Укрепление позиций России в энергетике стран Центральной Азии возможно в стратегическом союзе с Китаем |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
02.02.2011 10:00 | |||
В период существования СССР топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России и республик Центральной Азии был единым организмом, жизнеспособность которого обеспечивалась за счет тесных структурно-технологических связей между всеми ключевыми отраслями ТЭК указанных республик, отлаженных десятилетиями схем и алгоритмов взаимодействия. Функционирование самих отраслей ТЭК, в свою очередь, тесно подчинялось целям развития реального сектора экономики в рамках объединенной единым и долгосрочным государственным планом общей для России и Центральной Азии стратегии в сферах политики, экономики и безопасности.
Распад СССР привел не только к исчезновению единого экономического, политического, оборонного и энергетического пространства, но и к двум другим принципиально важным последствиям: В результате, многие отрасли ТЭК (в первую очередь, нефтегазовая) Российской Федерации (РФ) и государств Центральной Азии (ЦА), с одной стороны, перестали подчиняться стратегическим целям развития реального сектора своей же экономики, а, с другой стороны, ориентироваться на цели эффективной реализации в общих государственных и долгосрочных интересах совокупного энергетического потенциала. Наоборот, сегодня ТЭК РФ и стран ЦА в основном ориентируются в лучшем случае на краткосрочные национальные интересы, а в худшем – на узко-корпоративные и чисто коммерческие бизнес-задачи (например, той же купли-продажи). Как представляется, предпринимаемых в России и странах Центральной Азии усилий по изменению данной ситуации и решению связанных с ней основных проблем крайне недостаточно для того, чтобы в корне переломить ход уже запущенных с распадом СССР негативных тенденций и вывести энергетическое сотрудничество на качественно новый уровень. Требуется кардинальный пересмотр не только схем и алгоритмов современного взаимодействия между РФ и ЦА в ТЭК, но и самой парадигмы экономического развития России и государств Центральной Азии, что реально достижимо только в случае, если все эти прогрессивные изменения будут инициированы именно российской стороной. Подобный сценарий исторически оправданного и долгосрочного поведения России является возможным. Ведь только он позволит остановить дальнейшую дезинтеграцию России и стран Центральной Азии, их вхождение в орбиту влияния мощных глобальных политических, экономических и оборонных блоков и центров силы. Причем в качестве стратегического союзника РФ может выступить только Китайская Народная Республика (КНР), интерес которой к энергетическому потенциалу региона обозначился еще в середине 1990-х годов. Начиная с этого времени значение региона в китайской энергетической, равно как и в целом в экономической политике, поступательно растет. При этом, если в середине-конце 1990-х годов проектная активность КНР и китайских компаний в энергетическом сегменте экономик стран ЦА фокусировалась только лишь на Казахстане и его нефтегазовой отрасли, то с началом XXI века интерес Пекина стал постепенно распространяться и на другие государства региона, диверсифицируясь и по отраслям ТЭК. Основное внимание Китая в настоящее время приковано к нефтегазовым отраслям Казахстана и Туркменистана, а также атомной отрасли Казахстана (со второй половины первого десятилетия нынешнего века). Китайское же присутствие в отраслях ТЭК остальных стран ЦА связано не столько с энергетическими потребностями КНР, сколько с задачей продвижения иных (экономических и политических) интересов в данных государствах и в регионе в целом. По состоянию на конец первого десятилетия наступившего века деятельность Китая и китайских компаний в энергетическом сегменте стран центральноазиатского региона, как представляется, не оказывает заметного влияния на развитие российского ТЭК и серьезно не ущемляет российских интересов. С одной стороны, теоретически КНР может выступить в роли конкурента РФ в ТЭК стран ЦА лишь в случае выработки и начала реализации в России стратегии по интенсивному промышленно-инновационному развитию: именно тогда потребуется масштабная модернизация российской электроэнергетики и, соответственно, значительное увеличение поставок центральноазиатских энергоресурсов (для поддержания высокого уровня внутреннего потребления и завышенных обязательств по экспорту). С другой стороны, даже в этом случае, Китай способен выступить в качестве стратегического партнера России, тем самым, обеспечив прорыв в плане развития российско-китайско-центральноазиатского энергетического и, в целом, экономического сотрудничества на многосторонней основе.
Поэтому, примет ли российско-китайское энергетическое взаимодействие в Центральной Азии форму партнерства или напротив соперничества во многом зависит от самой России, а точнее от ее готовности в корне пересмотреть основные принципы своей внутренней и внешней энергетической стратегии, переориентировав ее с «экспортно-сырьевого» направления на следующие цели: В целом, принципиальное изменение в пользу долгосрочных национальных интересов России формата китайско-центральноазиатских экономических и в том числе энергетических отношений возможно при условии развития транзитного статуса России и Центральной Азии – торгово-экономического и энергетического моста между различными частями Азии и Европы. С точки зрения энергетики это наиболее вероятно осуществить в тесном взаимодействии с Ираном. Только следование такой исторически оправданной логике долгосрочного и стратегического поведения позволит создать более благоприятные условия для многостороннего, многопланового и взаимовыгодного сотрудничества России с Китаем, в том числе в рамках ШОС, в целом заложить основу для запуска под эгидой Организации масштабных и прорывных экономических проектов: транспортно-коммуникационных и промышленно-инновационных. И именно это может превратить ШОС в полноценный экономический блок, стать залогом стабильного и долгосрочного развития внутренней Евразии. Как представляется, на современном этапе только Россия по своему историческому, геополитическому и геоэкономическому потенциалу способна в корне изменить ход уже запущенных на постсоветском пространстве центробежных тенденций. Экономическая ре-интеграция под эгидой РФ принципиально важна потому, что только вместе постсоветские страны смогут сформулировать и отстаивать общие, долгосрочные и стратегические интересы, которые неизбежно будут вести их к формированию союзных отношений с КНР. В противном случае, Китай будет вынужден выстраивать сугубо эгоистическую схему отношений и с Россией, и с Центральной Азией, руководствуясь лишь собственными интересами. Это представляется вполне естественным, так как Пекин вряд ли станет учитывать некие «стратегические и долгосрочные интересы» других стран, если они сами о них не думают. В итоге, именно Россия должна стать инициатором масштабных и кардинальных, а главное – позитивных перемен как в китайско-российских, так и китайско-центральноазиатских отношениях. Другого выбора у России нет: если она действительно хочет сохраниться в прежних границах, остаться внутренне целостной и стабильной, обрести устойчивость и поступательность долгосрочного развития. Источник: Новое восточное обозрение
Похожие материалы:
|