НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Камолудин Абдуллаев (Таджикистан): именно Узбекистан может выступить локомотивом региональной интеграции в Центральной Азии
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: Владимир Парамонов   
01.02.2019 09:01

Очередную десятку мнений авторитетных экспертов в рамках виртуальной дискуссии проекта "Центральная Евразия" завершает мнение известного  ученого из Таджикистана Камолудина Абдуллаева.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы "Центральная Евразия", www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Камолудин Абдуллаев (Таджикистан), кандидат исторических наук, независимый эксперт: ЦА унаследовала границы, установленные в 1924-1936 годах. Они являются экономически и этнически необоснованными, а также культурно неадекватными. Особенно это касается Таджикистана, который, помимо того, что оказался оторванным от своих культурных центров, населенных миллионами таджиков, полностью зависим от Узбекистана с точки зрения транспортных коммуникаций, не обладает залежами таких важных полезных ископаемых как газ и нефть.

Таджикистан был с самого начала поставлен в неравные "стартовые условия". Советами он планировался как горное, приграничное ("ворота в Индостан" по выражению Сталина), нетюркское, и экономически бесперспективное "арийское" подбрюшье "большой Средней Азии". Вернее, экономические перспективы есть, но лишь в отдаленной перспективе. Более того, для их реализации требуются финансовые, человеческие и прочие ресурсы, которыми отдельно взятый Таджикистан, не обладает. Даже мощи советской экономики оказалось недостаточно для развития Южного и Центрального Таджикистана, не говоря о Горно-бадахшанской автономной области, которая в период СССР являла собой скорее русский пограничный пост, чем хозяйственную единицу.

В.Парамонов: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать данные проблемы?

К.Абдуллаев: для Таджикистана наиболее перспективная стратегия выживания заключается в максимальной интеграции в среднеазиатское (пусть даже тюркское) сообщество. Именно Узбекистан может и имеет шанс выступить локомотивом региональной интеграции. Это прекрасно понимают в Душанбе, особенно на фоне ослабления России, "увязшей в капкане" неравного противостоянии с Западом, а также растущей роли Китая.

Узбекский вектор - сегодня наиболее перспективный и вероятный для Таджикистана. С другой стороны, сближение с Таджикистаном -  ближайшим соседом хронически нестабильного Афганистана - желательный путь и для Узбекистана, если он намерен стать процветающим и безопасным "снежным барсом" Центральной Азии.

Узбекистан и узбеки наиболее близкая Таджикистану и таджикам нация, так как этно-культурно она содержит важные компоненты исламо-персидской культуры и иранского этноса. Эти компоненты, в свою очередь,  вместе с элементами тюркской кочевой культуры составляют ядро идентичности всего региона, и делают его близким и понятным государствам и нациям Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Интеграция, понимаемая как создание единого экономического, военного, таможенного, валютного и гуманитарно-культурного пространства, может привести к созданию союзного государства Узбекистан-Таджикистан, к которому в случае его процветания, смогут впоследствии присоединится остальные государства региона.  Только так можно привести в соответствие и гармонизировать политические, этнокультурные и экономические границы, проведенные Советами много лет назад. Другой путь - это изоляция, перекраивание границ, нестабильность и даже социальные и национальные конфликты.

Последние события в развитии таджикско-узбекских отношений, а именно неожиданное для многих сближение Рахмона и Мирзиёева показали очень многое. В частности, они показали, что регион развивается не в правовом поле (понимаемом по-западному как поле политической конкуренции и многопартийности, результата деятельности сложившегося гражданского общества), а в поле взаимодействия авторитарных персоналий и традиционных, "органических", интерес-групп.

Личные интересы и воля нацлидеров оказались решающими в "потеплении" отношений между Узбекистаном и его соседями, что послужило объективно в пользу масс населения и укреплению недемократических режимов. Всякая интеграция предполагает неизбежное ограничение личной власти нацлидеров и передачу части ее "наверх", на региональный уровень. Она (интеграция) предполагает также известную прозрачность, подотчетность и ответственность лидеров. Готовы ли они пойти на то, что неизбежно повлечет ослабление их личной власти? Это интересный вопрос!

Видимо надо признать, что западная модель многопартийности провалилась, по крайней мере в Таджикистане, в котором политический процесс прекратился, едва начавшись. Это означает, что для успешного развития сотрудничества и интеграционных проектов в Средней Азии надо найти собственную модель, опирающуюся на свои, традиционные ценности, сочетающие задачи одновременного обеспечения стабильности и прогресса в интересах всего региона и каждого его жителя. Это не будет копия какого-то опыта, но оригинальный интеллектуальный продукт.

В.Парамонов: большое спасибо за Ваши крайне интересные и нестандартные оценки! Отмечу лишь, что они, в силу своей глубины и концептуальности, оставляют достаточно широкое поле для обсуждения. Приглашаю к нему всех заинтересованных экспертов из стран ЦА.

Лично выскажусь лишь в том плане, что решение обозначенных Вами задач возможно лишь в условиях развития и консолидации интеллектуального потенциала стран региона, тех же Узбекистана и Таджикистана. Однако, этого к сожалению не было, нет и, скорее всего, не будет. Да и навряд ли, что такие стратегические цели могут быть предложены и реализованы лидерами государств ЦА.

Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих региональных и международных СМИ, экспертных площадок. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства - граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . К информационному сопровождению дискуссии - популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. Информация о ходе дискуссии также доступна на телеграм-канале @ceasiaru и странице проекта на Facebook, www.facebook.com/ceasia.ru. При цитировании или другом публичном использовании материалов дискуссии ссылка на проект "Центральная Евразия", www.ceasia.org обязательна.

Похожие материалы:

 

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

ОБЛАКО ТЕГОВ