Усиление экономического и энергетического взаимодействия России и стран Центральной Азии как фактор стабилизации в Евразии |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
11.03.2011 07:00 | |||
Как представляется, только кардинальная смена парадигмы экономического развития Российской Федерации (РФ) и стран Центральной Азии (ЦА) может обеспечить системный прорыв и вывести российско-центральноазиатское энергетическое и в целом экономическое взаимодействие на качественно новый уровень, сдвинет с мертвой точки процесс экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве и придаст мощный импульс процессу реабилитации союза «Россия – Центральная Азия», тем самым внеся важный вклад в процессы стабилизации Евразии.
Под указанной выше сменой парадигмы экономического развития подразумевается категорический отказ России и цетральноазиатских стран от нео-либеральной модели, признание ключевой роли государства в управлении процессами промышленного развития и экономической интеграции в целом. Другими словами, речь идет и об отказе РФ и ЦА от масштабного участия в процессе глобализации в пользу процесса регионализации и выработки эффективных механизмов взаимодействия с мировым рынком. В рамках данного подхода предлагается начальный комплекс рекомендаций в направлении постепенного, но качественного изменения российского-центральноазиатского экономического и энергетического взаимодействия:
Общая Программа промышленно-инновационного развития Причем, есть возможность начать разработку вышеуказанной Программы не с «чистого листа». Очень многое можно позаимствовать из опыта европейской интеграции (ЕЭС) 1960-х-1970-х годов, а также опыта стран-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В данных экономических блоках были отработаны и доказали свою эффективность многие механизмы долгосрочного планирования и государственного регулирования внутри- и внешнеэкономической деятельности стран-членов. Другое дело, что практически все указанные выше механизмы экономического регулирования были разрушены «диким либерализмом», в рамках которого в течение 2 с лишним десятилетий «развивалась» почти вся глобальная экономика.
В этой связи необходимо вспомнить положительный международный опыт, творчески его развить (с учетом поправок на время) и применить к выстраиванию экономического блока «Россия – Центральная Азия». В качестве одного их таких перспективных локомотивных проектов применительно к ТЭК предлагается идея создания совместного российско-центральноазиатского холдинга в такой отрасли как энергетическое машиностроение: производство оборудования для ключевых отраслей ТЭК – нефтегазовой, угольной, атомной, гидроэнергетической.
Выбор такого направления как энергетическое машиностроение определяется следующими соображениями: Страны ЦА, в свою очередь, могут предоставить в основном такие ресурсы как рабочая сила, промышленная и транспортная инфраструктура, богатые сырьевые ресурсы, гораздо более благоприятные чем в РФ климатические условия для организации в регионе ряда особо энергоемких производств.
Переориентация деятельности энергетических компаний Во-первых, задача по переориентации функций касается, в первую очередь, нефтегазовых компаний. Дело в том, что углеводороды не столько энергоносители, сколько уникальное промышленное сырье для производства искусственных (синтетических) материалов, без применения которых в принципе невозможно функционирование перерабатывающих отраслей промышленности (от аэро-космической до пищевой), а, следовательно, не может быть и речи о промышленно-инновационном развитии и формировании эффективного рынка «Россия – Центральная Азия». Учитывая вышеизложенное, непреложным условием реализации промышленно-инновационного курса развития России и Центральной Азии должна стать разработка конкретных правовых, административных и иных механизмов государственной политики в отношении энергетических и, в особенности, нефтегазовых компаний. Суть данной политики заключается в том, что в руках государства должны появиться эффективные инструменты мягкого (а если потребуется и жесткого) принуждения вышеуказанных компаний к преимущественному обслуживанию потребностей национальных экономик и общего рынка «Россия – Центральная Азия», полноценного экономического развития всех данных стран. Причем ключевым элементом этого должна стать выработка эффективных экономико-правовых рычагов воздействия государства на национальные нефтегазовые компании: повышение экспортных пошлин, квотирование экспортных объемов углеводородов и продуктов их промежуточной переработки, а также стимулирование максимально глубокой переработки углеводородов на внутренних рынках путем различного рода экономических преференций. Во-вторых, России и центральноазиатским странам необходимо ограничить внешнеэкономическую свободу своих нефтегазовых компаний в плане экспорта на внешние рынки углеводородного сырья и продукции его промежуточной переработки. Причем принципиально важным является то, что вышеуказанные ограничения должны распространяться не только на углеводородное сырье, но также и на различные виды топлива, масел, а также на продукцию предприятий нефтехимического синтеза. Это необходимо для того, чтобы данная продукция поступала преимущественно на внутренние рынки. В случае, если ограничить экспорт только углеводородного сырья и оставить без ограничений экспорт продукции промежуточной переработки углеводородов, эта продукция будет по-прежнему в основном продаваться на внешних рынках. В-третьих, необходимо четко понимать, что будущий характер взаимодействия России и стран Центральной Азии в энергетической сфере во многом предопределит перспективы экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Однако в плане кардинального изменения нынешнего, «экспортно-сырьевого» характера политики и взаимодействия в энергетике, инициатива и ключевая роль объективно может принадлежать только России. Хотелось бы надеяться, что у российского государства хватит политической воли «подмять под себя» национальные энергетические и в особенности нефтегазовые компании, заставить руководство этих компаний действовать не в узко корпоративных, а в общенациональных стратегических интересах. От этого будут зависеть не только будущее российской экономики и позиции РФ в ЦА, но и долгосрочные перспективы экономического развития всего постсоветского пространства под эгидой России, а значит и перспективы стабилизации Евразии, а также, собственно, российские геополитические и геоэкономические позиции в формирующейся новой, многополярной системе международных отношений.
Похожие материалы:
|