Экономическое проникновение Китая в Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
25.06.2012 09:23 |
Несмотря на то, что дипломатические отношения меду Китаем и Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном были установлены сразу же после распада СССР (январь 1992 года), процесс экономического проникновения Китая в данные центральноазиатские государства стал заметно развиваться лишь спустя более 10 лет после обретения ими суверенитета. Это связано как с фактором географической изоляции Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана от КНР, так и с внешнеторговыми режимами в этих странах, гораздо менее либеральными, чем в случае с Казахстаном и Кыргызстаном. В случае Таджикистана ситуация осложнялась еще внутренним вооруженным конфликтом в начале-середине 90-х годов и трудным процессом установления гражданского мира.
Однако с середины первого десятилетия наступившего века Китай стал активно проникать в экономики Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Сегодня масштабы китайского экономического присутствия в данных центральноазиатских странах являются значительными на фоне размеров их экономик, особенно в случае Таджикистана и Туркменистана.
|
Перспективы поставок газа из Туркменистана в Европу |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭНЕРГЕТИКА
|
Автор: А.Строков, В.Парамонов
|
21.06.2012 09:09 |
Евросоюз делает основную ставку на газ как на экологически чистое, безопасное, безотходное топливо и твердо намерен увеличивать долю «голубого топлива» в топливно-энергетическом балансе. Однако для достижения данной цели Евросоюзу в долгосрочной перспективе придется кардинально, причем опережающими темпами наращивать импорт газа извне, учитывая тот факт, что запасы газа стран-членов ЕС составляют всего лишь 1,4% от мировых запасов, а объемы добычи «голубого топлива» в Еврозоне неуклонно снижаются. Уже сегодня ЕС импортирует свыше 60% потребляемого газа, а к 2025 году данный показатель, по оценке «Газпрома», достигнет 80%.
К тому же зависимость Евросоюза от импорта газа извне усугубляется еще и за счет потребностей восточно-европейских стран-членов ЕС - бывших сателлитов СССР, почти не располагающих углеводородными ресурсами и унаследовавших чрезмерно энергоемкую экономику, сформировавшуюся еще во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
В настоящее время основными поставщиками газа в Евросоюз являются Россия и ряд стран Ближнего Востока. Причем Россия играет наиболее важную роль в обеспечении энергетической безопасности ЕС, так как российские поставки (около 200 млрд. кубических метров ежегодно) в последние несколько лет обеспечивают от 40 до 46% потребностей ЕС в газе. Однако большой вопрос, сможет ли Россия уже в ближайшие 10 лет наращивать объемы экспорта газа в Европу пропорционально потребностям Евросоюза. Дело в том, что основные российские месторождения углеводородов уже в середине первого десятилетия наступившего века стали демонстрировать признаки истощения. Например, основные газовые месторождения РФ («Уренгой», «Ямбург», «Медвежье») в значительной степени (в целом более чем на 70%) уже выработаны.
|
Экономическое проникновение Китая в Центральную Азию: состояние, проблемы и перспективы |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
13.06.2012 09:05 |
Отношения между Китаем и Центральной Азией имеют богатую историю, в которой политика и экономика тесно переплелись друг с другом. Традиционно центральноазиатское направление было одним из ключевых в экономической политике Китая. В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) государственные образования, расположенные на территории современной Центральной Азии, служили транспортным мостом между Китаем и Европой. Тогда именно Китай был внешним локомотивом экономического развития региона, главным источником научных знаний и передовых технологий. Развитие морских транспортных перевозок в эпоху Великих географических открытий (XVI век нашей эры) вызвало переориентацию мировой торговли с сухопутных маршрутов (основу которых составлял Великий шелковый путь) на морские. Существенная дешевизна морского транспорта привела к фактической экономико-географической изоляции Центральной Азии.
Во второй половине XIX века, когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, экономические связи региона стали замыкаться в основном на Россию. Это способствовало выходу Центральной Азии из экономико-географической изоляции и существенной интенсификации экономических связей. С падением Российской империи начался принципиально новый этап российско-центральноазиатских экономических отношений, так как именно в период существования СССР наблюдался беспрецедентный в истории России и стран Центральной Азии экономический взлет. Вплоть до распада Советского Союза именно Россия являлась локомотивом экономического развития Центральной Азии, оказав решающее влияние на формирование современного экономического облика региона. В этот период времени экономические связи между Китаем и Центральной Азией были практически свернуты.
|
Казахстанские эксперты о России и российском экспертном сообществе: советы Владимиру Путину |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ФОРУМ
|
Автор: Владимир Парамонов
|
06.06.2012 18:02 |
Казахстан является одним из главных союзников России, в том числе с точки зрения развития интеграционных процессов. Одновременно, Казахстан – это и важная «кузница» экспертных кадров, что заметно даже в рамках настоящего экспертного форума по теме «Советы Владимиру Путину», проходящего на базе проекта «Центральная Евразия»: в отличие от экспертов из других стран СНГ казахстанские эксперты более активны, последовательны и, похоже, откровенны и прямы в оценке как положительных, так и отрицательных сторон внешней политики РФ, взаимодействия между Россией и Центральной Азией, включая на экспертном уровне. И это особо ценно.
В данной части виртуальной экспертной дискуссии представлены мнения следующих авторитетных специалистов из Казахстана: Рустама Бурнашева, Лидии Тимофеенко, Розани Исмаиловой, Еркина Байдарова и Таисии Мармонтовой.
Владимир Парамонов, руководитель проекта «Центральная Евразия»: итак, дорогие друзья, собственно вопросов для обсуждения не так уж и много. Один из главных вопросов – какова должна быть роль экспертного сообщества РФ, ее партнеров и союзников в обеспечении и сопровождении внешнеполитических усилий России? Понятно, что вопрос многоплановый, а поэтому предоставляю Вам полную свободу в его интерпретации.
|
Советы Владимиру Путину из дружественного Казахстана |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ФОРУМ
|
Автор: Владимир Парамонов
|
05.06.2012 09:24 |
В данной части дискуссии по теме «Советы Владимиру Путину» проект «Центральная Евразия» представляет мнения экспертов из Казахстана. И это символично: ведь где, как ни в Казахстане знают о России и российской внешней политике намного больше, чем в других странах той же Центральной Азии? Общая и самая протяженная в мире сухопутная граница, глубокая взаимозависимость экономик, социокультурная близость развития на протяжении столетий, декларируемое стратегическое партнерство и совместное, причем скоординированное, участие практически во всех более-менее крупных интеграционных или кооперационных проектах – все это говорит о принципиальной, можно даже сказать жизненной важности России для Казахстана и, возможно, Казахстана для России.
Однако, слышат ли в Москве голоса своих же союзников? Этот вопрос пока остается не отвеченным. Именно в надежде быть все же услышанными в обсуждении приняли участие следующие известные и авторитетные казахстанские эксперты: Дулатбек Кыдырбекулы, Олег Сидоров, Аскар Нурша, Руслан Жангазы и Лидия Тимофеенко.
Владимир Парамонов, руководитель проекта «Центральная Евразия»: дорогие коллеги, Вы прекрасно знаете вопросы дискуссии. Повторю лишь основные. Какова должна быть новая повестка дня внешней стратегии России в целом и на постсоветском пространстве в частности? Что должно быть в ее центре? Какую роль и место занимают и должны занимать вопросы т.н. Евразийской интеграции? Как Вы оцениваете политику России, в том числе действия нового президента?
|
Европейское присутствие в топливно-энергетическом комплексе Туркменистана: общие направления, перспективы, риски и рекомендации |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭНЕРГЕТИКА
|
Автор: А.Строков, В.Парамонов
|
04.06.2012 09:47 |
Определенный интерес Евросоюза к топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) Туркменистана проявился еще в середине 90-х годов прошлого века, однако коснулся в основном нефтегазовой отрасли. Другие отрасли туркменской энергетики являются малоинтересными для ЕС, так как крайне слабо подкреплены ресурсами и по этой причине объективно не могут быть сколько-нибудь привлекательными для европейских стран и компаний.
Нефтегазовая отрасль
В советское время нефтегазовая отрасль Туркменистана была достаточно хорошо развита. Причем ключевую роль в данной отрасли играл газовый сегмент, которому советское правительство уделяло особое значение. В течение 1965-1985 годов в Туркменской ССР осуществлялось интенсивное освоение газовых месторождений и, параллельно, сооружался стратегический магистральный газопровод «Средняя Азия – Центр» (5 ниток протяженностью около 3000 километров и общей пропускной способностью до 70 млрд. кубических метров газа в год). В 1990 году Туркменистан добывал более 90 млрд. кубических метров газа, а свыше 75% из данного объема поставлялось в союзные республики. Хотя объемы добычи газа в Туркменистане составляли около 12,5% от общесоюзной добычи, тем не менее, туркменский газ играл ключевую роль в энергоснабжении промышленных центров Украины, Кыргызстана и Таджикистана.
|
Почему Россия должна быть заинтересована в формировании экспертно-аналитического сообщества на постсоветском пространстве?! Советы Владимиру Путину |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ФОРУМ
|
Автор: Владимир Парамонов
|
01.06.2012 11:38 |
Продолжая виртуальную экспертную дискуссию по теме «Советы Владимиру Путину» проект «Центральная Евразия» уделяет особое внимание роли и месту экспертизы и аналитики, экспертно-аналитического сообщества в процессе выработки и сопровождения внешней политики России. И такой интерес отнюдь не праздный: ведь именно фактор построения устойчивой схемы экспертного и в более широком смысле – аналитического обеспечения внешнеполитических усилий во многом и предопределяет результат самой политики ...
В данной части дискуссии приняли участие следующие авторитетные эксперты из России и других стран СНГ: Виктор Коргун, Алексей Власов, Сергей Абашин, Андрей Казанцев, Сергей Горнов, Гули Юлдашева, Игорь Шестаков, Сайфулло Сафаров, Марат Шибутов, Евгений Абдуллаев и Игорь Шевырёв. Как и предыдущая часть дискуссии, эта часть дискуссии структурирована в рамках двух блоков/срезов мнений: «взгляда из России» и «взгляда из постсоветского пространства».
Владимир Парамонов, руководитель проекта «Центральная Евразия»: мне представляется, что пока в РФ не уделяется сколько-нибудь достаточного внимания вопросам регулярного привлечения экспертов к выработке и проведению внешнеполитического курса. В этих условиях нечего говорить и о некой устойчивой системе аналитического обеспечения и сопровождения самой российской внешней политики. Все что делается пока носит в основном пропагандистский и декларативный, в целом явно несистемный и, более того, враждебный долгосрочным интересам самой России характер. И это принципиально главная проблема, с решения которой, как мне представляется, следует начинать Владимиру Владимировичу выработку новой внешней политики, заявка на что уже была сделана им сразу после инаугурации. Поэтому вопрос к Вам, уважаемые коллеги: какова должна быть роль экспертного сообщества РФ, ее партнеров и союзников в обеспечении и сопровождении внешнеполитических усилий России?
|
Какая стратегия нужна России в Центральной Азии? Взгляд из Москвы, Ташкента, Астаны и Бишкека: советы Владимиру Путину |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ФОРУМ
|
Автор: Владимир Парамонов
|
28.05.2012 09:13 |
Развивая виртуальный экспертный форум «Советы Владимиру Путину» проект «Центральная Евразия» вновь делает особый акцент на стратегии России в Центральной Азии. Какой должна быть эта стратегия? В данной части обсуждения представлены оценки следующих известных экспертов: Андрея Казанцева (Россия), Фархода Толипова (Узбекистан), Гули Юлдашевой (Узбекистан), Руслана Жангазы (Казахстан), Аската Дукенбаева (Кыргызстан) и Игоря Шестакова (Кыргызстан). Их позиции, по сути, структурируют данную часть дискуссии в рамках двух частей / срезов мнений: взгляда из России и взгляда из Центральной Азии. Насколько эти части/срезы/взгляды совпадают?
Владимир Парамонов, руководитель проекта «Центральная Евразия»: первому я предоставляю слово Андрею Казанцеву, тем более, что его мнение достаточно аналитично и концептуально, в целом выдержано в духе системного рассмотрения существующей ситуации в регионе и «зеркальной» этому изложению соответствующих рекомендаций для РФ, понятно – с точки зрения России и российского экспертного сообщества. И именно после такого «взгляда из России» считаю крайне уместным дать и собственно «взгляд из Центральной Азии», который будет представлен мнениями ряда авторитетных экспертов из Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Подобный подход, как представляется, позволит не только сопоставить мнения российского специалиста с мнениями его центральноазиатских коллег, но и главное – выявить основные совпадения и расхождения в понимании роли и места РФ в Центральной Азии. Итак, уважаемый Андрей, Вам слово.
|
Внешняя политика Китая в Центральной Азии |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ПОЛИТИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
25.05.2012 15:31 |
На протяжении более 100 лет Центральная Азия (ЦА), являвшаяся составной частью сначала Российской империи, а затем Советского Союза, рассматривалась Китаем лишь в контексте общего комплекса китайско-российских и китайско-советских отношений. После распада СССР и в результате произошедших и происходящих в ЦА изменений значение региона во внешней политике Китайской Народной Республики (КНР) поступательно возрастает. Соответственно этому возрастает и внешнеполитическая активность Китая, где условно пока можно выделить три основных этапа:
- первый этап охватывает начало 90-х годов ХХ века, связан с осмыслением Китаем новых реалий в Центральной Азии и вокруг нее, установлением дипломатических отношений, формированием атмосферы доверия и договорно-правовой базы, особенно в контексте решения проблем, унаследованных от китайско-советского периода;
- второй этап пришелся в основном на середину – конец 90-х годов, захватив однако и большую часть 2001 года (до событий 11 сентября), характеризуется формированием в ЦА с участием Пекина механизмов и институтов регионального взаимодействия, а также расширением экономического присутствия Китая;
- третий этап, условно начавшийся после событий 11 сентября 2001 года, продолжается по настоящее время. Данный этап характеризуется небывалым ранее ростом активности и наступательности политики КНР практически по всем направлениям сотрудничества с целью не допустить развития ситуации в Центральной Азии в невыгодном для Пекина плане.
|
России нужна более умная и гибкая политика по трем ключевым приоритетам – постсоветскому пространству, Центральной Азии и экономической интеграции: советы Владимиру Путину |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ФОРУМ
|
Автор: Владимир Парамонов
|
24.05.2012 11:54 |
Очередная часть виртуальной экспертной дискуссии «Советы Владимиру Путину», организованная проектом «Центральная Евразия», вновь фокусирует внимание российского руководства на трех главных приоритетах для РФ: постсоветском пространстве в целом, Центральной Азии в частности и экономической интеграции как средстве реализации общих целей развития в обозначенных географических рамках.
Понимание важности этих приоритетов, похоже, в том или ином виде уже существует в Кремле. Тем не менее, России крайне важно выработать объединенную единым планом стратегию действий, сформулировав и реализовав на практике общие цели долгосрочного развития.
Это требует проведение более умной, гибкой и долгосрочной политики, на чем, по сути, делают акценты принявшие участие в этой части дискуссии эксперты из России, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана: Сергей Абашин, Мирзохид Рахимов, Лидия Тимофеенко, Сайфулло Сафаров, Алексей Власов, Фарход Толипов, Руслан Жангазы и Станислав Чернявский.
|
Центральная Азия в энергетической стратегии Китая |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭНЕРГЕТИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
21.05.2012 09:45 |
Энергетическая стратегия Китая – составная часть национальной стратегии в сферах внутренней и внешней политики, нацеленная на экономическое и военно-политическое усиление страны. Функции китайского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) строго подчинены целям эффективного обеспечения всех сегментов национальной экономики, поддержания высокой динамики социально-экономического, в том числе промышленно-инновационного развития. Основными направлениями энергетической стратегии Китая являются следующие: 1) расширение сырьевой базы национального ТЭК; 2) технологическая модернизация отраслей ТЭК; 3) диверсификация национальной энергетики по направлениям максимально эффективного использования всех видов энергоресурсов; 4) увеличение объемов импорта энергоресурсов извне и диверсификация маршрутов их поставок. При этом для КНР характерна активная роль государства по продвижению национальных энергетических интересов за рубежом.
Важной составляющей энергетической стратегии КНР является долгосрочное закрепление в богатых энергоносителями странах и регионах, в том числе и в Центральной Азии с целью обеспечения гарантий стабильного снабжения национального ТЭК ресурсами извне. Интерес Китая к отраслям ТЭК стран Центральной Азии (ЦА) обозначился еще в середине 90-х годов прошлого века, и с этого времени значение региона в китайской энергетической стратегии поступательно растет. Если в середине-конце 90-х годов проектная активность КНР и китайских компаний в энергетическом сегменте экономик стран ЦА фокусировалась лишь на Казахстане и его нефтегазовой отрасли, то с началом XXI века внимание Пекина стало постепенно распространяться и на другие государства региона, диверсифицируясь и по отраслям ТЭК.
|
|
|