Интервью В.Парамонова корреспонденту Deutsche Welle (Германия) Ярославу Родионову от 29.10.2010.
Вопрос: Как в Узбекистане воспринимают предложение Таджикистана провести международную экспертизу водохранилищ в Центральной Азии?
Ответ: Тяжело, да и неправильно отвечать за весь Узбекистан, а поэтому ограничусь своим собственным мнением. Мне представляется, что у нормального человека данная инициатива вызвала бы огромное удивление, если не сказать больше. Однако, у экспертов по Центральной Азии, подобная инициатива скорее может вызвать только чувство сожаления и разочарования по поводу мягко говоря все более непродуманной политики Таджикистана. Эксперты, конечно, понимают в чем суть таких инициатив: отвлечь внимание от главных вопросов, стоящих на повестки дня решения водно-энергетической проблемы региона. Мое мнение: не об этом должно думать руководство Таджикистана …
На мой взгляд, взгляд эксперта занимающегося изучением Центральной Азии и в том числе водно-энергетической проблематики, подобная инициатива бессмысленна, бесполезна, да и в какой-то степени вредна и абсурдна, особенно на данном этапе. Как я понимаю, это некая ответная реакция Таджикистана на предложение Узбекистана и других стран о проведении международной экспертизы крупных гидроэнергетических проектов. Причем реакция не вполне адекватная, отражающая интеллектуальное бессилие, отсутствие политической воли к диалогу и способности предложить здравое – нормальное решение водно-энергетической проблемы. А оно, это решение только одно: выстраивать в первую очередь двусторонний диалог с тем же Узбекистаном. Вместо этого Душанбе раздувает ненужную шумиху, подменяет понятия и уводит переговорный процесс совсем в другую сторону. Кому и зачем это нужно? Остается только догадываться, принимая во внимания хитросплетения таджикской внешней и внутренней политики, уверенное движение Таджикистана в стратегически неправильном направлении.
Вопрос: Согласится ли Узбекистан поддержать инициативу Таджикистану по экспертизе водохранилищ?
Ответ: Мне представляется, что Узбекистан, да и другие страны региона как Казахстан и Туркменистан не будут поддерживать подобной «иницативы». Зачем ее поддерживать тогда, как главные вопросы не решены? А ведь надо начинать решать именно с главных вопросов, а не заниматься второстепенными, да и ненужными на этом этапе, как предлагает Душанбе.
Вопрос: В Душанбе говорят, что Узбекистан умышленно занижает число своих водохранилищ. Официальный Ташкент говорит о 54 водохранилищах, в то время как таджикские эксперты насчитали в РУ более 70. Так сколько же сегодня водохранилищ на узбекистанской территории?
Ответ: Опять же главный вопрос – вовсе не в количестве водохранилищ. Все это подмена понятий. Водно-энергетическая проблема напрямую связана с планами по строительству новых крупных объектов в том же Таджикистане, что может в прямом смысле привести к дестабилизации всего региона. Узбекистан же, отстаивая общерегиональные интересы и приоритеты развития просто пытается не допустить всего этого. Вот от этого и надо исходить, а не из оценки количества водохранилищ.
Вопрос: Согласны ли Вы с мнением, что страны ЦАР пытаются решить водные проблемы в одностороннем порядке? Возможно ли сотрудничество государств региона в водной сфере?
Ответ: Мне представляется, что тот же Узбекистан не пытается решать все в одностороннем порядке, причем, по определению, так как водно-энергетическая проблема связана именно со строительство крупных ГЭС, а таких проектов в Узбекистане не было и нет. Но вот именно пример Таджикистана и наиболее показателен, так как именно Душанбе пытается решать проблемы в одностороннем порядке. Уверен, что Узбекистан готов к диалогу. Водно-энергетический вопрос является жизненно важным. И здесь в первую очередь необходимо доверие и движение на встречу друг другу, а не наоборот. Я уверен, что можно найти формулу сотрудничества, но для этого Таджикистану следует понять одну простую истину: только вместе с Узбекистаном, в спокойном и деловом, дружеском и синхронном ритме, можно и нужно двигаться вперед. Последующим шагом уже следует адресовать базовые предпосылки появления и обострения водно-энергетических противоречий – разрушение единого экономического и оборонного пространства. То есть в итоге следует двигаться по пути к региональной интеграции, а не наоборот, что, по сути, и предлагает Таджикистан.
Вопрос: Если все-таки международная экспертиза Рогунской ГЭС даст положительную оценку объекту, какие шаги может предпринять Ташкент?
Ответ: Давайте не будем забегать так далеко вперед. Что значит «если»? Это политически очень тонкий и чувствительный вопрос, где даже экспертам и журналистам не следует спекулировать на этом, ведь, по сути, это спекуляции на судьбе региона. Мне представляется, что, во-первых, не следует торопить события и нужно дождаться самой экспертизы (если Таджикистан вообще ее проведет), во-вторых, параллельно думать об улучшении двусторонних и многосторонних отношений в Центральной Азии, а, в-третьих, не заниматься ерундистикой, подменой понятий и в целом не придумывать ненужные инициативы ...
Похожие материалы:
|