Эксперты: Туркмения своей газовой политикой рискует внести проблемы в отношениях с Китаем и Россией |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Аннотация доклада В.Парамонова, А.Строкова и О.Столповского агентством «Регнум» (Россия) от 27.10.2009.
Узбекские эксперты по вопросам Центральной Азии, политики России и Китая в регионе Владимир Парамонов, Алексей Строков и Олег Столповский в коллективном исследовании под названием “Экономическое присутствие Китая в Туркмении” считают, что тенденция усиления экономического присутствия Китая в Туркмении является устойчивой, особенно, если принять во внимание тот факт, что КНР и китайские компании сумели занять достаточно прочные позиции в стране всего лишь за последние три года, передает корреспондентИА REGNUM Новости. “Как представляется, проектно-инвестиционная активность Китая в нефтегазовой отрасли Туркмении будет возрастать даже, несмотря на развитие мирового финансово-экономического кризиса и низких цен на энергоносители. Бесперебойное снабжение китайской экономики углеводородами, диверсификация маршрутов их поставок является для Китая принципиально важным вопросом и, в данном случае Пекин будет продолжать руководствоваться не столько коммерческими, сколько стратегическими соображениями. В то же время, необходимо отметить, что дальнейшее усиление позиций Китая в нефтегазовой отрасли Туркмении способно привести к конфликту российских и китайских энергетических интересов в этой центральноазиатской стране. Это объясняется тем, что Россия примерно в равной степени заинтересована в доступе к туркменскому газу. Туркмения традиционно (а точнее - более 40 лет) поставляет газ в Россию по газопроводу “Средняя Азия-Центр”. Кроме того, с 1997 года осуществляются поставки газа еще и в Иран. После же ввода в строй газопровода “Туркмения-Китай” Ашхабад будет поставлять газ уже в трех направлениях: в Россию, Иран и Китай. Однако вокруг будущих экспортных поставок туркменского газа уже складывается непростая ситуация”, - считают узбекские аналитики. По их словам, Туркмения, по мнению многих экспертов, взяла на себя, по сути, нереальные обязательства по экспорту, планируя уже с 2010 года экспортировать около 115-125 млрд. кубических метров газа ежегодно, включая до 70-80 млрд. кубических метров в Россию, до 40 млрд. кубических метров в Китай и около 10-15 млрд. кубических метров в Иран. “При этом, не исключается, что особенно в период нахождения у власти С.Ниязова Ашхабад целенаправленно формировал предельно жесткую конкурентную среду вокруг своего газового экспорта, рассчитывая получить возможность маневра между Россией и Китаем - основными претендентами на туркменское “голубое топливо”, и продавать свой газ по максимально возможной цене. Вместо этого Туркмения рискует внести определенные проблемы как в отношениях с Китаем, так и с Россией. Уже в ближайшей перспективе Ашхабад может оказаться перед проблемой сложного выбора: перед каким из партнеров выполнять обязательства? С учетом того, что до начала мирового финансового кризиса внутренние потребности России в газе стремительно росли, а импорт “голубого топлива” Москва может осуществлять в основном только из Туркмении (объемы поставок узбекского и казахстанского газа в Россию пока невелики и в краткосрочной перспективе вряд ли сколько-нибудь приблизятся к туркменским объемам поставок - около 50 млрд. кубических метров в год). Если Россия не получит уже оговоренных объемов туркменского газа, то ей, скорее всего, придется уменьшать объемы своего газового экспорта в Европу (или на Украину и в Белоруссию). В свою очередь, Китай может жестко отреагировать на то, если Туркмения будет в полном объеме выполнять обязательства перед Россией, наполняя газопровод “Средняя Азия-Центр” в то время, как газопровод “Туркмения-Китай” не будет наполняться в объемах, оговоренных Пекином и Ашхабадом. Тем более, что финансирование строительства данного газопровода осуществляется за счет средств КНР”, - отмечают узбекские исследователи. По их мнению, судя по недавнему “газовому конфликту” (взрыв на туркменском участке газопровода “Средняя Азия - Центр” в ночь с 8 на 9 апреля 2009 года) между Москвой и Ашхабадом, Туркмения, как представляется, готовится к тому, чтобы в перспективе решить данную дилемму в пользу маршрута “Туркмения-Китай”. Тот факт, что Ашхабад использовал эту, по сути, чисто техническую аварию для раздувания политического скандала, по-видимому, свидетельствует о желании Туркмении в случае возникновения в будущем напряженной ситуации вокруг поставок газа иметь весомый предлог для невыполнения в полном объеме обязательств перед российским “Газпромом”, обвинив его в “ненадежности”. Тем более, что для выполнения Туркменией в полном объеме обязательств перед “Газпромом” необходимы предварительные масштабные работы по модернизации и расширению пропускной способности газопровода “Средняя Азия - Центр”, которые сможет осуществить только сам “Газпром”. Учитывая же то, что у “Газпрома” сегодня в условиях мирового кризиса сложное финансовое положение, сроки выполнения вышеуказанных работ представляются неясными. “Очевидно, что Туркмения проводит политику активного балансирования: стремится кардинально снизить свою зависимость от “Газпрома”, но, в то же время, пока не желает идти на серьезное обострение отношений с российским газовым монополистом. В итоге, многое определится способностью нового руководства Туркмении выстраивать грамотную политику в отношениях и с Россией, и с Китаем, и с другими странами, заинтересованными в поставках туркменского газа, а также реализации различных газопроводных проектов с участием Ашхабада. При этом, на сегодняшний день, определенно ясно, что Туркмения будет считаться, в первую очередь со своими национальными интересами, а уже затем - с интересами Китая, России и других стран”, - заключают узбекские эксперты.
Источник: http://www.regnum.ru
Похожие материалы:
|