НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Усиление экономического и энергетического взаимодействия России и стран Центральной Азии как фактор стабилизации в Евразии Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
11.03.2011 07:00

Как представляется, только кардинальная смена парадигмы экономического развития Российской Федерации (РФ)  и стран Центральной Азии (ЦА)  может обеспечить системный прорыв и вывести российско-центральноазиатское энергетическое и в целом экономическое взаимодействие на качественно новый уровень, сдвинет с мертвой точки процесс экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве и придаст мощный импульс процессу реабилитации союза «Россия – Центральная Азия», тем самым внеся важный вклад в процессы стабилизации Евразии.

Под указанной выше сменой парадигмы экономического развития подразумевается категорический отказ России и цетральноазиатских стран от нео-либеральной модели, признание ключевой роли государства в управлении процессами промышленного развития и экономической интеграции в целом. Другими словами, речь идет и об отказе РФ и ЦА от масштабного участия в процессе глобализации в пользу процесса регионализации и выработки эффективных механизмов взаимодействия с мировым рынком. В рамках данного подхода предлагается начальный комплекс рекомендаций в направлении постепенного, но качественного изменения российского-центральноазиатского экономического и энергетического взаимодействия:
- выработка общей Программы промышленно-инновационного развития России и Центральной Азии;
- переориентация деятельности энергетических компаний на первоочередные нужды национальных экономик.

Общая Программа промышленно-инновационного развития
России и Центральной Азии
Для возрождения пространства «Россия – Центральная Азия» в качестве мощного и технологически продвинутого экономического блока нужна общая Программа промышленно-инновационного развития, охватывающая ключевые отрасли национальных экономик, включая, в первую очередь, их топливно-энергетические комплексы. Очевидно, что данная Программа должна вырабатываться всеми заинтересованными странами-участниками, а в ее основу должны быть заложены следующие принципы:
- согласованная промышленная политика по базовым отраслям промышленности и агропромышленного комплекса;
- экономически эффективное и научно обоснованное (более эффективное, нежели в бывшем СССР) межгосударственное разделение труда;
- ключевая роль государства в контроле над банковской системой и товарно-денежном обращением;
- единая валюта для межгосударственных расчетов (при сохранении национальных валют);
- согласованная протекционистская и таможенная политика;
- согласованные коридоры курсов национальных валют и ключевые макроэкономические параметры (дефицит бюджета, параметры инфляции, допустимый уровень государственного долга);
- унификация национальных экономических законодательств по принципиальным вопросам.

Причем, есть возможность начать разработку вышеуказанной Программы не с «чистого листа». Очень многое можно позаимствовать из опыта европейской интеграции (ЕЭС) 1960-х-1970-х годов, а также опыта стран-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В данных экономических блоках были отработаны и доказали свою эффективность многие механизмы долгосрочного планирования и государственного регулирования внутри- и внешнеэкономической деятельности стран-членов. Другое дело, что практически все указанные выше механизмы экономического регулирования были разрушены «диким либерализмом», в рамках которого в течение 2 с лишним десятилетий «развивалась» почти вся глобальная экономика.

В этой связи необходимо вспомнить положительный международный опыт, творчески его развить (с учетом поправок на время) и применить к выстраиванию экономического блока «Россия – Центральная Азия».
Несомненно, что важной составной частью Программы выстраивания экономического блока «Россия – Центральная Азия» должны быть локомотивные проекты, который придадут импульс технологической модернизации и интеграции национальных экономик, а также нацеливанию ТЭК на обслуживание промышленно-инновационного развития всех вышеуказанных стран.

В качестве одного их таких перспективных локомотивных проектов применительно к ТЭК предлагается идея создания совместного российско-центральноазиатского холдинга в такой отрасли как энергетическое машиностроение: производство оборудования для ключевых отраслей ТЭК – нефтегазовой, угольной, атомной, гидроэнергетической.

Выбор такого направления как энергетическое машиностроение определяется следующими соображениями:
- энергетическое машиностроение непосредственно связано со многими смежными, в том числе и наукоемкими отраслями экономики: металлургией, металлообработкой, химической, электротехнической и электронной отраслями, приборостроением и т.п. Следовательно, развитие энергетического машиностроения, в свою очередь, будет развивать и данные отрасли, способствовать внедрению инноваций во всех ключевых отраслях экономики;
- комплексное развитие вышеуказанных наукоемких отраслей потребует кардинального увеличения объемов производства искусственных (синтетических) материалов, поставщиками сырья для которых являются нефтехимия и газохимия. Это, в свою очередь, объективно будет стимулировать переориентацию нефтегазовых отраслей РФ и стран ЦА на нужды собственного промышленно-инновационного развития;
- практически все уникальные ресурсы для реализации данного локомотивного проекта в системе стран «Россия – Центральная Азия» сосредоточены в России (академические наработки, технологии, промышленные и научные кадры, наукограды и т.п.). Все это дает России уникальную возможность сразу же взять инициативу в свои руки и, тем самым, фактически возглавить под своей эгидой процесс реальной экономической ре-интеграции.

Страны ЦА, в свою очередь, могут предоставить в основном такие ресурсы как рабочая сила, промышленная и транспортная инфраструктура, богатые сырьевые ресурсы, гораздо более благоприятные чем в РФ климатические условия для организации в регионе ряда особо энергоемких производств.

Переориентация деятельности энергетических компаний
на первоочередные нужды национальных экономик
Реализация курса на промышленно-инновационное развитие России и стран Центральной Азии объективно потребует кардинального пересмотра экспортно-сырьевой направленности деятельности энергетических и, в первую очередь, нефтегазовых компаний, функции которых должны быть переориентированы с обслуживания «глобального рынка» на обеспечение промышленно-инновационного развития рынка «Россия – Центральная Азия».

Во-первых, задача по переориентации функций касается, в первую очередь, нефтегазовых компаний. Дело в том, что углеводороды не столько энергоносители, сколько уникальное промышленное сырье для производства искусственных (синтетических) материалов, без применения которых в принципе невозможно функционирование перерабатывающих отраслей промышленности (от аэро-космической до пищевой), а, следовательно, не может быть и речи о промышленно-инновационном развитии и формировании эффективного рынка «Россия – Центральная Азия».

Учитывая вышеизложенное, непреложным условием реализации промышленно-инновационного курса развития России и Центральной Азии должна стать разработка конкретных правовых, административных и иных механизмов государственной политики в отношении энергетических и, в особенности, нефтегазовых компаний. Суть данной политики заключается в том, что в руках государства должны появиться эффективные инструменты мягкого (а если потребуется и жесткого) принуждения вышеуказанных компаний к преимущественному обслуживанию потребностей национальных экономик и общего рынка «Россия – Центральная Азия», полноценного экономического развития всех данных стран.

Причем ключевым элементом этого должна стать выработка эффективных экономико-правовых рычагов воздействия государства на национальные нефтегазовые компании: повышение экспортных пошлин, квотирование экспортных объемов углеводородов и продуктов их промежуточной переработки, а также стимулирование максимально глубокой переработки углеводородов на внутренних рынках путем различного рода экономических преференций.

Во-вторых, России и центральноазиатским странам необходимо ограничить внешнеэкономическую свободу своих нефтегазовых компаний в плане экспорта на внешние рынки углеводородного сырья и продукции его промежуточной переработки.

Причем принципиально важным является то, что вышеуказанные ограничения должны распространяться не только на углеводородное сырье, но также и на различные виды топлива, масел, а также на продукцию предприятий нефтехимического синтеза. Это необходимо для того, чтобы данная продукция поступала преимущественно на внутренние рынки. В случае, если ограничить экспорт только углеводородного сырья и оставить без ограничений экспорт продукции промежуточной переработки углеводородов, эта продукция будет по-прежнему в основном продаваться на внешних рынках.

В-третьих, необходимо четко понимать, что будущий характер взаимодействия России и стран Центральной Азии в энергетической сфере во многом предопределит перспективы экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Однако в плане кардинального изменения нынешнего, «экспортно-сырьевого» характера политики и взаимодействия в энергетике, инициатива и ключевая роль объективно может принадлежать только России.

Хотелось бы надеяться, что у российского государства хватит политической воли «подмять под себя» национальные энергетические и в особенности нефтегазовые компании, заставить руководство этих компаний действовать не в узко корпоративных, а в общенациональных стратегических интересах. От этого будут зависеть не только будущее российской экономики и позиции РФ в ЦА, но и долгосрочные перспективы экономического развития всего постсоветского пространства под эгидой России, а значит и перспективы  стабилизации Евразии,  а также, собственно, российские геополитические и геоэкономические позиции в формирующейся новой, многополярной системе международных отношений.

 

 

Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ