Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии). Часть 1. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ | |||
Автор: В.Парамонов | |||
24.02.2011 09:00 | |||
Распад Советского Союза и последовавший за ним «парад суверенитетов» привели к разрыву десятилетиями складывавшихся крайне тесных социально-политических, экономических и культурных связей между бывшими союзными республиками, а ныне – независимыми государствами. Не менее катастрофичными явились последствия распада СССР и с точки зрения безопасности. В условиях, когда в глобальном масштабе возник существенный дисбаланс сил, а по периметру бывшего Советского Союза складывалась непростая ситуация (разгорание очагов напряженности, постепенное приближение к границам бывшего СССР инфраструктуры НАТО), была разрушена некогда единая система обороны от внешней агрессии и угроз. Тем самым была поставлена под сомнение сама возможность отстаивания постсоветскими странами своих долгосрочных национальных интересов и выбора ими самостоятельного пути развития. Поэтому уже в первые месяцы существования Содружества независимых государств (СНГ) остро встал вопрос о защите новых государственных образований от потенциальных и реальных внешних угроз. Наиболее сложное положение, в контексте обеспечения региональной и национальной безопасности, складывалось в Центральной Азии (ЦА), что во многом было обусловлено резким обострением в начале 1992 года обстановки в соседнем с государствами региона Афганистане. Взаимодействие Российской Федерации (РФ) с постсоветскими республиками, в том числе и странами ЦА в сфере безопасности началось именно в формате СНГ. При этом в основу сотрудничества и обеспечения безопасности стран Содружества легли совпадение или близость их стратегических интересов, общее историческое прошлое, экономические, научные, культурные и другие традиционные связи. Тем самым СНГ сыграло крайне важную роль, особенно в первые годы независимости, обеспечив защиту общего политического и экономического пространства. Однако, похоже, что постсоветские страны все больше и больше «дрейфуют» в разных направлениях и Содружество уже не в силах замедлить это движение. В чем же основная причина складывающейся ситуации? Как представляется, снижение значения СНГ, в том числе и как механизма взаимодействия в сфере безопасности, напрямую связано с искусственным снижением значения СНГ в качестве организации экономического характера, тем более, что задачи по выработке общей стратегии и повестки дня экономического развития в рамках Содружества по большому счету никогда и не ставились или ставились крайне неконкретно. В итоге, выполнив свою миссию по обеспечению «цивилизованного развода», СНГ смирилось с ролью политического клуба, не предприняв достаточных шагов по превращению в реальный интеграционный институт и отдав «на откуп» это право другим организациям, в том числе сформированным на базе Содружества: ЕврАзЭС и ОДКБ. С одной стороны, безусловно, что это позволило каждой из организаций, созданных на базе СНГ, сфокусироваться на конкретной сфере «специализации»: ЕврАзЭС – на экономике, а ОДКБ – на безопасности. Тем не менее, с другой стороны, данное разделение сфер и географических зон ответственности возможно является искусственным, так как лишь ослабляет и распыляет интеграционные усилия. Тем более, что развитие сотрудничества в одной из сфер, скорее всего, немыслимо или даже невозможно без развития сотрудничества в другой, а также в целом без сопровождения этих усилий в политической сфере. Нельзя исключать и того, что именно это «разделение» и облегчило задачу перехвата интеграционных инициатив другими интеграционными объединениями и проектами, в том числе поддерживаемыми силами, находящимися вне постсоветского пространства. Как представляется, все это выдвигает на первый план политики в рамках СНГ задачу использования фактора многопрофильности Содружества в целях формирования более прочной и устойчивой основы для реального интеграционного взаимодействия, причем одновременно и равномерно во всех основных сферах: политики, экономики и безопасности. В этой связи, взаимодействие в сфере безопасности должно рассматриваться исключительно в тесной увязке с процессом экономической самоидентификации Содружества и соответственно поддерживаться политически. Возможно, что именно такой концептуальный подход и позволит приблизиться к аналитическому пониманию ключевых / системообразующих проблем на пути развития СНГ, по иному их оценить, а в итоге предложить «прорывные» идеи и рекомендации по укреплению интеграционных связей в рамках Содружества, придания данным связям все новых и новых импульсов. Рассмотрим это на примере взаимодействия России и стран Центральной Азии.
Военное сотрудничество В июле 1992 года при СМО СНГ было образовано Главное командование Объединенных вооруженных сил (ОВС) СНГ. Помимо этого, в течение 1992 года в рамках СНГ были подписаны еще ряд соглашений, которые предусматривали формирование единого оборонного бюджета, устанавливали принципы комплектования ОВС СНГ и прохождения в них военной службы, определяли параметры военно-технического сотрудничества государств-участников Содружества. Однако, все эти документы носили в основном переходный характер и были направлены, по сути, на упорядоченный раздел советского военного потенциала. Первой попыткой совместных действий по обеспечению региональной безопасности непосредственно в Центральной Азии стало создание и развертывание на территории Таджикистана в период гражданской войны 1992-1996 годов Коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ. В соответствии с решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 года в состав КМС вошли российская 201-я мотострелковая дивизия и по одному сводному батальону от Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. КМС СНГ сыграли важную роль в стабилизации обстановки и предупреждении перерастания конфликта на территорию соседних государств ЦА. Вместе с тем, после урегулирования ситуации в Таджикистане необходимость в КМС СНГ для ЦА отпала и они были расформированы. Кроме того, проводимая ельцинским руководством политика «избавления от груза национальных республик», со временем (вплоть до конца 90-х годов) обусловила спад заинтересованности Кремля к многостороннему военному сотрудничеству со странами Центральной Азии. Взаимодействие в формате СНГ стало носить все более формальный характер, выражающийся в протокольных встречах и декларировании намерений. В создавшейся ситуации Главное командование ОВС СНГ воспринималось во многих государствах Содружества как ненужный наднациональный орган военного управления, тем более «диктующий условия Совету глав государств». Со временем его заменил Штаб по координации военного сотрудничества (ШКВС) СНГ со значительно меньшими полномочиями и возможностями. С приходом к власти в России в 2000 году нового руководства во главе с В.Путиным, РФ стала проявлять интерес к реанимированию военной интеграции на постсоветском пространстве. Однако центробежные стремления ряда государств, растущие различия во внешнеполитических приоритетах и оценках внешних угроз, объективно обуславливали снижение планки доверия к военному сотрудничеству. Соответственно, до сих пор наблюдается тенденция смещения практического взаимодействия России с другими странами Содружества по военным вопросам в плоскость более узких форматов (форматы ОДКБ и двусторонних отношений). В настоящее время военное сотрудничество в формате СНГ (за исключением ряда направлений как взаимодействие по охране воздушного пространства, борьба с терроризмом и экстремизмом), к сожалению, фактически утратило практическое наполнение. Заседания Совета министров обороны СНГ (принимают участие главы военных ведомств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а в качестве наблюдателей – Молдавии, Туркменистана и Украины), хотя и проходят регулярно, однако носят все более совещательно-ритуальный характер, и, пожалуй, единственным их плюсом является открытое обсуждение тех разногласий, которые до сих пор существуют в рамках Содружества.
* * * Примечание: в статье использованы отдельные наработки, сделанные ранее совместно с О.Столповским. Источник: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru
Похожие материалы:
|