К оценке процессов в Узбекистане |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ | |||
16.11.2010 20:00 | |||
Полный текст комментария корреспонденту «Независимой газеты» (Россия) Виктории Панфиловой от 15.11.2010. Вопрос: в чем причина недавних инициатив Президента Узбекистана в сфере демократизации? Особенность модели развития Узбекистана заключается в ведущей роли государства на тех или иных стадиях реформ, причем в очень сложный исторический период как для региона Центральной Азии, постсоветского пространства, так и мира в целом. Этот период наступил с ломкой биполярной модели мирового устройства и распадом единого экономического, политического и оборонного пространства СССР. Поэтому надо понимать, что для тех же постсоветских стран нет альтернативу тому, чтобы роль государства была высокой и сильной, нацеленной на формирование более устойчивой общественно-политической и экономической системы. Альтернатива этому – хаос и дестабилизация, следование в рамках навязываемых схем, алгоритмов и концептов. Причем, в Узбекистане в отличие от ряда других постсоветских стран не делают секрета из характера проводимых реформ, не стараются «замылить» глаза внешнему миру пропагандой по этому поводу, а тем более некой «игрой в демократию». Давайте только не будем говорить о «демократии» в той же России или Казахстане … Мы же с Вами прекрасно понимаем, что как и куда движется …, и какого рода «демократии» существуют … Пример того же Кыргызстана, как «островка демократии» в регионе наиболее показателен … Поэтому не хочу бросать «камни» в «огороды» других постсоветских стран, пусть народы этих государств живут как считают нужным, но, уверен, что критика из этих стран по поводу процессов в Узбекистане как минимум не уместна ...
Вопрос: это будут существенные изменения? Опять же все относительно. Для внешнего мира, особенно стран ориентированных на некие западные «стандарты» – да, эти изменения могут показаться несущественными. Но для самого Узбекистана это достаточно существенные изменения, которые, кстати, проводятся в жизнь уже многие годы. И это показатель движения вперед. Да, движения постепенного и обдуманного. Никаких революций, никаких резких шагов и, тем более, «прыжков» в такой особой сфере как политическая. Главное сейчас, как и ранее – это сохранить стабильность, поступательность и устойчивость развития. В целом, отмечу главное: никаких поспешных и непродуманных шагов, типа «горбачевских» и «гайдаровских» «реформ», способных в одночасье ввергнуть страну и, соответственно, всю Центральную Азию, в хаос в Узбекистане допущено не было и, скорее всего, не будет. Тот же, кто ожидает от Узбекистана подобного рода безумных действий, безусловно, будет разочарован ... И такие разочарованные голоса уже слышны. Это с одной стороны. Но с другой стороны, эти голоса отражают и явную недооценку темпа реформ в Узбекистане, а, он этот темп, тем не менее, достаточно высок. Да, опять же, процесс идет не так быстро как кому то хотелось бы, но он идет. Да, есть сложности и издержки на пути этого движения. Но, тем не менее, делается какой-то очередной продуманный шаг вперед, а потом этот шаг опять анализируется и корректируется. Происходит постепенная передача полномочий на места и другим ветвям власти, в том числе парламенту. И роль парламента растет год из года, равно как и растет роль политических партий. И этот процесс идет уже многие годы! И он начался вовсе не вчера. Поэтому, недавнее выступление Президента Узбекистана это очередной важный и логический шаг в общей системе реформ, в общей стратегии развития. Как мне представляется, основной акцент делается все же на экономическом развитии и модернизации, а политические изменения призваны поддерживать в первую очередь социальную стабильность, сформировать класс людей, думающих категориями национально-государственных интересов.
Похожие материалы:
|