Россия – Узбекистан: к новым горизонтам сотрудничества |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ | |||
Автор: Владимир Парамонов | |||
28.01.2011 07:00 | |||
Полный текст интервью В.Парамонова главному редактору журнала «Новое восточное обозрение» (Россия) Г.Ковтунову от 27.01.2011. Вопрос: Владимир Владимирович как Вы оцениваете ретроспективы отношений между Россией и Узбекистаном?
В начале 90-х годов, после распада Советского Союза Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии в целом крайне болезненно отреагировали на новые внешнеполитические ориентиры ельцинской России по избавлению от «груза национальных республик» и ее интеграцию в евро-атлантическое сообщество, сочтя их своего рода предательством. Это представляется естественной реакцией на действия братской в прямом смысле этого слова страны, с которой тот же Узбекистан более 100 лет развивался в рамках единых государственных образований: Российской империи и затем СССР. И РУз долгое время пыталась сохранить эти братские отношения с РФ, в том числе в сфере безопасности. Не случайно именно Россия и Узбекистан выступили инициаторами подписания в г.Ташкенте в мае 1992 года Договора «О коллективной безопасности» (ДКБ) СНГ, который стал первой попыткой формирования системы безопасности на постсоветском пространстве. С началом гражданской войны в Таджикистане именно Москва и Ташкент тесно координировали свои действия по оказанию военной помощи таджикским правительственным формированиям. Тем не менее, с приходом к власти в России нового поколения политиков во главе с В.Путиным и по мере того как Кремль стал вносить в свою линию элементы большей гибкости, прагматизма и последовательности, российское направление постепенно стало важным и приоритетным во внешней политике Узбекистана. В свою очередь, именно узбекское направление, как представляется, стало для РФ наиболее крупным внешнеполитическим прорывом в начале нынешнего века. Ведь именно у РУз были наиболее прохладные отношения с ельцинским руководством и с середины-конца 90-х годов вплоть до 2000 года именно Узбекистан проводил курс на стратегическое сближение с Соединенными Штатами Америки. Однако, на фоне постепенного разочарования в эффективности политики США как в Афганистане, так и в центральноазиатском регионе уже в 2002 году Узбекистан объявил о приостановлении своего членства в ГУУАМ. Вскоре после этого, в 2004 году, Узбекистан подписал с Россией Договор «О стратегическом партнерстве», а в 2005 году – Договор «О союзнических отношениях». В январе 2006 года Узбекистан объявил о своем выходе из ГУУАМ и вступил в ЕврАзЭС. Вопрос: что Вы думаете о современном состоянии российско-узбекских связей?
Надо честно признать, что череда «прорывов» начала-середины первого десятилетия нынешнего века сменились некой стабильностью в отношениях в последующие годы, особенно с момента избрания президентом РФ Д.Медведева. Возможно, что это совпало с мировым финансово-экономическим кризисом, было вызвано сокращением доходов в российский бюджет и соответственно сворачиванием программ международного и двустороннего сотрудничества. Тем не менее, факты остаются фактами и в последнее время можно наблюдать некоторое затишье в российско-узбекском взаимодействии по вопросам многостороннего экономического и военного сотрудничества. Так, Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС, занимает особую позицию по развитию военной составляющей ОДКБ, а также пока скептически относится к деятельности Таможенного союза. Тем не менее, необходимо отметить и то, что у РФ и РУз в целом сохраняются крайне тесные и доверительные двусторонние политические отношения, сопровождающиеся к тому же ростом масштабов торговли и энергетического сотрудничества, а также достаточно высокая интенсивность взаимодействия по вопросам двусторонней, региональной и международной безопасности. Диаграмма:торговля России с Узбекистаном (период 1991-2009 годов).
Поскольку Узбекистан располагает крупными месторождениями природного газа, нефтегазовая отрасль РУз является предметом особого интереса России и российского бизнеса. Поэтому нефтегазовое сотрудничество между двумя странами в последнее время развивается только по нарастающей. Показательно, что именно в нефтегазовой отрасли представлена подавляющая часть российских инвестиций в РУз. Если в 90-х годах финансовые ресурсы из России в нефтегазовую отрасль Узбекистана практически отсутствовали, то по состоянию на начало 2010 года их объем достиг примерно 1,5 млрд. долларов. По некоторым оценкам, российские капиталовложения в нефтегазовую отрасль РУз составляют около 60% от общего объема всех иностранных капиталовложений в республику. Важным конкурентным преимуществом РФ является то, что проектно-инвестиционная активность российских компаний, как правило, нацелена на более долгосрочную перспективу – 25-35 лет. В результате, уже до 2012 года общий объем российских инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана потенциально может увеличиться до 5-6 млрд. долларов. Вопрос: чем качественно характеризуются отношения Узбекистана с Россией? На уровне диалога лидеров двух стран (включая, безусловно, премьер-министра России В.Путина) эти отношения традиционно отличались и отличаются крайне высоким уровнем откровенности (причем, без явной «коммерческой составляющей» и спекуляций на ее тему), готовности доверительно обсуждать самые острые и сложные вопросы: обсуждать, даже не соглашаясь друг с другом, до конца отстаивая свою позицию, но не обостряя при этом личных отношений. На уровне общей политики данные отношения всегда отличались более четким пониманием как общности интересов, так и сохраняющихся различий в подходах, а также специфики ведения переговоров и выстраивания связей друг с другом. Иначе эти отношения можно назвать диалогом партнеров, при этом, безусловно, учитывающих вес своих стран в международных и региональных вопросах, понимающих принципиальную важность и ценность укрепления двусторонних контактов, но в то же время, уважающих право друг друга на реализацию своих национальных интересов. Как представляется, эта сложная и витиеватая формулировка все же достаточно полно вбирает в себя суть основных принципов российско-узбекского стратегического диалога, выстроенного в свое время В.Путиным и И.Каримовым. Вопрос: как Вы оцениваете перспективы развития сотрудничества между РФ и РУз?
Перспективы российско-узбекского сотрудничества в значительной степени определятся характером дальнейшего развития именно двусторонних политических отношений, ролью и местом Узбекистана во внешней стратегии России в Центральной Азии и в рамках ШОС, в том числе во взаимодействии с другими странами региона и, в частности, в плане решения водно-энергетической проблемы и участия РФ в стабилизации Афганистана. И в этом плане внушает оптимизм обоюдное желание сохранить и укрепить атмосферу партнерских, стратегических и доверительных отношений.
Вопрос: что Вы могли бы рекомендовать России и Узбекистану с точки зрения задачи дальнейшего развития отношений? Источник: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru
Похожие материалы:
|