Локомотивные проекты по развитию энергетических отношений между Россией и Китаем |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
31.12.2010 20:00 | |||
Среди наиболее важных локомотивных проектов, напрямую связанных с отраслями ТЭК, представляется целесообразным выделить следующие: - формирование центров инновационно-промышленного развития Сибири (не только Восточной) и Дальнего Востока; - поэтапное сооружение сухопутного евразийского транспортно-энергетического моста «Ближний Восток – Иран – Центральная Азия / Россия – СУАР / Китай – АТР». Как представляется, общей схеме/стратегии реализации комплекса локомотивных проектов следует подчинить и другие, как уже запланированные, так и новые проекты. Более того необходимо обеспечить активный аналитический поиск новых локомотивных проектов на стыке различных сфер сотрудничества (экономической, энергетической, политической, военной, военно-технической и т.д.): чем более комплексным и системным будет подход в развитии сотрудничества в целом, тем быстрее это позволит вывести отношения на качественно новый уровень, достичь тех масштабных целей, которые отвечают именно долгосрочным интересам России и Китая.
Локомотивный проект «Формирование центров Основным условием является отказ от планов масштабного вывоза будущих объемов нефтегазового сырья за рубеж, в том числе в Китай. Наоборот, главной целью российско-китайского сотрудничества должно стать на первом этапе – запуск полного технологического цикла получения из совместно добытых углеводородов продукции нефтехимии и газохимии, для внутренних рынков и для экспорта, параллельное строительство смежных производств (будущих потребителей нефте-газохимической продукции), а на последующих этапах – производство широкого ассортимента товаров с высокой нормой добавочной стоимости (искусственных материалов широкого спектра назначения). Это станет основой для перехода к совместному производству наукоемкой продукции – как для собственного потребления, так и на экспорт. Для реализации локомотивных проектов по глубокой переработке углеводородного сырья в областях Сибири и Дальнего Востока уже есть достаточно развитая научно-исследовательская и промышленно-технологическая база (наукограды и промышленные центры), транспортная и энергетическая инфраструктура (созданная во времена СССР), квалифицированные кадры. Более тесная интеграция этого потенциала с китайским промышленным и научным потенциалом могла бы привести к дополнительным экономическим и политическим дивидендам. Для Китая подобная стратегическая перспектива будет гораздо более выгодна, нежели просто покупка российского сырья (в основном углеводородов). Тем более что в энергобалансе КНР поставки углеводородов из России не играют, и, скорее всего, не будут играть важной роли. Учитывая вышеизложенное, Пекин может достаточно легко пожертвовать краткосрочными коммерческими интересами ради получения долгосрочных экономических и политических выгод. Похожие материалы:
|