Экономическое присутствие Китая в Казахстане. Часть 2. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский | |||
22.08.2010 09:00 | |||
Проекты в нефтегазовой отрасли Нефтегазовая отрасль РК остается главным объектом интереса КНР. Характерной особенностью проникновения в отрасль китайских компаний является политика по приобретению зарубежных (в основном западных) активов. Дело в том, что к 2001 году основные нефтегазовые месторождения Казахстана были уже практически поделены между западными и российскими энергетическими компаниями. Начиная же с 2003 года, многие западные компании (в основном британские, канадские и американские) стали продавать свои активы, чем воспользовался, прежде всего, Китай.
Проекты в атомной отрасли Начиная примерно с середины первого десятилетия XXI века Китай стал проявлять растущий интерес к атомной отрасли Казахстана. Еще в 2004 году Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) подписала с НК «Казатомпром» контракт по добыче урана на срок до 2020 года. Данный контракт сопровождался договором о стратегической кооперации между Китаем и Казахстаном в области атомной энергетики. В последующем между КНР и РК были достигнуты соглашения и о совместном производстве ядерного топлива.
Проекты в электроэнергетической отрасли Примерно с 2005 года обозначился некоторый интерес Китая к гидро- и теплоэнергетике Казахстана. Реализуемые и намечаемые проекты касаются введения новых генерирующих мощностей с последующим экспортом части вырабатываемой электроэнергии (в том числе в СУАР КНР). В настоящее время на стадии реализации находится только проект по возобновлению строительства Мойнакской ГЭС на реке Чарын, а остальные – на стадии планирования. Сроки осуществления данных проектов пока неясны. Однако, можно с высокой долей вероятности утверждать, что из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса реализация многих проектов может быть отложена.
Проекты в металлургической отрасли Проникновение Китая в металлургическую отрасль Казахстана началось в последние годы. КНР уже строит в РК завод по производству алюминия, большую часть которого предполагается поставлять в Китай. Как представляется, растущий интерес именно к производству алюминия связан с тем, что Пекин всерьез намерен развивать свою авиационную и аэрокосмическую промышленность, для чего необходимо большое количество алюминиевых сплавов.
Проекты в телекоммуникационной отрасли В первом десятилетии XXI века китайские компании начали активно осваивать телекоммуникационную отрасль Казахстана. Это представляется естественным в условиях имевшего место (до мирового финансово-экономического кризиса) динамичного развития казахстанской экономики, сопровождавшегося ростом спроса на телекоммуникационные услуги. Сегодня в РК работают такие компании из КНР как China Telecom, Bell-Alcatel, Shenzhen Zhongхing Telecom Equipment Corporation (ZTE) и Huawei Technologies. Данные компании реализуют серию проектов по развитию беспроводной связи и оказанию телекоммуникационных услуг.
Проекты в транспортной отрасли Процесс проникновения Китая в транспортную отрасль Казахстана наблюдается еще с 90-х годов. В начале он касался преимущественно транспортного сопровождения усилий по стимулированию приграничной торговли (в особенности т.н. челночной). Незадолго до распада СССР, в 1990 году были состыкованы китайский и казахстанский железнодорожные участки от станции Алашанькоу (СУАР КНР) до станции Достык (Дружба) (Казахстан). В последствии это способствовало резкой интенсификации железнодорожного сообщения между КНР и РК. Так, в период 1992-2006 годов объемы грузооборота через участок Алашанькоу – Достык (Дружба) увеличились с 47 до 1625 млн. тонн – т.е. росли в среднем на 33,8% в год. В свою очередь, автомобильное сообщение между Китаем и Казахстаном начало развиваться сразу же после распада СССР. Уже в сентябре 1992 года КНР заключил с РК соглашение об автомобильном сообщении. В 1993 году между Китаем и Казахстаном был подписаны документы по регламенту исполнения вышеуказанного соглашения, а также заключено новое соглашение о разрешительной системе. После этого автомобильное сообщение между КНР и РК резко интенсифицировалось: стали открываться многочисленные автомобильные маршруты, что привело к формированию достаточно разветвленной автодорожной сети. В конце 2007 года автомобильное сообщение Китая с Казахстаном включало 64 автомобильных маршрута, из них 33 пассажирских и 31 – грузовых. Данные маршруты проходят в основном через пограничные пункты Хоргос, Алашанькоу и Бахты. В мае 2008 года открылись еще 4 прямых грузовых автомобильных маршрута: «Урумчи - Хоргос - Караганда», «Урумчи - Зимунай - Караганда», «Урумчи - Бакэту - Караганда», «Урумчи - Алашанькоу - Караганда», а в сентябре – 3 пассажирских: «Урумчи - Зиминай - Караганда», «Урумчи - Бакэту - Караганда» и «Урумчи - Алашанькоу - Караганда». Помимо этого, в последние годы также отмечается активизация сотрудничества и в области железнодорожного транспорта.
* * * C учетом же мирового финансово-экономического кризиса, трудно прогнозировать дальнейший характер китайского экономического проникновения в Казахстан. Пока представляется, что активность в РК компаний из КНР будет возрастать прежде всего в сырьевых отраслях, главным образом в ТЭК. За пределами же сырьевых отраслей китайское экономическое присутствие скорее всего останется по-прежнему малозаметным: перерабатывающие отрасли казахстанской экономики были непривлекательны для КНР даже в условиях благоприятной глобальной конъюнктуры и, тем более не будут привлекательны в период кризиса (исключением в данном плане может быть только первичная переработка нефти, да и то пока это не столь очевидно). Более того, в условиях кризиса сроки реализации многих китайских проектов, особенно тех, что находятся на стадии изучения и планирования, скорее всего, будут либо перенесены на более позднее время, либо – отложены на неопределенный срок. После же прохождения активной фазы мирового финансово-экономического кризиса, китайское проникновение в Казахстан, безусловно, только интенсифицируется. Помимо отраслей ТЭК, возможен также более динамичный рост интереса КНР к некоторым другим сырьевым отраслям, в частности к отраслям черной и цветной металлургии. Более подробно: Китайский экономический экспресс в центре Евразии: новая угроза или исторический шанс?
Похожие материалы:
|