События на Ближнем Востоке и в Северной Африке: значение для Центральной Азии и СНГ |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА | |||
Автор: В.Парамонов | |||
01.03.2011 09:00 | |||
Ближний Восток и Северная Африка остаются в центре внимания всего мира в связи с революционными потрясениями, которые словно волны цунами накрыли эти два тесно связанных друг с другом региона. Уверен, что многих в Центральной Азии и СНГ, да и вокруг постсоветского пространства волнует следующий вопрос: какое влияние, уже оказали и еще могут оказать данные революционные потрясения на ситуацию в центральноазиатском регионе и СНГ в целом, а также в каждой из постсоветских стран в отдельности?
На мой взгляд, самое главное – следует четко понимать, что ситуация в каждом отдельно взятом регионе имеет свою специфику. Однако, очевидно и то, что есть и определенные общие элементы, схемы / подходы к анализу и, соответственно, прогнозу:
Внутренние факторы Во-вторых, надо понимать, что Центральная Азия и СНГ в целом уже были не так давно испытаны на прочность т.н. цветными революциями. Следует признать, что за исключением Украины, Грузии и Кыргызстана страны Содружества в целом выдержали эти вот удары и, надеюсь, извлекли из них определенные уроки. Чем системнее и масштабнее были усилия в конкретных странах СНГ по вакцинации от «вируса цветных революций», тем сильнее у конкретной страны противоядие и от «арабского революционного вируса». И, наоборот … В-третьих, очевидно, что любое системное потрясение в любом регионе мира должно быть вначале проанализировано само по себе и уже только потом рассмотрено с точки зрения выявления возможных параллелей и связей с другими регионами. Это должна быть масштабная аналитическая работа, которой к сожалению, скорее всего, никто не будет системно заниматься ни в Центральной Азии, ни и в других странах СНГ. Тем более, что эту работу должны делать не специалисты по Центральной Азии и СНГ, а именно специалисты по Северной Африке и Ближнему Востоку (!), которых в центральноазиатских, да и других постсоветских странах не так уж и много. Конечно, остались сформированные еще в советское время научные школы. Наиболее сильными, на мой взгляд, являются школы востоковедения в России и Узбекистане. Но, как мне представляется, без организации масштабного и межгосударственного аналитического проекта разрозненных сил всех этих школ не хватит для того, чтобы адекватно оценить характер и последствия событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке, не говоря уже о том, чтобы провести параллели с Центральной Азией и тем более всем пространством СНГ. В целом, с точки зрения оценки группы внутренних факторов главное последствие событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке для стран Центральной Азии и СНГ будет заключаться в том, что данные события, скорее всего, не будут глубоко оценены своими собственными силами, а все оценки будут основываться в основном на чужих или даже чуждых научных / псевдо-научных и аналитических / псевдо-аналитических наработках. В этой связи крайне велика вероятность, что итоговые политические выводы в странах Центральной Азии и СНГ могут быть или не очень глубокими или ошибочными, например, сильно подверженными влиянию усилий по дезинформации: по формированию в мире и конкретных регионах выгодных кому-то представлениях о том, что же в итоге произошло в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Внешние факторы Во-первых, как мне представляется, именно группа внешних факторов была и будет наиболее востребована в Центральной Азии и СНГ в плане сравнительно-сопоставительного анализа, который уже ведется в большинстве стран Содружества и наиболее успешно в России, Узбекистане, Казахстане, а также, возможно, в Белоруссии и Азербайджане. Навряд ли значительная аналитическая работа ведется в других странах СНГ, таких как Туркменистан, Таджикистан, не говоря уже о Грузии, Кыргызстане и Украине – жертвах «цветных революций», уже не один год пребывающих в состоянии глубокой концептуально-стратегической прострации ... Во-вторых, уверен, что схема анализа и прогноза даже в наиболее аналитически продвинутых странах СНГ будет примерно одинакова и строиться через призму поиска ответа на вопрос «а кому это выгодно?». Крайне вероятно, что в событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке будут «обвинены» США и, возможно, их ключевые союзники. Безусловно, что такие «обвинения» не будут афишироваться, но, тем не менее, именно на Вашингтон падет основное подозрение: например, в попытках переформатирования глобальных и региональных процессов, в первую очередь с точки зрения ослабления конкретных евразийских центров силы (Европа, Россия, Китай, Индия), срыва тенденций на интеграцию и единство в Евразии, в том числе в Исламском мире. В-третьих, скорее всего, в Центральной Азии / СНГ останется крайне слабо отвечен вопрос о более сложном «порядке отношений» внешних схем и алгоритмов, примененных в Северной Африке и на Ближнем Востоке: гораздо проще будет «аналитически списать» все на США ... В этой связи, вероятно, что в большинстве стран Центральной Азии и СНГ не будут глубоко проанализированы и останутся вне поля зрения характер влияния мирового финансового кризиса, глобальные и региональные последствия кардинального усиления различных группировок Политического Ислама в Евразии.
В целом, даже с точки зрения группы внешних факторов события в Северной Африке и на Ближнем Востоке еще долгое время будут оставаться для стран Центральной Азии и СНГ тайной или в лучшем случае – предметом для различных псевдо-экспертных, псевдо-научных и псевдо-аналитических спекуляций.
Источник: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru
Похожие материалы:
|