Российские нефтегазовые проекты в Казахстане: трубопроводные проекты |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский | |||
28.10.2010 09:00 | |||
Оператором проекта является российское ОАО «Транснефть». На основании подписанного в 2002 году между правительствами России и Казахстана договора о транзите казахстанской нефти через российскую территорию сроком на 15 лет, было принято решение об увеличении пропускной способности нефтепровода с 15 до 25 млн. тонн в год. Предполагаемый срок реализации проекта – 2016 год. Общий объем инвестиций оценивается в 190 млн. долларов, причем Россия и Казахстан вкладывают равные доли. На начало 2009 года объем инвестиций в данный проект мог составить предположительно 76 млн. долларов, включая 38 млн. долларов средств ОАО «Транснефть».
Оператором проекта является международная акционерная компания «Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК), построившая и эксплуатирующая нефтепровод. Доля России в КТК составляет более 40%: 24% (625 млн. долларов) принадлежат правительству РФ (акции находятся в доверительном управлении ОАО «Транснефть»), и около 20% (520 млн. долларов) - доля частных российских компаний. Изначально проект разрабатывался с таким расчётом, что его пропускная способность при соответствующей реконструкции может быть увеличена примерно до 67 млн. тонн нефти в год. Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе г.Новороссийска и установить ещё одно выносное причальное устройство. В 2007 году в России и Казахстане приступили к разработке условий и положения пакетного соглашения по проекту расширения трубопровода «Тенгиз-Новороссийск». Причем, предполагалось, что часть нефти (около 17 млн. тонн только из Казахстана) пойдет по планируемому нефтепроводу «Бургас – Александруполис» (Болгария – Греция) в обход турецких проливов. Однако сроки практической реализации данного проекта пока неясны. Более того, и сама перспектива увеличения пропускной способности нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск» сегодня под вопросом. Основные причины – отсутствие гарантий «большой нефти» с шельфа Каспийского моря, снижение глобального спроса на нефть и задолженность консорциума КТК перед кредиторами. По мнению руководства российской компании «Транснефть», возможно даже банкротство международного консорциума.
Магистральный газопровод «Средняя Азия – Центр» (САЦ) протяженностью около 4000 километров, был построен еще в советский период для переброски туркменско-узбекского газа в европейскую часть Советского Союза. Введение его в эксплуатацию производилось поэтапно: с 1966 года (первая нитка) по 1985 год (пятая нитка). Проектная мощность данного газопровода (всех пяти ниток) составляла около 68 млрд. кубических метров в год. В постсоветский период из-за физического износа пропускная способность газопровода «Средняя Азия – Центр» снизилась до уровня не более 50 млрд. кубических метров в год. Магистральный газопровод «Бухара-Урал» протяженностью около 4500 километров, также строился в советское время и был введен в эксплуатацию в 1965 году. Проектная мощность «Бухара – Урал» (двух ниток) составляла 19 млрд. кубических метров в год. Газопровод предназначался для поставок природного газа с месторождения «Газли» (Бухарская область, Узбекистан) в промышленные центры южно-уральского региона России. Однако со временем из-за физического износа пропускная способность данного газопровода снизилась практически до 7 млрд. кубических метров газа в год.
Рост объемов газа, закупаемого Россией в первом десятилетии XXI века в Туркменистане и Узбекистане, обуславливал необходимость модернизации действующей сети газопроводов с целью увеличения их пропускной способности. Указанные работы на казахстанском участке с начала 2000-х годов осуществляются компаниями «КазМунайГаз» и ОАО «КазТрансГаз». Оператором проекта является АО «Интергаз Центральная Азия» (100%-ное дочернее предприятие «КазТрансГаза»). В целом, все работы по увеличению пропускной способности магистральных газопроводов, проходящих по территории Казахстана, осуществляются «КазМунайГазом» и «КазТрансГазом» самостоятельно, без инвестиционного и иного участия России. Но, поскольку газотранспортная система Казахстана объективно является составной частью газотранспортной системы всего постсоветского пространства, то взаимодействие между России и Казахстаном по вопросам транспортировки газа объективно неизбежно. В то же время, в условиях мирового финансово-экономического кризиса и ухудшения финансового состояния российских нефтегазовых компаний, перспективы реализации совместных крупномасштабных проектов по реконструкции действующих магистральных газопроводов представляются неясными. Тем более, что активный поиск государствами Центральной Азии новых импортеров газа и альтернативных маршрутов его экспорта будут сказываться на объемах поставок «голубого топлива» в Россию. Это, в свою очередь, ставит под вопрос целесообразность проведения работ по увеличению пропускных способностей САЦ и «Бухара-Урал».
Магистральные газопроводы «Оренбург-Новопсков» и «Союз» протяженностью 760 километров каждый, проходят параллельно друг другу. Они были ведены в строй в 1976 и в 1978 годах соответственно и предназначались для транспортировки газа с Оренбургского ГПЗ через территорию Уральской области КазССР (северо-западный Казахстан) к газораспределительной станции «Александров-Гай» (г.Александров-Гай, Саратовская область, РСФСР). От станции газ дальше транспортировался на Украину и далее в Европу. Первоначально общая проектная мощность данных газопроводов составляла 42 млрд. кубических метров в год («Оренбург – Новопсков» – 14 млрд. кубических метров, «Союз» – 28 млрд. кубических метров в год). Однако, из-за физического износа пропускная способность данных трубопроводов стала гораздо ниже и составляет порядка 30 млрд. кубических метров в год («Оренбург – Новопсков» – 10 млрд. кубических метров, «Союз» – 20 млрд. кубических метров). В соответствии с соглашением между правительствами РФ и РК о сотрудничестве в газовой отрасли от 28 ноября 2001 года, было принято решение об увеличении объемов транзита российского газа через территорию Казахстана по системе магистральных трубопроводов, в том числе «Оренбург – Новопсков» и «Союз». Для практической реализации намеченных целей казахстанская компания «КазТрансГаз» (КТГ) уже в 2002 году приступила к ремонтно-восстановительным работам на ряде участков указанных газопроводов.
Магистральный нефтепровод «Дружба» протяженностью около 6000 километров является крупнейшим в мире. Он был введен в строй в 1964 году для поставок нефти из Советского Союза в страны-члены бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Северный участок нефтепровода «Дружба» проходит через территории России, Белоруссии, Польши и Германии, а южный участок – по территории России, Украины, Словакии, Чехии, Венгрии. Пропускная способность нефтепровода «Дружба» составляет порядка 80 млн. тонн нефти в год. Магистральный нефтепровод «Адрия» представляет собой систему из 2 нефтепроводных участков: один участок (венгерский) проходит по территории Венгрии от города Сазхаломбатты до венгерско-хорватской границы, а другой участок (Ядранский нефтепровод) - от венгерско-хорватской границы по территории Хорватии к порту Омишаль (Хорватия, побережье Адриатического моря). Пропускная способность нефтепроводной системы «Адрия» составляет 15 млн. тонн нефти в год. Москва и Астана рассматривают возможность создания в перспективе нового экспортного направления транспортировки нефти из России и Казахстана на мировые рынки через территорию Европы и морской порт Омишаль. С этой целью предполагается состыковать участок нефтепровода «Дружба» с нефтепроводной системой «Адрия». Это позволило бы значительно увеличить объемы экспорта российско-казахстанской нефти и, что не менее важно, экспортировать нефть в обход турецкого пролива Босфор, уже перегруженного интенсивным движением нефтеналивных танкеров. Однако, перспективы реализации данных планов пока представляются неясными.
Похожие материалы:
|