Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока (рекомендации по преодолению существующих проблем между Россией и Китаем в энергетической сфере) |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
29.12.2010 20:00 | |||
Данная программа могла бы стать не только одним из локомотивов решения нынешних проблем в российско-китайских отношениях, но и принципиально важным фактором дальнейшего укрепления позиций России и Китая в мире. Значительные запасы углеводородных и минеральных ресурсов Сибири и Дальнего Востока должны позволить сформировать в данных регионах не только новые центры добычи сырья, но и достичь главного – создать совместными усилиями максимально длинные технологические цепочки получения продукции с высокой нормой добавочной стоимости. Этой же цели должно быть подчинено параллельное освоение других природных ресурсов (леса, гидроэнергоресурсов, агропромышленных ресурсов и т.д.) Сибири и Дальнего Востока. В свою очередь, трудовые ресурсы для реализации программы было бы целесообразно привлекать не столько из Китая, сколько из государств Центральной Азии, тем более что для этого имеются широкие возможности. При этом следует продумать механизмы равномерного распределения рисков и выгод от участия в этой программе, обеспечить адекватное проникновение российского бизнеса (в том числе энергетического) в северо-восточные провинции КНР. С точки зрения долгосрочных интересов России необходимо жесткое подчинение коммерческих операций стратегическим задачам реализации совместно с Китаем крупных инновационно-промышленных и обслуживающих их (а не выступающих самоцелью) транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в приграничных районах КНР. Такое жесткое подчинение должно способствовать привлечению новых инвестиций и технологий в инновации, промышленное и, соответственно, транспортное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке, одновременно создав более широкую основу для предсказуемых и стабильных коммерческих операций с китайскими партнерами. С точки зрения интересов Китая участие в указанной программе должно способствовать (и соответственно на это Россия должна ориентировать Китай), в первую очередь созданию в указанных регионах перерабатывающих предприятий, проникновению китайских компаний в сферу транспортного строительства в Сибири, на Дальнем Востоке, участию китайских партнеров в различных социально-экономических проектах. В итоге обозначенная программа явилась бы не только практическим воплощением инициатив лидеров РФ и КНР о синхронизации планов регионального развития китайских северо-восточных провинций и Восточной Сибири и Дальнего Востока, но и способствовала бы существенному реальному укреплению российско-китайского партнерства, более эффективному использованию ресурсного потенциала данных пространств для социально-экономического подъема всей Центральной Евразии под эгидой российско-китайского союза, ускорению здесь центростремительных, а не центробежных (как сейчас) тенденций. Похожие материалы:
|