НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
В.Парамонов: «только вместе с Узбекистаном, в спокойном и деловом, дружеском и синхронном ритме, можно и нужно двигаться вперед Таджикистану» Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ

Интервью В.Парамонова корреспонденту Deutsche Welle  (Германия) Ярославу Родионову от  29.10.2010.

Вопрос: Как в Узбекистане воспринимают предложение Таджикистана провести международную экспертизу водохранилищ в Центральной Азии?

Ответ: Тяжело, да и неправильно отвечать за весь Узбекистан, а поэтому  ограничусь своим собственным мнением. Мне представляется, что у нормального человека данная инициатива вызвала бы огромное удивление, если не сказать больше. Однако, у экспертов по Центральной Азии, подобная инициатива скорее может вызвать только чувство сожаления и разочарования по поводу мягко говоря все более непродуманной политики Таджикистана.  Эксперты, конечно, понимают в чем суть таких инициатив: отвлечь внимание от главных вопросов, стоящих на повестки дня решения водно-энергетической проблемы региона. Мое мнение:  не об этом должно думать руководство Таджикистана …

На мой взгляд, взгляд эксперта занимающегося изучением Центральной Азии и в том числе водно-энергетической проблематики, подобная инициатива бессмысленна,  бесполезна, да и в какой-то степени вредна и абсурдна, особенно на данном этапе.  Как я понимаю, это некая  ответная реакция Таджикистана на предложение Узбекистана и других стран о проведении международной экспертизы крупных гидроэнергетических проектов. Причем реакция не вполне адекватная, отражающая интеллектуальное бессилие, отсутствие политической воли  к диалогу и способности предложить здравое – нормальное решение водно-энергетической проблемы. А оно, это решение  только одно:  выстраивать в первую очередь двусторонний диалог с тем же Узбекистаном. Вместо этого Душанбе раздувает ненужную шумиху, подменяет понятия и уводит переговорный процесс совсем в другую сторону. Кому и зачем это нужно? Остается только догадываться, принимая во внимания хитросплетения таджикской внешней и внутренней политики, уверенное движение Таджикистана в стратегически неправильном направлении.

Вопрос:  Согласится ли Узбекистан поддержать инициативу Таджикистану по экспертизе водохранилищ?
Ответ:
Мне представляется, что Узбекистан, да и другие страны региона как Казахстан и Туркменистан не будут поддерживать подобной «иницативы». Зачем ее поддерживать тогда, как главные вопросы не решены? А ведь надо начинать решать именно с главных вопросов, а не заниматься второстепенными, да и ненужными на этом этапе,  как предлагает Душанбе.
Вопрос:  В Душанбе говорят, что Узбекистан умышленно занижает число своих водохранилищ. Официальный Ташкент говорит о 54 водохранилищах, в то время как таджикские эксперты насчитали в РУ более 70. Так сколько же сегодня водохранилищ на узбекистанской территории?
Ответ:
Опять же главный вопрос – вовсе не в количестве водохранилищ. Все это подмена понятий. Водно-энергетическая проблема напрямую связана с планами по строительству новых крупных объектов в том же Таджикистане, что может в прямом смысле привести к дестабилизации всего региона. Узбекистан же, отстаивая общерегиональные интересы и приоритеты развития просто пытается не допустить всего этого. Вот от этого и надо исходить, а не из оценки количества водохранилищ.  

Вопрос:  Согласны ли Вы с мнением, что страны ЦАР пытаются решить водные проблемы в одностороннем порядке? Возможно ли сотрудничество государств региона в водной сфере?
Ответ:
 Мне представляется, что тот же Узбекистан не пытается решать все в одностороннем порядке, причем,  по определению, так как водно-энергетическая проблема связана именно со строительство крупных ГЭС, а таких проектов в Узбекистане не было и нет.  Но  вот именно пример Таджикистана и наиболее показателен, так как именно Душанбе  пытается решать проблемы в одностороннем порядке. Уверен, что Узбекистан готов к диалогу. Водно-энергетический вопрос является жизненно важным. И здесь в первую очередь необходимо доверие и движение на встречу друг  другу, а не наоборот. Я уверен, что можно найти формулу сотрудничества, но для этого Таджикистану следует понять одну простую истину: только вместе с Узбекистаном, в спокойном и деловом, дружеском и синхронном ритме, можно и нужно двигаться вперед.  Последующим шагом уже следует адресовать базовые предпосылки появления и обострения водно-энергетических противоречий – разрушение единого экономического и оборонного пространства. То есть в итоге следует двигаться по пути к региональной интеграции, а не наоборот, что, по сути, и предлагает Таджикистан.

Вопрос:  Если все-таки международная экспертиза Рогунской ГЭС даст положительную оценку объекту, какие шаги может предпринять Ташкент?
Ответ: Давайте не будем забегать так далеко вперед. Что значит «если»? Это политически очень тонкий и чувствительный вопрос, где даже экспертам и журналистам не следует спекулировать на этом, ведь, по сути, это спекуляции на судьбе региона. Мне представляется, что, во-первых, не следует торопить события и нужно  дождаться самой экспертизы (если Таджикистан вообще ее проведет), во-вторых, параллельно думать об улучшении двусторонних и многосторонних отношений в Центральной Азии, а, в-третьих, не заниматься ерундистикой,  подменой понятий и в целом  не придумывать ненужные инициативы ...

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ