К вопросу о снижении уровня военного присутствия в приграничной зоне Китая и стран Центральной Азии: новые задачи для ШОС |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ | |||
Автор: В.Парамонов, О.Столповский | |||
12.08.2010 09:00 | |||
В результате возникших в начале 60-х годов советско-китайских идеологических противоречий, и последовавшего затем резкого обострения двусторонних отношений, Китай стал рассматриваться как один из «вероятных противников» Советского Союза. Поэтому с конца 60-х годов вдоль всего периметра советско-китайской границы были сосредоточены крупные войсковые группировки ВС СССР. В центральноазиатской части Советского Союза, на территории Казахской, Киргизской и частично Таджикской ССР, которые граничили с СУАР КНР, дислоцировались войска Среднеазиатского военного округа (САВО). Среднеазиатский военный округ, как самостоятельное оперативно-стратегическое объединение, был выделен из состава Туркестанского военного округа в 1969 году после вооруженных столкновений на границе в районе Жаланашколь (Казахстан). К моменту распада СССР на территории Казахстана и Кыргызстана на «китайском направлении» располагалась группировка советских войск в составе: штабов 40-й Армии (выведена из Афганистана в 1989 году) и 1-го Армейского корпуса, 8-й и 68-й мотострелковых дивизий, 78-й танковой дивизии, 37-й воздушно-десантной бригады, 44-й ракетной бригады, 645-го артиллерийского полка, 962-го реактивно-артиллерийского полка; трех крупных баз хранения техники – 5202, 5203 и 5204 (каждая под одну дивизию в случае мобилизации: танковую и две мотострелковых); корпуса ПВО; корпуса ВВС. САВО превосходил по боевому потенциалу войска Ланьчжоуского и Синьцзянского военных округов НОАК, дислоцирующихся в СУАР. В условиях распада Советского Союза и нерешенности в первой половине 90-х годов погранично-территориальных споров, достаточно высокий уровень концентрации военной силы на сопредельной с СУАР территории не могло не вызывать беспокойства Пекина. Вопрос снижения уровня военного присутствия в приграничных районах решался параллельно с погранично-территориальными проблемами в рамках рабочей группы формата «4+1». Начиная с 1993 года, указанная группа стала работать на постоянной основе. Уже к 1996 году были созданы условия для подписания в г.Шанхае главами 5 государств (Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Россия) соглашения «Об укреплении доверия в военной области и в районе границы», первая статья которого, в частности, предусматривала, что «вооруженные силы сторон, дислоцированные в районе границы, не будет использоваться для нападения на другую сторону, вести какую-либо военную деятельность, угрожающую другой стороне и нарушающую спокойствие и стабильность в районе границы». Затем Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан уже в рамках так называемой «Шанхайской пятерки» договорились об ограничениях, налагаемых на любые военные маневры в приграничных районах, и о необходимости информировать друг друга о действиях войск в пределах 100 км от границы. В апреле 1997 года в г.Москве также в формате «4+1» был подписан второй важный для Китая документ – соглашение «О взаимном сокращении вооруженных сил в пограничных районах», в соответствии с которым вводились предельные количественные уровни для сухопутных войск и авиации в 100 километровой демилитаризованной зоне. Причем ограничения были установлены таким образом, что 130 тысячной группировке вооруженных сил КНР, дислоцирующейся в СУАР, могла «противостоять» аналогичная по численности, но только объединенная группировка войск России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
* * * В итоге, принципиально важно понимать, что вплоть до настоящего времени договоренности и соглашения по вопросу о снижении уровня военного присутствия в приграничной зоне, наряду с договоренностями и соглашениями по погранично-территориальной тематике являются своего рода краеугольным камнем – основой для выстраивания всего комплекса отношений между КНР, ЦА и РФ во всех других сферах и по всем другим направлениям сотрудничества, в том числе в рамках ШОС. Нарушение же этих договоренностей и соглашений может привести к изменению всей архитектуры китайско-российско-центральноазиатского взаимодействия. С учетом же нарастания напряженности в Кыргызстане и вокруг него есть все основания предполагать вероятность эскалации зарубежного военного присутствия в республике в случае ее дестабилизации. Тем более, что этот сценарий уже четко просматривается. В особенности это касается юга Кыргызстана, значительная часть которого находится как раз в 100 километровой приграничной зоне с Китаем. В этой связи, представляется, что вопросы, связанные с любыми военными или полицейскими (как бы их не называли) усилиями по стабилизации Кыргызстана, являются монопольным приоритетом исключительно стран-членов ШОС, а не каких-либо других государств и организаций, а на повестке дня ШОС должна стоять задача по отработке различных алгоритмов реагирования Организации на возможные угрозы и вызовы, исходящие с территории Кыргызстана. Наиболее действенном органом внутри ШОС в этом плане является Региональная антитеррористическая структура, которая на начальном этапе и могла бы взять на себя координацию основных усилий в направлении стабилизации обстановки в Кыргызстане в сфере безопасности.
Похожие материалы:
|