Водно-энергетическая проблема Центральной Азии и политика России. Часть 3. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Автор: В.Парамонов | |||
23.11.2010 20:00 | |||
Как представляется, фундаментальные причины возникновения и обострения водно-энергетической проблемы заключаются в том, что с распадом Советского Союза исчезла налаженная схема энергетического обмена и была ликвидирована вся система организации экономической деятельности на территории бывшего СССР, а ничего принципиально нового взамен этого до сих пор создано так и не было. При этом, очевидно, что новая формула водно-энергетических отношений не будет эффективной на основе принципов извлечения максимальной коммерческой выгоды и продвижения узко-национальных интересов: подобные подходы будут вести лишь к обострению не только самой водно-энергетической проблемы, но и многих других проблем. Что же в этих условиях делать России? Во-первых, России необходимо развивать аналитику по Центральной Азии и аналитику стран Центральной Азии по России, пытаясь совместно выработать концептуальное видение ситуации в регионе и собственно водно-энергетической проблемы. Тем более, что в широком политико-экономическом контексте вопрос строительства тех же крупных ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане становится все больше «завязан» на целый ряд других принципиально важных вопросов и проблем на повестке дня развития всей Центральной Азии и смежных пространств, политики в регионе со стороны различных центров силы. Во-вторых, России необходимо искать новые схемы и формы именно многостороннего сотрудничества, по крайней мере, между основными «фигурантами» водно-энергетических противоречий, в первую очередь, Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. При этом, важно использовать пока невостребованный переговорный потенциал двух других стран региона – Казахстана и Туркменистана, тем более, что именно они в советское время были гармонично встроены в региональную схему энергетического обмена, а в настоящее время из нее практически «выпали». Представляется, что и Астана, и Ашгабат могли бы внести на порядок больший вклад в решение водно-энергетической проблемы, в том числе в плане поддержания энергетической безопасности Кыргызстана и Таджикистана. Не менее важным для России с точки зрения задачи активизации многостороннего сотрудничества является усиление аналитического сопровождения деятельности ЕврАзЭС, СНГ, ШОС, ОДКБ, в целом организация межгосударственных программ комплексных аналитических исследований по ключевым вопросам взаимодействия на постсоветском пространстве, в том числе и по водно-энергетической тематике, откровенное обсуждение в политических и экспертных кругах результатов этих исследований. В-третьих, России необходимо всемерно помогать Кыргызстану и Таджикистану удовлетворять свои энергетические потребности за счет реализации добычных проектов в нефтегазовой отрасли данных стран, а также в плане восстановления/строительства малых ГЭС и в целом использования возобновляемых источников энергии. Безусловно, что данное стремление Москвы должно находить соответствующий отклик в столицах самих стран Центральной Азии, в первую очередь в Душанбе и Бишкеке. В частности, Кыргызстан и Таджикистан должны предоставить России все необходимые условия для реализации проектов по вышеобозначенным направлениям: начиная с целевого использования предоставляемых Россией средств и заканчивая передачей контрольных пакетов акций соответствующих энергетических объектов, возведенных с российским участием. В целом же, главным гарантом успешного решения водно-энергетической проблемы и многих других проблем, появившихся в результате распада СССР, может быть только региональная экономическая интеграция. В противном случае, проблемы Центральной Азии, в том числе водно-энергетическая, с высокой долей вероятности будут только обостряться. Долгосрочные последствия мирового финансово-экономического кризиса и продолжающийся процесс переформатирования Евразии могут стать лишь катализаторами этого. Поэтому до тех пор, пока региональная экономическая интеграция не стала главным смыслом для самой России, изложенные выше меры будут оставаться точечными и несистемными, идти в разрез с основными тенденциями и соответственно наиболее вероятными сценариями развития всего постсоветского пространства ...
Похожие материалы:
|