Проблемы Афганистана: военного решения нет |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ | |||
Интервью Владимира Парамонова журналу «Эксперт-Казахстан», февраль 2009.
Без активного участия соседей Афганистана решение афганского вопроса невозможно, уверен независимый эксперт Владимир Парамонов (Узбекистан). Вопрос: В ходе встречи с президентом РФ в Ташкенте в январе Ислам Каримов выступил против военного решения афганского вопроса. Он сказал, что войска, введенные в чужую страну, со временем приобретают характер оккупантов. Будет ли Узбекистан поддерживать операцию «Несокрушимая свобода» и ISAF, если об этом попросит Вашингтон? Если да, то в какой форме? Мне кажется, что вы слишком свободно трактуете контекст того, что сказал президент Узбекистана. Поэтому сначала хотелось бы все же уточнить то, о чем он говорил. Во-первых, о том, что афганский вопрос нельзя решить лишь военным путем – лишь путем дальнейшей милитаризации. Во-вторых, президент Узбекистана отметил, что в глазах афганского населения любое присутствие зарубежных вооруженных сил означает оккупацию и что военным присутствием афганский вопрос не решить. В-третьих, президент всегда говорил, что для решения проблем Афганистана нужна координация всех заинтересованных сил и в первую очередь соседних стран. И все ведущие эксперты по Афганистану подтвердят правильность этих тезисов.
Поэтому уверен, что Узбекистан будет поддерживать именно грамотную политику в отношении Афганистана, как и любые усилия, если они будут вести к стабилизации, а не дестабилизации этой страны. Касательно же планов США и их союзников в афганском направлении – это все еще вопрос двусторонних и многосторонних переговоров, в том числе с участием Узбекистана. Военная же составляющая должна быть лишь одним из аспектов переговоров, причем, очевидно, не самой главной и принципиальной. Вопрос: Узбекистан остается членом ОДКБ. Однако формат международной группы по Афганистану, предложенный Узбекистаном (6+2+НАТО), не предусматривает участия ОДКБ. Прокомментируйте, пожалуйста, возможность взаимодействия НАТО и ОДКБ в связи с такой позицией Ташкента. Никто не отрицает возможность любого взаимодействия. Но взаимодействовать надо реальным силам, силам, напрямую заинтересованным в урегулировании ситуации в Афганистане, несущим ношу ответственности за судьбу этой страны и смежных пространств. Здесь не до демагогии и политико-пропагандистской риторики. Ведь на кону ни много ни мало – стабильность огромных евразийских территорий, да и всей Евразии. И во взаимодействии должны активно участвовать именно соседи Афганистана плюс ведущие державы и игроки. Зачем расширять круг активных участников до бесконечности? Кому это выгодно? Явно, что не Афганистану. Так я понимаю позицию Узбекистана. А если у каких-либо стран–членов ОДКБ есть желание взаимодействовать с НАТО по Афганистану, то надо сначала задаться двумя принципиально важными вопросами: Насколько само НАТО готово к этому диалогу? Насколько сама ОДКБ готова к активному (заметьте – не пассивному) участию в процессах стабилизации в Афганистане? Вопрос: Возрастает ли в нынешних условиях (атаки талибов на пути доставки грузов в Пакистане, периодическое закрытие Хайберского перевала, возможное закрытие базы «Манас») роль Узбекистана в решении афганского вопроса?
Роль Узбекистана традиционно была высока и остается таковой, даже если кто-то это ранее старался не замечать. Вы правы, что в современных условиях (в Пакистане, в Кыргызстане, да и в мире) значение и роль Узбекистана только повышается. Но нельзя сводить все к военным методам и, соответственно, поиску некоей военной роли или ниши Узбекистана. Это противоречит не только позиции Ташкента по вопросу афганского урегулирования, но и здравому смыслу, который должен был давно кому-то подсказать: военного решения нет. Похожие материалы:
|