центральной Азии и Россией появится гораздо больше возможностей для сотрудничества и интеграции, нежели для конкуренции и дезинтеграции ...
* * * Альтернатива всему этому лишь другая цепь событий: дальнейшее самоустранение России от ситуации в Кыргызстане и регионе в целом, ослабление позиций РФ в КР и всем регионе, нарастание дезинтеграционных настроений на постсоветском пространстве и, соответственно, усилившийся поиск странами Центральной Азии новых, более долгосрочных и стабильных (нежели Россия) внешних партнеров …
Похожие материалы:
|