Нефтегазовые интересы Китая в Центральной Азии и энергетическая политика России |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭНЕРГЕТИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
06.08.2010 09:00 |
Интерес Китайской Народной Республики (КНР) к нефтегазовым отраслям стран Центральной Азии (ЦА) обозначился еще в середине 90-х годов прошлого века. Начиная с этого времени, значение региона в китайской энергетической, равно как и в целом в экономической политике, поступательно растет.
При этом, если в середине-конце 90-х годов проектная активность КНР и китайских компаний в нефтегазовом сегменте экономик стран ЦА фокусировалась только лишь на Казахстане, то с началом XXI века интерес Пекина стал постепенно распространяться и на другие государства региона. Основное внимание Китая в настоящее время приковано к нефтегазовым отраслям Казахстана и Туркменистана. Китайское же присутствие в нефтегазовых отраслях остальных стран ЦА связано не столько с энергетическими потребностями КНР, сколько с задачей продвижения иных (экономических и политических) интересов в данных государствах и в регионе в целом.
На сегодняшний день деятельность Китая и китайских компаний в нефтегазовом сегменте стран центральноазиатского региона, как представляется, не оказывает заметного влияния на развитие российского нефтегазового комплекса и серьезно не ущемляет российских интересов, тем более, что они не носят долгосрочный и объединенный единым планом характер, не вписаны в программу модернизации экономики России.
Интересы Китая к нефтяным ресурсам Центральной Азии связаны с Казахстаном, так как только эта страна ЦА располагает относительно высокими экспортными возможностями по нефти. Экспортные возможности Туркменистана крайне незначительны, а остальные государства региона являются нетто-импортерами нефти/нефтепродуктов.
|
Нефтегазовое направление региональной экономической интеграции в системе «Россия – Центральная Азия»: основные проблемы |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭНЕРГЕТИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
05.08.2010 09:00 |
Как представляется, региональная экономическая интеграция на постсоветском пространстве и, в особенности в ее российско-центральноазиатском сегменте, является принципиально важным (возможно даже жизненно важным) и непреложным условием выживания и иннновационно-промышленного развития всех стран ее участниц в условиях:
- имевшего места системного разрыва традиционных экономических связей в результате распада СССР;
- слабости, сырьевой ориентации и низкой конкурентоспособности национальных экономик;
- продолжающейся дезинтеграции постсоветского пространства и его переформатирования в рамках навязываемых извне форматов, схем, алгоритмов и концептов;
- высоких вызовов и рисков глобализации, в том числе связанных с современным мировым финансово-экономическим кризисом.
В этой связи именно нефтегазовое направление могло бы стать локомотивным и магистральным, особенно с точки зрения его очевидно высокой политической поддержки, традиционно значительных масштабов, глубины и интенсивности сотрудничества России со странами Центральной Азии. Все это оправданно позволят говорить о необходимости максимально эффективного использования данного по сути ключевого, а, возможно, и последнего единственно реального направления для активизации региональных интеграционных процессов.
Однако, современный формат экономического присутствия России и российских компаний в нефтегазовой сфере стран Центральной Азии, а также в целом российско-центральноазиатского нефтегазового сотрудничества пока не предоставляет ожидаемых широких возможностей для интеграции по причине наличия целого ряда крайне сложных проблем, носящих политико-экономический характер. Среди этих проблем особо выделяется комплекс проблем связанных с ярко выраженной экспортно-сырьевой ориентацией нефтегазовых отраслей России и основных центральноазиатских экспортеров углеводородов – Казахстана и Туркменистана. Россия и Казахстан – два крупнейших на постсоветском пространстве производителя нефти и газового конденсата экспортируют свыше 70% от общего объема добычи этих стратегических ресурсов. В свою очередь, Туркменистан экспортирует на внешние рынки около 67% от общего объема добываемой в стране нефти и примерно 75% природного газа. Причем, вряд ли будет оправданным стремление России и отдельных стран Центральной Азии еще более увеличивать объемы экспорта сырья, войти в число крупнейших поставщиков углеводородов на мировом рынке и за счет этого повысить свою роль в глобальной экономике и, соответственно, мировой политике.
|
Экономическое присутствие России и Китая в Центральной Азии |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
04.08.2010 09:00 |
Текст доклада В.Парамонова на VIII мировом конгрессе Международного совета по центрально- и восточноевропейским исследованиям, г.Стокгольм (Швеция), 26-31.07.2010. Доклад подготовлен совместно с А.Строковым, а также с использованием отдельных наработок, выполненных вместе с О.Столповским. В.Парамонов, А.Строков и О.Столповский – аналитики по вопросам развития Центральной Азии и ШОС, политики в регионе со стороны России и Китая, www.ceasia.ru.
Отношения России и Китая с Центральной Азией имеют богатую историю, в которой политика и экономика тесно переплелись друг с другом. Традиционно центральноазиатское направление было одним из ключевых во внешней политике России и Китая. Это представляется естественным с учетом расположения региона в центре Евразии – на стыке географии и интересов двух данных держав. При этом очень характерно и то, что с точки зрения экономики Центральная Азия никогда не была объектом российско-китайского соперничества. Во многом это связано с тем, что пики экономической активности России и Китая в регионе приходились на различные исторические периоды.
В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) государственные образования, расположенные на территории современной Центральной Азии, служили транспортным мостом между Китаем и Европой. Тогда именно Китай был внешним локомотивом экономического развития региона, главным источником научных знаний и передовых технологий. Развитие морских транспортных перевозок в эпоху Великих географических открытий (XVI век нашей эры) вызвало переориентацию мировой торговли с сухопутных маршрутов (основу которых составлял Великий шелковый путь) на морские. Существенная дешевизна морского транспорта привела к фактической экономико-географической изоляции Центральной Азии.
Во второй половине XIX века, когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, экономические связи региона стали замыкаться в основном на Россию. Это способствовало выходу Центральной Азии из экономико-географической изоляции и существенной интенсификации экономических связей. С падением Российской империи (1917 год) начался принципиально новый этап российско-центральноазиатских экономических отношений, так как именно в период существования СССР наблюдался беспрецедентный в истории России и стран Центральной Азии экономический взлет. Вплоть до распада Советского Союза именно Россия являлась локомотивом экономического развития Центральной Азии, оказав решающее влияние на формирование современного экономического облика региона.
|
В.Парамонов: «Узбекистан был и остается якорем стабильности всей Центральной Азии» |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ФОРУМ
|
Комментарий В.Парамонова корреспонденту газеты «Свободы Слова» (Казахстан) Жулдыз Алматбаевой от 04.08.2010.
Вопрос: насколько реальна возможность, что Киргизия увлечет за собой Узбекистан, и какими могут быть последствия для Казахстана?
Ирония заключается в том, что Киргизия «может увлечь за собой» вовсе не Узбекистан, а Казахстан ... Тем не менее, объективности ради надо признать, что вероятность этого хоть и существует, но является крайне низкой. Тем более, что пока Казахстану успешно удается гасить схожие тенденции у себя дома.
На этом фоне, основную угрозу нестабильность в Киргизии несет в первую очередь для Таджикистана и китайского Синьцзяна, причем как в сфере безопасности, так и в сферах политики и экономики.
В свою очередь, Узбекистан был и остается стержнем – якорем стабильности всей Центральной Азии. Если это будет пониматься тем же Казахстаном, то очевидно, что объединение усилий двух ведущих стран региона как в двустороннем формате, так и в многостороннем (например, в рамках ШОС) будет способствовать стабилизации Киргизии и всего региона. Однако, пока такой координации не было и нет, что позволяет утверждать о все более реальной возможности дестабилизации Киргизии.
|
К новым задачам для ЕврАзЭС, ШОС и ОДКБ по развитию интеграции в сферах экономики и безопасности |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ПОЛИТИКА
|
Автор: Владимир Парамонов
|
03.08.2010 09:00 |
Как представляется, сегодня перед странами-членами ЕврАзЭС, ШОС и ОДКБ стоит задача серьезного переосмысления нынешних «концепций» своего развития и разработки совместными усилиями новой, более эффективной и единой модели, которая способствовала комплексному развитию всех стран-членов путем реальной межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве в сфере экономики и безопасности.
В основе этого сотрудничества должно лежать понимание важности ШОС как организации, способной высветить общий долгосрочный интерес России, стран Центральной Азии и Китая – совместное экономическое освоение и стабильное развитие огромного внутриконтинентального пространства Евразии. Однако только при наличии политической воли осознать главенство данного ключевого приоритета над всеми остальными, возможно обеспечение прорыва в комплексном экономическом развитии внутренних пространств Евразии, включающих Центральную Азию, западный Китай и ряд внутренних регионов России.
Во-первых, необходима существенная активизация и принципиальное усиление координации деятельности внутри и между ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС, у которых есть шансы, чтобы превратиться в эффективные блоки. Однако, для этого на начальном этапе крайне важно существенно снизить появившуюся в результате распада СССР фрагментацию экономического и оборонного пространства «Россия – Центральная Азия» и преодолеть сырьевую ориентацию экономик стран региона и России. Очевидно, что основная нагрузка по решению данных задач должна лечь на ЕврАзЭС и ОДКБ. При этом на начальном этапе роль ШОС должна сводится к обеспечению политической поддержки Китаем интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
|
Энергетический клуб ШОС: фантом, способный обеспечить экономический прорыв |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭНЕРГЕТИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
01.08.2010 09:00 |

Идея создания Энергетического клуба (ЭК) ШОС официально была озвучена в 2006 году в то время президентом России В.В.Путиным на саммите ШОС в г.Шанхае, а на экспертно-аналитическом уровне получила обсуждение в рамках серии мероприятий, в том числе круглого стола «Перспективы формирования Энергетического клуба ШОС» (г.Ташкент, февраль 2007 года), организованного Центром политических исследований (Узбекистан) при поддержке Секретариата ШОС.
Министерство промышленности и энергетики России даже подготовило проект положения об Энергоклубе, согласно которому данная структура на первом этапе должна стать неправительственным совещательным органом, а ее основной задачей предполагается «создание информационной и дискуссионной площадки для всестороннего обсуждения энергетических стратегий государств-членов ШОС и выработки предложений по повышению энергетической безопасности».
Можно как соглашаться, так и не соглашаться с подобной «узко энергетической» и «чисто консультативной» версией идеи создания ЭК – сегодня это не столь принципиально. Наиболее же принципиальным остается то, что вопрос формирования Энергоклуба в последние годы по непонятным причинам отошел (если не был «задвинут») на задний план, в то время как создание подобной структуры (пусть даже и в предлагаемом Россией варианте) могло бы стать достаточно важным шагом в укреплении Шанхайской организации.
|
Китай и Центральная Азия: сотрудничество в сфере безопасности |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
БЕЗОПАСНОСТЬ
|
Автор: В.Парамонов, О.Столповский
|
31.07.2010 09:00 |

Резкое изменение геополитической конфигурации в Центральной Азии (ЦА) в начале 90-х годов, вызванное распадом СССР, в значительной степени стало неожиданностью для Китайской Народной Республики (КНР), и достаточно неоднозначно было воспринято в Пекине. С одной стороны, крах Советского Союза открывал перед Китаем новые возможности в плане расширения своего присутствия в ЦА. С другой стороны, в Пекине, безусловно, понимали, что формирование обстановки в данном сегменте постсоветского пространства будет сопровождаться болезненными процессами, которые в совокупности с унаследованными проблемами советско-китайского периода могут крайне негативным образом сказаться на безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и КНР в целом.
В этой связи динамика происходящих в Центральной Азии и вокруг нее процессов предопределяла постоянную корректировку подходов Китая к развитию всестороннего сотрудничества с государствами региона, в том числе и по вопросам безопасности. И по сей день КНР подходит к развитию связей с ЦА не только с точки зрения новых для себя возможностей и перспектив, но и с точки зрения потенциальных угроз и вызовов своей безопасности.
В целом же, рассматривая развитие ситуации в Центральной Азии и вокруг нее с начала 90-х годов по настоящий период времени в контексте потенциальных угроз и вызовов безопасности Китая, следует условно выделить три этапа, в ходе которых подходы КНР к сотрудничеству с государствами ЦА в сфере безопасности имели свои особенности и наполняемость.
|
Основные рекомендации по решению проблем на пути сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
30.07.2010 09:00 |
Несмотря на сохраняющийся комплекс сложнейших проблем на пути развития сотрудничества в Центральной Азии (ЦА) и вокруг нее в транспортно-коммуникационной сфере и, более того, очевидную пессимистичность связанных с этим основных сценариев, потенциал данного сотрудничества все же значителен как в рамках ЕврАзЭС, так и в рамках ШОС. Залогом этого является то, что именно у России, Китая и стран ЦА объективно есть общий долгосрочный интерес – совместное экономическое освоение и развитие огромного внутриконтинентального пространства Евразии. Однако, только при наличии политической воли указанных стран и их основных партнеров осознать главенство данного ключевого приоритета над всеми остальными, возможно обеспечение прорыва в комплексном экономическом развитии внутренних пространств Евразии, включающих ЦА, западный Китай и ряда внутренних регионов России.
Поэтому очевидно, что только на основе понимания этого можно будет говорить об альтернативе негативным сценариям (в рамках которых сегодня идет взаимодействие в транспортно-коммуникационной и иных сферах) – налаживании механизмов комплексного и взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в системе «Россия – Китай – Центральная Азия», а на институциональном уровне – внутри и между ЕврАзЭС и ШОС.
Рекомендация № 1: преодоление сырьевой ориентации экономик
стран Центральной Азии и России путем интеграции в рамках ЕврАзЭС
В рамках ЕврАзЭС представляется целесообразным разработать Программу инновационно-промышленного развития, что должно стать главным направлением интеграции стран-членов Сообщества. В плане практической реализации данной программы предлагается предусмотреть создание совместных холдинговых компаний, в первую очередь в перерабатывающих отраслях промышленности. Часть технологических операций (особенно это касается наиболее энергоемких производственных процессов) предлагается переносить на территорию стран региона с учетом наличия здесь энергоносителей, минеральных ресурсов и ряда более благоприятных, чем в России, условий организации производства (более дешевая рабочая сила, а также значительно меньшая энергоемкость производств и низкий уровень затрат на капитальное строительство более благоприятной климатической зоне).
|
Основные проблемы на пути развития сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭКОНОМИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
29.07.2010 09:00 |
Сотрудничество стран Центральной Азии (ЦА) в сфере транспорта и транспортных коммуникаций пока остается малоэффективным. Как представляется, во многом это объясняется наличием комплекса взаимосвязанных проблем, с которыми столкнулась ЦА в условиях развивающегося мирового финансово-экономического кризиса и устойчивой тенденции фрагментации постсоветского экономического пространства.
Среди данных проблем, особо выделяются следующие:
-
экономико-географическая изоляция Центральной Азии;
-
сырьевая ориентация экономик стран Центральной Азии;
-
отсутствие региональной интеграции в Центральной Азии.
Как представляется, суммарный эффект от негативного влияния данных проблем помимо всего прочего подвергает эрозии одну из главных функций транспорта и коммуникаций в экономическом развитии стран Центральной Азии – обеспечивать устойчивость сферы материального производства в регионе. Вместо этого, сегодня развитие транспорта и коммуникаций в ЦА во многом идет в фарватере тенденции снижения экономической (в том числе транспортной) взаимозависимости стран региона, где наиболее «перспективной» нишей транспорта и коммуникаций является обслуживание интересов сырьевых отраслей по увеличению добычи сырьевых ресурсов и наращиванию объемов их экспорта на внешние рынки.
|
«Проблема уйгурского сепаратизма» в китайско-центральноазиатских отношениях: или о необходимости постановки новых задач для ШОС |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
БЕЗОПАСНОСТЬ
|
Автор: О.Столповский, В.Парамонов
|
28.07.2010 09:00 |

«Проблема уйгурского (или даже шире – этнического) сепаратизма» является очень сложной, многогранной, многомерной и одновременно малоизученной. Здесь необходимо четко понимать крайнюю политизацию и мифологизацию проблемы сепаратизма, в том числе уйгурского. Поэтому в настоящей статье основное внимание уделено лишь одному аспекту – внешнеполитической составляющей вопроса: политике КНР в контексте китайско-центральноазиатских отношений. На наш взгляд, как с точки зрения данного ракурса, так и в целом, «проблема уйгурского сепаратизма» сегодня остается, пожалуй, одной из ключевых в плане сохранения региональной безопасности, обеспечения положительной динамики развития сотрудничества между Китаем, странами Центральной Азии, Россией, Афганистаном и смежными пространствами. Соответственно и основные решения данной проблемы должны лежать в плоскости усиления взаимодействия между этими странами и, в первую очередь, в рамках ШОС.
С точки зрения КНР «проблема уйгурского сепаратизма» является крайне актуальной, так как уйгурский сепаратизм исторически остается для Китая фактором нестабильности и несет в себе угрозу территориальной целостности страны. Распад Советского Союза и появление в Центральной Азии (ЦА) новых суверенных образований, государственность в которых стала формироваться преимущественно на этнонациональной основе, косвенно стимулировали активизацию этнического сепаратизма в Китае и, в частности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР. Более того, некоторые современные тенденции в развитии политических и социально-экономических процессов в центральноазиатских государствах, а также складывающаяся вокруг региона ЦА ситуация в целом способствуют своеобразной кооперации уйгурских сепаратистов с различного рода радикальными кругами за пределами Синьцзяна. Это, в свою очередь, уже позволило руководству Китая принципиально изменить подходы к «проблеме уйгурского сепаратизма» и рассматривать ее не только как «чисто» внутреннее явление, но и как составную часть проблемы международного терроризма, решение которой требует совместных усилий.
|
Российское экономическое присутствие в нефтегазовой отрасли Узбекистана: современное состояние |
|
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ -
ЭНЕРГЕТИКА
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
27.07.2010 09:00 |
После распада СССР и вплоть до конца 2003 года взаимодействие между Россией и Республикой Узбекистан (РУз) в нефтегазовой отрасли переживало период спада, ограничивалось лишь небольшими объемами поставок узбекского и транзита туркменского газа в Россию/российском направлении по системе существующих трубопроводов. Однако, начиная с 2004 года, российско-узбекское взаимодействие в нефтегазовой отрасли вступило в период подъема и стало развиваться интенсивно. Как представляется, во многом это стало возможным благодаря усилению центральноазиатского вектора во внешней стратегии РФ с приходом к власти в Москве нового руководства во главе с В.Путиным. Другой, не менее важной причиной, безусловно, был наблюдавшийся вплоть до 2008 года устойчивый рост цен на углеводороды.
В настоящее время в РУз достаточно активно работают такие российские концерны как «Газпром» и «ЛУКОЙЛ», а также финансово-промышленная группа «Союзнефтегаз» и фирмы-субподрядчики, участвующие в проектах указанных выше компаний. Если в 90-х годах ХХ века российские инвестиции в нефтегазовой отрасли Узбекистана практически отсутствовали, то по состоянию на конец 2009 года они составили до 1 млрд. долларов. Общий же объем инвестиций, которые Россия намерена вложить в нефтегазовую отрасль Узбекистана до 2012 года, предположительно может составить от 4,7 до 6,2 млрд. долларов. Данные средства планируется направить в проекты по геологоразведке и освоению нефтегазовых месторождений, а также в модернизацию трубопроводной инфраструктуры.
Проекты по освоению месторождений
-
Освоение газоконденсатного месторождения «Шахпахты» (Республика Каракалпакстан, плато Устюрт, северо-западная часть Узбекистана). Месторождение было открыто еще в 1962 году, а его промышленные запасы оцениваются примерно в 46,5 млрд. кубических метров газа (с учетом газового конденсата) и 7,7 млн. тонн нефти.
|
|
|