Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: общий фон |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА | |||
Автор: В.Парамонов | |||
23.10.2010 09:00 | |||
Распад СССР вызвал разрыв связей между экономиками входивших в Советский Союз республик, привел к фактическому коллапсу производства, инвестиций и торговли на всем постсоветском пространстве. Ультралиберальные реформы Е.Гайдара и политика ельцинской России по избавлению от «груза национальных республик» лишь закрепили сложившуюся ситуацию – ситуацию системного кризиса, который ни Российской Федерации (РФ), ни странам Центральной Азии (ЦА), как представляется, так и не удалось до конца преодолеть. На первый взгляд, сильная экономическая (можно даже сказать – геоэкономическая) взаимозависимость данных стран должна способствовать интенсификации между ними разнопланового экономического сотрудничества. Однако всего этого не происходит, что следует рассматривать в качестве одной из главных угроз безопасности стран ЦА и РФ. Чтобы объяснить это, необходимо ответить на ряд крайне сложных вопросов, включая следующий: а на каком общем фоне развиваются сегодня экономические отношения между Россией и странами Центральной Азии? Как представляется, среди ключевых тенденций, влияющих на экономические отношения между Россией и Центральной Азией, особо выделяются следующие: - устойчивая тенденция фрагментации экономического пространства бывшего СССР; - устойчивая тенденция консервации сырьевой ориентации экономик ряда стран Центральной Азии и России; - устойчивая тенденция обострения внешней конкуренции за сферы влияния в Центральной Азии. Обозначенные тенденции тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно, как бы подпитывая друг друга. Более того, все они идут в фарватере глобального процесса – процесса формирования новой системы международных отношений. Одним из его проявлений является обострение конкуренции за контроль над мировыми ресурсами. Основными объектами данной конкуренции как правило выступают неустойчивые к внешнему воздействию страны, которые не сумели сформировать эффективного экономического блока (или присоединиться к уже существующему экономическому блоку), в целом не смогли занять достойную нишу в глобальной экономике.
Устойчивая тенденция фрагментации Очевидно, что дезинтеграционные настроения имели место еще до распада СССР. В то же время именно распад СССР следует считать отправной точкой отсчета обозначенной тенденции. Последствия распада СССР до сих пор мало исследованы. Результатом этого является слабое понимание фундаментальных причин тех явлений, тенденций и процессов которые имеют место не только в экономике, но и в социальной и других сферах многих постсоветских стран. Более того, как представляется, был утерян ряд моментов, когда еще можно было предотвратить или, по крайней мере, значительно замедлить разновекторный дрейф бывших союзных республик. Один из таких моментов был в 1994 году, когда ельцинская администрация проигнорировала инициативу президента Казахстана Н.Назарбаева о создании Евразийского союза, хотя данная инициатива еще тогда могла бы дать импульс интеграционным тенденциям между Россией и странами Центральной Азии, а также на постсоветском пространстве в целом. Другой важный момент наблюдался с начала нынешнего века и вплоть до мирового финансового кризиса: но и тогда временное экономическое усиление России и некоторых других государств также не стало катализатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В настоящее же время основные интеграционные инициативы (особенно по вопросам промышленной и транспортной интеграции, сотрудничества в области инновационного развития), скорее всего, будут по-прежнему идти в русле политико-пропагандистской риторики. Практически единственное, что будет более-менее развиваться – это взаимодействие в добывающих отраслях экономики, характер которого во многом определяется конъюнктурой цен на сырье.
Устойчивая тенденция консервации сырьевой ориентации С другой стороны, не менее важными факторами, обуславливающими данную тенденцию, выступают факторы так или иначе связанные с современной политикой РФ и ряда стран ЦА. Например, в отдельных государствах в ранг национального приоритета возведена задача становления в качестве ведущих мировых поставщиков сырьевых ресурсов (в первую очередь нефти и газа). Важным элементом данной политики выступает диверсификация экспортных поставок (и, следовательно, внешнеэкономических связей в целом). Однако подобная политика лишь закрепляет сырьевую ориентацию экономик стран-экспортеров, являясь удобным оправданием факта превалирования узко-корпоративных и краткосрочных интересов (в первую очередь, по максимизации прибыли в результате масштабного вывоза за рубеж сырьевых ресурсов – невозобновляемых источников энергии) над государственными и долгосрочными. Все это делает проблематичной интеграцию между РФ и ЦА. Известно, что у государств, занимающихся преимущественно экспортом сырьевых ресурсов, объективно мало стимулов для форсирования интеграционных процессов.
Устойчивая тенденция обострения внешней конкуренции
Похожие материалы:
|