Внешняя политика государств Центральной Азии в отношении Китая: период с 2000 года по настоящее время |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский | |||
07.10.2010 09:00 | |||
В начале XXI века, по мере развития многостороннего и двустороннего сотрудничества центральноазиатских государств с КНР, китайское направление постепенно становится одним из приоритетных во внешней политике всех без исключения стран ЦА. В период «цветных революций» на постсоветском пространстве и после известных событий в Кыргызстане и Узбекистане в 2005 году обозначилась тенденция на сближение между государствами ЦА и Китаем, что было основано на близости оценок ситуации в Центральной Азии и вокруг нее, особенно в сфере безопасности. Тем не менее к концу первого десятилетия нынешнего века данная тенденция так и не переросла в нечто большее и китайское направление по-прежнему остается лишь одним из основных направлений внешней политики стран региона, продолжающих проводить многовекторный курс.
Институциональное сотрудничество
Безопасность и военное сотрудничество
Экономика Дальше всех в экономическом сотрудничестве с Китаем продвинулся Казахстан. В качестве важного партнера в нефтегазовой сфере рассматривает Китай и руководство Туркменистана. Отмечается рост интереса к экономическому взаимодействию с Китаем и у Узбекистана, что также как и в случае с Туркменистаном особенно заметно в нефтегазовой сфере. Однако, Узбекистан старается привлечь китайских инвесторов и для участия в проводимой в стране программе широкомасштабной приватизации крупных экономических объектов, хотя Пекин и китайский бизнес пока не столь активно реагируют на сигналы исходящие из Ташкента. В свою очередь, для Кыргызстана по-прежнему наиболее важное значение имеет транзит китайских товаров широкого потребления в другие страны СНГ. На фоне всех остальных стран региона для Таджикистана Китай важен в первую очередь в инвестиционном плане, поскольку собственные финансовые возможности у Душанбе сильно ограничены, а явно завышенные надежды на масштабные инвестиции из России пока не оправдались, да и вряд ли оправдаются. Однако, хотя в отношениях между странами ЦА и КНР прослеживается устойчивая тенденция увеличения масштабов экономического сотрудничества, в первую очередь объемов двустороннего товарооборота (некоторым исключением стал лишь 2009 год), в то же время нынешний формат торгово-экономического и в целом экономического взаимодействия между государствами региона и Китаем нельзя назвать взаимовыгодным. Несмотря на вероятность подобного сценария развития центральноазиатско-китайских отношений, потенциал их многопланового взаимовыгодного сотрудничества все же достаточно велик. При этом, возможность его реализации будет во многом определяться успехом или неуспехом процессов межгосударственного сотрудничества, среди которых в качестве главных можно выделить форсирование региональной интеграции в Центральной Азии (что наиболее реально с участием России); развитие производственной кооперации между центральноазиатскими государствами и КНР (что наиболее реально с участием России), а также интеграцию их транспортно-коммуникационных систем (что наиболее реально с участием России).
* * * В целом, начиная с 1992 года, роль и место Китая во внешнеполитических приоритетах государств Центральной Азии поступательно росло и на современном этапе китайское направление становится одним из главных в их внешней политике. При этом страны региона, реализуя принцип многовекторности подходов во внешней политике, видят в Китае достаточно мощного в военном и экономическом плане партнера, способного выступить определенным гарантом как региональной безопасности, так и локомотивом экономического развития ЦА. Однако при этом, сохраняется высокая вероятность превращения ряда стран центральноазиатского региона в сырьевой аппендикс экономики Китая. Единственной альтернативой этому может стать политическая воля как стран Центральной Азии и их исторического союзника – России, так и самого Китая в направлении кардинального изменения формата экономических отношений. Принимая во внимание нынешнее состояние межгосударственного размежевания в Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом, принципиальное значение здесь имеет то, как будет развиваться экономическая и политическая стратегия самого Китая. Закрепление прежнего формата экономических отношений между Центральной Азией и Китаем по формуле «ресурсы в обмен на готовую продукцию» объективно не выгодно долгосрочным интересам ни центральноазиатских стран, ни РФ, ни КНР.
Похожие материалы:
|